• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

ОРВ для снижения издержек госуправления

В развитых странах давно работает система, в которой любой нормативный акт до принятия проходит процедуру Оценки Регулирующего Воздействия (ОРВ). Она позволяет заранее просчитать возможные последствия принятия законов и нормативов для экономики и общества
31 октября, 2011 г.

В России ОРВ начали вводить только в 2010 г., назначив головным органом Министерство экономического развития. В абсолютной необходимости ОРВ для России убеждал корреспондента OPEC.ru управляющий директор консалтинговой компании «Jacobs and Associates» Скотт Джейкобс (Scott Jacobs).

- В России ОРВ только начинают вводить. Далеко не все понимают важность этого инструмента. Что Вы могли бы сказать людям, которые считают это просто еще одной бюрократической процедурой?

- Я бы посоветовал им представить ситуацию, в которой министерства не зависят от бюджета, а тратят столько денег, сколько хотят и никому за эти деньги не отчитываются. Можете себе представить, что будет с бюджетом — он просто взорвется. Примерно так же выглядит ситуация, в которой нет никакого контроля за результатами вводимого регулирования. Кто-нибудь считал, сколько потратили общество и бизнес из-за введения любых нормативных актов? Это не какая-то абстрактная величина, это груз, которые ложится на все общество — он отражается и на уровне реальных зарплат, и на ценах в магазинах.

Из-за отсутствия контроля за возможными последствиями, вводится много ошибочных, непроработанных нормативных актов. Фактически каждый россиянин из-за этого платит скрытый налог. По моим догадкам, объем этого скрытого налога эквивалентен 25% ВВП. Это огромная величина. Если мы можем использовать технику управления и контроля, чтобы снизить эти затраты, от этого выиграют все. Но если такие затраты еще как-то можно оценить, то просчитать стоимость «потерянных» инноваций и «невыхода» на новые рынки практически невозможно.

- Потерянные инновации?

 

- Да, у России на уровне предпринимателей есть огромный инновационный потенциал, но он не будет использован, потому что очень многие из этих предпринимателей никогда не найдут возможности реализоваться и внедрить свои идеи. Это очень большая проблема. Россия в этом смысле однозначно будет проигрывать тем странам, в которых нормативные акты проходят через ОРВ и административные барьеры снижаются. Политика стран, внедривших ОРВ, как правило, гораздо более эффективна. Бизнес в этих странах сталкивается с меньшими трудностями, несет меньшую нагрузку. Страны, которые используют ОРВ, уже увидели результаты. К примеру, по данным US Environmental Protection Agency, каждый доллар, который тратится на ОРВ нормативных актов в сфере защиты окружающей среды, снижает потери бизнеса на 1000 долларов. Это огромный коэффициент отдачи — 1 к 1000. Конечно, показатели не везде такие впечатляющие, но ОРВ — это, в любом случае, важный инструмент управления качеством госуправления.

 

- Кто проводит процедуру ОРВ?

 

- В международной практике ОРВ проводится непосредственно регулятором, потому что помогает определить, какая из многих альтернатив политики наиболее удачна. При этом контроль за тем, как проводится ОРВ, осуществляется на уровне центральной власти. С ОРВ связан риск того, что результатами оценки можно манипулировать.

 

- В странах ОЭСР ОРВ введено?

 

- Да, во всех странах ОЭCР проводится ОРВ. И есть еще как минимум 25 стран, не входящих в ОЭСР, в которых ОРВ также применяется. Даже во Вьетнаме ввели ОРВ два года назад. Правда, положительный эффект от введения ОРВ там пока невелик, но это вопрос времени и повышения уровня профессионализма работников министерств. Как видите, бедные и богатые страны используют ОРВ, и у России нет никаких причин отказываться от этой процедуры.

 

- Как можно снизить риск манипулирования ОРВ, помимо централизованного контроля?

 

- Главная поддержка честности ОРВ — это транспарентная среда. Также в процесс ОРВ должно быть включено и общество.

 

- Как относятся к ОРВ страны СНГ и БРИК?

 

- Мне точно известно, что три года назад ОРВ было введено в Молдавии. Армения и Грузия сейчас обсуждают возможность введения. Что касается стран БРИК, то в Бразилии есть ОРВ, но у них качество этой процедуры очень низкое. В этой стране ОРВ проводят университеты, а не министерства, поэтому система работает неправильно.

 

Я также знаю, что китайское правительство обсуждало ОРВ, но оно не планирует вводить его в ближайшее время. Частично, наверное, из-за того, что их пугает прозрачность, которую предполагает ОРВ. Но им такая процедура, на мой взгляд, совершенно необходима. Китай сделал много ошибок в своих законах, их нужно корректировать. К примеру, пару лет назад китайское правительство решило, что программное обеспечение для шифрования должно быть запрещено к использованию внутри страны. Но операционная система Windows, на которой работает большинство компьютеров в Китае, включает такое программное обеспечение. Получилось, что правительство запретила все продукты Microsoft в Китае, хотя, никого это конечно не останавливает, но ограничений и проблем порождает множество. Если бы в Китае было введено ОРВ, такой ситуации просто не получилось бы.

 

Беседовала Анастасия Астахова

 

Материалы по теме

Чрезмерная забота о вкладчиках повышает риски банковской системы

Система страхования вкладов, с одной стороны, повышает доверие к кредитным организациям, а с другой стороны, создает предпосылки для оппортунистического и рискованного поведения банкиров. Причем крупные банки проводят более сдержанную политику и эффективнее работают с проблемными активами, выяснила в ходе исследования доцент департамента финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ Наталия Горелая.

Высокие ставки по вкладам вредят банковской системе

Рост процентных ставок угрожает стабильности финансовой системы. В кризис вкладчики, охотно разместившие сбережения на депозитах под высокий процент, массово закрывают счета. Помочь банкам выжить может жесткая позиция регулятора и система страхования вкладов, рассказал старший преподаватель факультета экономических наук НИУ ВШЭ Александр Челеховский.

Финансовый контроль убережет от кризиса

После экономического кризиса 2008 года система глобального финансового управления, нацеленная на предотвращение финансовых коллапсов, изменилась. О мерах, которые были предприняты для стабилизации мировой экономики, на лекции в НИУ ВШЭ рассказал профессор Университета Квинс (Белфаст, Великобритания) Эндрю Бейкер

Страны объединяются и противостоят диктату инвесторов

Государства формируют альянсы, чтобы противостоять диктату международного капитала и успешнее привлекать его на свои рынки, рассказал заведующий кафедрой мировой политики НИУ ВШЭ Максим Братерский в докладе «Политические функции региональных экономических объединений»

Объем инвестиций и темпы восстановления экономики

Экономический рост, который показывали те или иные страны, выходя из кризиса 2007-2008, в большей степени зависел от состояния банковской системы страны и уровня портфельных инвестиций: чем этот уровень выше, тем скорее идет оздоровление экономики. Анализ Бранимира Йовановича