• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Индексы интенсивности производства продукции и услуг непромышленных видов экономической деятельности — сентябрь 2011 г.

В ежемесячном докладе от Центра развития НИУ ВШЭ рассматривается динамика производства и оказания услуг в  сельском хозяйстве, лесозаготовках, рыболовстве, строительстве, оптовой и розничной торговле, грузообороте транспорта

В сентябре 2011 года по сравнению с предыдущим месяцем увеличилась интенсивность производства продукции и услуг пяти из семи анализируемых видов экономической деятельности (см. таблицу 1).

Интенсивность производства продукции сельского хозяйства в сентябре 2011 относительно предыдущего месяца увеличилась на 11% (в июле – на 1,5%, августе – на 4,8%). Отмечаемое изменение динамики производства сельскохозяйственной продукции в 2010–2011 гг. объясняется тем, что Росстат уточнил данный показатель, во-первых, в связи, с получением информации об объемах производства продукции животноводства за июль-сентябрь по хозяйствам всех категорий, во-вторых, с получением окончательных итогов за 2010 год. Высокие темпы роста интенсивности производства сельскохозяйственной продукции были вызваны существенным увеличением урожая зерновых после прошлогодней засухи (по прогнозу Минсельхоза до конца года урожай может составить свыше 90 млн тонн).

Вместе с тем сократилась интенсивность лесозаготовок на 2,4% и рыболовства на 18%.

В динамике интенсивности производства строительных работ относительно предыдущего месяца с мая по сентябрь 2011 года сохранялась тенденция к росту (в мае она увеличилась на 1,8%, июне – на 3,2%, июле – на 3,9%, августе – на 3,9%, а в сентябре рост несколько замедлился – 2,8%), что объясняется, в определенной степени, развитием крупных инвестиционных проектов (строительство нефтепровода “Северный поток”, олимпийские стройки, подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке.

Динамика индекса интенсивности оборота оптовой торговли с января 2010 по сентябрь 2011 года по сравнению с предыдущим месяцем характеризовалась весьма невысокими темпами прироста, что в некоторой мере корреспондирует со стагнацией интенсивности динамики промышленного производства за этот же период.

Интенсивность оборота розничной торговли за период с октября 2010 года по июль 2011 года изменялась в интервале от 0,2% до 0,8% относительно предыдущего месяца, что объясняется, ростом продаж непродовольственных товаров, существенную часть которых составляла импортная продукция, на фоне гораздо меньшего прироста продажи пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий. В августе и сентябре текущего года интенсивность оборота розничной торговли составила 1% и 1,3%, но при этом прирост интенсивности был обеспечен прежде всего наращиванием интенсивности продаж пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, соответственно, на 1,2% и на 1,6%. Сентябрьское замедление темпов инфляции, так же как и в июле и августе, было обусловлено сезонным удешевлением продовольствия за эти месяцы, что стимулировало сдвиг структуры спроса в пользу продовольственных товаров.

В сентябре 2011 года относительно предыдущего месяца интенсивность перевозок грузов транспортом увеличилась на 1,1%, что произошло благодаря прежде всего приросту интенсивности перевозок грузов автомобильным транспортом – на 1,8% и внутренним водным транспортом – на 7,9%. Одновременно с этим сократилась интенсивность перевозок железнодорожным транспортом – на 0,4%, а также трубопроводным транспортом – на 1,7% из-за снижения прокачки газа. Следует отметить, что увеличение интенсивности грузовых перевозок транспортом сопровождалось снижением средней дальности перевозок грузов в целом, а также на железнодорожном и трубопроводном транспорте. В то же время выросла средняя дальность перевозок автомобильным и внутренним водным транспортом (см. таблицу 3).

Интенсивность погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте в сентябре 2011 года по сравнению с августом уменьшилась на 0,4%, что было обусловлено снижением интенсивности погрузки всех видов грузов, за исключением железной и марганцевой руды (где интенсивность погрузки выросла на 1%), а также строительных грузов и цемента прирост на 1,1%. Среди рассматриваемых видов грузов прежде всего обращает на себя внимание спад погрузки каменного угля в сентябре на 2% (в августе – на 0,6%), что объясняется сложившейся ситуацией с организацией перевозок угля железнодорожным транспортом с места добычи до потребителей. Дело в том, что в ходе реформирования системы железнодорожного транспорта в России возникло около 2 тысяч мелких частных перевозочных компаний, которые владеют собственным парком грузовых вагонов, а должная координация в движении груженых и порожних вагонов по общей железной дороге между этими компаниями отсутствует. В результате возникают “пробки” на отдельных узлах, и пустые вагоны длительное время простаивают на станциях и путях, а у угледобывающих компаний образуются сверхнормативные запасы угля. Для исправления этой ситуации и издан приказ Министерства транспорта от 3 октября 2011 года, в котором регламентируется определенный порядок работы грузоперевозчиков.

Кроме того, наблюдался спад индекса интенсивности погрузки нефти и нефтепродуктов – на 2% и черных металлов – на 0,8% (см. таблицу 4).

С начала 2011 года (в сентябре относительно декабря 2010 года) увеличилась интенсивность производства продукции сельского хозяйства на 20,2%, строительства – на 12,8%, оборота оптовой торговли – на 1,9%, оборота розничной торговли – на 6,4% (прежде всего из-за роста интенсивности продажи непродовольственных товаров – на 8,2%; продажа пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий увеличилась на 4,5%), перевозок грузов транспортом – на 4% (благодаря росту интенсивности перевозок на всех видах транспорта, за исключением трубопроводного, где интенсивность прокачки снизилась на 0,3%, за счет газа в газопроводах). Вместе с тем уменьшилась интенсивность лесозаготовок на 4,8% и рыболовства – на 6,9% (см. таблицы 5 и 6).

С начала 2011 года снизилась средняя дальность грузовых перевозок в целом за счет трубопроводного транспорта.

Индекс интенсивности погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте в сентябре 2011 года по сравнению с декабрем предыдущего года увеличился на 0,2%, благодаря прежде всего росту интенсивности погрузки каменного угля на 2,8%, железной и марганцевой руды – на 8,3%, строительных грузов и цемента – на 2,3%. В то же время уменьшилась интенсивность погрузки нефти и нефтепродуктов – на 6,2%, черных металлов – на 4,4% (см. таблицу 8).

За весь период наблюдения (
в сентябре 2011 года относительно января 2000 года, а для перевозок грузов транспортом – относительно января 2001 года) в наибольшей степени увеличилась интенсивность оборота розничной торговли – в 2,9 раза (интенсивность продаж непродовольственных товаров – в 3,3 раза, а пищевых продуктов и табачных изделий – в 2,4 раза), строительства – в 2,8 раза, оборота оптовой торговли – в 2,7 раза, производства продукции сельского хозяйства – в 1,9 раза, рыболовства – в 1,8 раза, лесозаготовок – на 1,2% (см. таблицу 5).
За этот период интенсивность перевозок грузов транспортом возросла на 4,6% в основном за счет ее роста на железнодорожном транспорте на 15,4%, внутреннем водном транспорте – на 34,8% и трубопроводном транспорте – на 28,3%. В то же время интенсивность перевозок на автомобильном транспорте сократилась на 0,7%. Рост интенсивности перевозок грузов трубопроводным транспортом был достигнут вследствие ее увеличения на нефтепроводах на 78,3%, тогда как на газопроводах она снизилась на 2,2% (см. таблицу 6).

Средняя дальность перевозок грузового транспорта в целом за рассматриваемый период существенно увеличилась, в том числе на железнодорожном и автомобильном, но она уменьшилась на внутреннем водном транспорте и трубопроводном транспорте (см. таблицы 5 и 7).

Интенсивность погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте в сентябре 2011 года по сравнению с январем 2000 года возросла на 16,8%, главным образом, за счет погрузки нефти и нефтепродуктов (рост на 58,5%), химических грузов и минеральных удобрений (на 28,8%), железной и марганцевой руды (на 22,3%), каменного угля (на 16,2%), черных металлов (на 16,8%). Однако уменьшилась интенсивность погрузки строительных грузов и цемента (на 2,7%) (см. таблицу 8).

Исполнители: Э.Ф. Баранов – руководитель работы, В.А. Бессонов (заведующий Лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста НИУ ВШЭ) – автор математической модели сезонной корректировки и реализующего ее программного обеспечения, А.А. Роскин, Т.А. Ахундова, В.И. Безносик, О.В. Ахундова – младший научный сотрудник Лаборатории макроструктурного моделирования экономики России НИУ ВШЭ

Полный набор текстов, графиков и таблиц Индексов интенсивности производства продукции и услуг непромышленных видов экономической деятельности, сентябрь 2011

Автор текста: Баранов Эдуард Филаретович, 24 ноября, 2011 г.