• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аутсорсинг: иностранцы в России

Группа BDO в России подвела итоги рейтинга популярности аутсорсинга в иностранных компаниях, работающих на российской территории. Самыми популярными сферами оказались сфера услуг, сопровождение программного обеспечения, юридическое сопровождение, охрана, транспорт и логистика

Аутсорсинговое подразделение группы BDO в России подвело итоги совместного с «РБК.Рейтинг» проекта по изучению востребованности аутсорсинга внутренних функций иностранными компаниями, работающих на территории России. Совместный проект по изучению популярности отдельных видов внутренних функций, которые компании готовы передавать на аутсорсинг, был начат в сентябре 2009 года и состоял из двух этапов. На первом этапе группа BDO провела опрос среди более 2000 респондентов, представителей российских компаний, работающих в различных отраслях экономики, в том числе банковского сектора, сферы торговли, строительного, производственного, медицинского сектора, компаний сферы обслуживания и так далее.

В 2010 году были подведены итоги рейтинга и начат второй этап изучения мнения рынка о передаче отдельных видов функций на аутсорсинг. Эта часть проекта была связана с иностранным бизнесом в России. Итоги исследования показали, что российские и иностранные компании, работающие в РФ, по-разному относятся к передаче на аутсорсинг отдельных видов внутренних функций (см. рис. 1).

Рис. 1. Популярность видов аутсорсинга в российских и иностранных компаниях

 

Главный бухгалтер компании NYCO (Франция)- лидер в области синтетических смазочных материалов для авиации и для военной техники:

Аутсорсинг начал развиваться в 90-е гг. На данный момент большая конкуренция на рынке аутсорсинга, т.к. достаточно много компаний предлагает такие услуги. Обычно используется в малых компаниях, в таких отраслях, как сфера обслуживания, торговых и строительных компаниях, в ресторанном бизнесе. Причины, по которым компании передают функции на аутсорсинг:

  • невозможность содержать штат бухгалтеров;
  • неуверенность в своих сотрудниках;
  • нежелание выполнять учетные функции.

В рамках второго этапа исследования было определено, какие внутренние функции иностранные компании готовы передавать на аутсорсинг, какие факторы являются определяющими при принятии решения об аутсорсинге бизнес-процессов, кто принимает решение в компании о передаче функций внешнему провайдеру. Кроме того, была поставлена задача оценить текущую популярность аутсорсинга бухгалтерского учета, расчета заработной платы и кадрового администрирования в иностранных компаниях в России.

Согласно исследованию иностранные компании, имеющие подразделения в России, предпочитают не везти с собой юристов, охрану и менеджеров. Эти функции предприниматели отдают на аутсорсинг, ожидая не столько финансовой экономии, сколько возможности концентрироваться на ключевых задачах бизнеса, не отвлекаясь на непрофильную деятельность (см. рис. 2).

Рис. 2. Рейтинг лидирующих функций среди иностранных компаний, представленных в России

 

Самыми популярными сферами, отданными российским профильным компаниям, являются сфера услуг, сопровождение программного обеспечения, юридическое сопровождение, охрана, транспорт и логистика, а также подбор и обучение персонала.

Иностранный бизнес уверен, что передавая часть функций на аутсорсинг, он не только улучшает эффективность работы, но и получает доступ к большому опыту провайдера. Об этом заявили 22% респондентов. 19% уверены, что аутсорсинг помогает сконцентрироваться на ключевых задачах бизнеса и сэкономить время руководства. О денежной экономии заявили 11% опрошенных.

Главный бухгалтер компании ARtec. Оконные системы:

Конечно, аутсорсинг бухгалтерских функций имеет ряд преимуществ. Компании не надо снимать дополнительный офис, значительное сокращение издержек. У специализированных компаний, как правило, уже есть хороший опыт, методологическая база. Но вследствие загруженности, руководитель компании зачастую не может добиться от компании-партнёра чётких и конкретных разъяснений по тому или иному поводу, если возникают некие вопросы или разногласия. Из-за этого может страдать качество предоставляемых услуг.

Все бизнес-функции делятся на три типа: ключевые и критичные для бизнеса (компетенции, несущие бизнес-идею и конкурентные преимущества, они никогда не передаются на аутсорсинг), неключевые, но критичные (бухгалтерский и кадровый учет, подготовка финансовой отчетности, подбор кадров, маркетинг и т.п.), неключевые и некритичные (уборка помещений, кейтеринг, охрана, курьерские услуги и т.п.), - поясняет генеральный директор аутсорсингового подразделения группы  BDO в России  Сергей Тиунов. "Функции третьего типа - первые кандидаты на аутсорсинг в связи с тем, что риски при передаче на аутсорсинг минимальны, организационные изменения незначительны и есть реальная возможность возврата к прежней системе без особых потерь", - говорит он. Вместе с тем растет и рынок аутсорсинга функций второго типа (на 15 - 20% в год), и по мере накопления успешных примеров аутсорсинга этот рост будет ускоряться.

Популярность аутсорсинга напрямую зависит от размера компании. Наиболее охотно привлекают внешние ресурсы компании с численностью менее 50 человек. Активным спросом у них пользуется "кадровое администрирование" - от оформления виз иностранным работникам до расчета заработной платы.

В ходе исследования было опрошено около 200 респондентов, компаний малого, среднего и крупного бизнеса, доля участия иностранного капитала которых составляет 100%. При подготовке исследования в качестве базы для сравнительного анализа были использованы данные о рынке аутсорсинга учетных функций, опубликованные в журнале «Эксперт» (№23(757), 13-19 июня 2011 года) в рамках рейтинга крупнейших компаний в области аутсорсинга учетных функций по итогам 2010 года.

Презентация к исследованию BDO-РБК

 

19 октября, 2011 г.