• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

ОРВ для снижения издержек госуправления

В развитых странах давно работает система, в которой любой нормативный акт до принятия проходит процедуру Оценки Регулирующего Воздействия (ОРВ). Она позволяет заранее просчитать возможные последствия принятия законов и нормативов для экономики и общества

В России ОРВ начали вводить только в 2010 г., назначив головным органом Министерство экономического развития. В абсолютной необходимости ОРВ для России убеждал корреспондента OPEC.ru управляющий директор консалтинговой компании «Jacobs and Associates» Скотт Джейкобс (Scott Jacobs).

- В России ОРВ только начинают вводить. Далеко не все понимают важность этого инструмента. Что Вы могли бы сказать людям, которые считают это просто еще одной бюрократической процедурой?

- Я бы посоветовал им представить ситуацию, в которой министерства не зависят от бюджета, а тратят столько денег, сколько хотят и никому за эти деньги не отчитываются. Можете себе представить, что будет с бюджетом — он просто взорвется. Примерно так же выглядит ситуация, в которой нет никакого контроля за результатами вводимого регулирования. Кто-нибудь считал, сколько потратили общество и бизнес из-за введения любых нормативных актов? Это не какая-то абстрактная величина, это груз, которые ложится на все общество — он отражается и на уровне реальных зарплат, и на ценах в магазинах.

Из-за отсутствия контроля за возможными последствиями, вводится много ошибочных, непроработанных нормативных актов. Фактически каждый россиянин из-за этого платит скрытый налог. По моим догадкам, объем этого скрытого налога эквивалентен 25% ВВП. Это огромная величина. Если мы можем использовать технику управления и контроля, чтобы снизить эти затраты, от этого выиграют все. Но если такие затраты еще как-то можно оценить, то просчитать стоимость «потерянных» инноваций и «невыхода» на новые рынки практически невозможно.

- Потерянные инновации?

 

- Да, у России на уровне предпринимателей есть огромный инновационный потенциал, но он не будет использован, потому что очень многие из этих предпринимателей никогда не найдут возможности реализоваться и внедрить свои идеи. Это очень большая проблема. Россия в этом смысле однозначно будет проигрывать тем странам, в которых нормативные акты проходят через ОРВ и административные барьеры снижаются. Политика стран, внедривших ОРВ, как правило, гораздо более эффективна. Бизнес в этих странах сталкивается с меньшими трудностями, несет меньшую нагрузку. Страны, которые используют ОРВ, уже увидели результаты. К примеру, по данным US Environmental Protection Agency, каждый доллар, который тратится на ОРВ нормативных актов в сфере защиты окружающей среды, снижает потери бизнеса на 1000 долларов. Это огромный коэффициент отдачи — 1 к 1000. Конечно, показатели не везде такие впечатляющие, но ОРВ — это, в любом случае, важный инструмент управления качеством госуправления.

 

- Кто проводит процедуру ОРВ?

 

- В международной практике ОРВ проводится непосредственно регулятором, потому что помогает определить, какая из многих альтернатив политики наиболее удачна. При этом контроль за тем, как проводится ОРВ, осуществляется на уровне центральной власти. С ОРВ связан риск того, что результатами оценки можно манипулировать.

 

- В странах ОЭСР ОРВ введено?

 

- Да, во всех странах ОЭCР проводится ОРВ. И есть еще как минимум 25 стран, не входящих в ОЭСР, в которых ОРВ также применяется. Даже во Вьетнаме ввели ОРВ два года назад. Правда, положительный эффект от введения ОРВ там пока невелик, но это вопрос времени и повышения уровня профессионализма работников министерств. Как видите, бедные и богатые страны используют ОРВ, и у России нет никаких причин отказываться от этой процедуры.

 

- Как можно снизить риск манипулирования ОРВ, помимо централизованного контроля?

 

- Главная поддержка честности ОРВ — это транспарентная среда. Также в процесс ОРВ должно быть включено и общество.

 

- Как относятся к ОРВ страны СНГ и БРИК?

 

- Мне точно известно, что три года назад ОРВ было введено в Молдавии. Армения и Грузия сейчас обсуждают возможность введения. Что касается стран БРИК, то в Бразилии есть ОРВ, но у них качество этой процедуры очень низкое. В этой стране ОРВ проводят университеты, а не министерства, поэтому система работает неправильно.

 

Я также знаю, что китайское правительство обсуждало ОРВ, но оно не планирует вводить его в ближайшее время. Частично, наверное, из-за того, что их пугает прозрачность, которую предполагает ОРВ. Но им такая процедура, на мой взгляд, совершенно необходима. Китай сделал много ошибок в своих законах, их нужно корректировать. К примеру, пару лет назад китайское правительство решило, что программное обеспечение для шифрования должно быть запрещено к использованию внутри страны. Но операционная система Windows, на которой работает большинство компьютеров в Китае, включает такое программное обеспечение. Получилось, что правительство запретила все продукты Microsoft в Китае, хотя, никого это конечно не останавливает, но ограничений и проблем порождает множество. Если бы в Китае было введено ОРВ, такой ситуации просто не получилось бы.

 

Беседовала Анастасия Астахова