• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нормальные герои всегда идут в обход

Не приходится ждать, что страна изменится в один момент: что плохие чиновники вдруг станут хорошими, слабые суды — сильными, а, следовательно, улучшится инвестиционный климат. Эти проблемы в нынешних условиях решить «в лоб» невозможно, нужно действовать точечно, считают в «Деловой России»

Этой весной общественная организация предпринимателей «Деловая Россия» собрала отряд экономистов в Абрау-Дюрсо и устроила двухнедельный мозговой штурм, итогом которого стала «Стратегия 25х25». Ее главный стержень — идея создания к 2025 году 25 млн новых рабочих мест с производительностью не менее 3 млн руб. в год. Ключевым здесь надо считать слово «новых». Статистика показывает, что рабочие места, создаваемые на новых предприятиях, в 5-12 раз производительнее рабочих мест, оставшихся в наследство от советской экономики.

 

За прошедшие месяцы в ДР изменили название проекта — теперь это план «Новая индустриализация», и разработали Дорожную карту по его осуществлению. Представляя Дорожную карту «Новой индустриализации», бизнесмены-общественники постулировали: пришло время использовать проектный подход, попытаться реформировать экономику снизу. Согласно карте, в разных частях страны создаются Федеральные Кластеры — территориально-промышленные комплексы отраслевой и межотраслевой кооперации. Там, на основе индивидуального подхода к каждому кластеру, «тонкими настройками» устанавливается наиболее благоприятной режим для производителей. Кураторы и администраторы кластеров мотивированы на экономический результат, поскольку их доход напрямую зависит от масштабов и скорости развития производств. Деятельность кластеров также находится под непосредственным контролем первых лиц страны, что должно исключить возможность коррупции. Соответственно, чем больше проектов подобного рода будет осуществляться, тем больше и масштабнее станут территории, свободные от коррупции, уверены бизнес-топографы из «ДР».

 

«Деловая Россия» — коллективный член предвыборного Объединенного народного фронта. Председатель «ДР» Борис Титов представил Дорожную карту на личной встрече с Владимиром Путиным, и тот дал соответствующее поручение Минэкономразвитию. Кроме того, представители Николая Федорова, готовящего для ОНФ «народную программу», заверили «ДР», что их план и карта войдут в программу ОНФ. Таким образом, «Деловая Россия» предложенными документами пытается хоть как-то усовершенствовать структуру экономики в остающейся неподвижной политической системе.

Поручение В. Путина Минэкономразвития

В соответствии с Концепцией «Новой индустриализации» высокопроизводительные рабочие места предлагается создавать:

  • В секторе предприятий, ориентирующихся на высокий внутренний спрос (импортозамещение).

  • В производствах по глубокой переработке российского сырья и ресурсоемких производствах, ориентированных в основном на экспорт.

  • В традиционных высокотехнологичных российских отраслях: энерго, атомном и других секторах машиностроения.

  • В имеющих огромный потенциал развития сельском хозяйстве и жилищном строительстве.

  • В секторе «новой экономики» — «постиндустриальных» отраслях и частных компаниях, которые должны занять свои места в социальной сфере (медицина, образование, социальные услуги).

  • За счет дальнейшей либерализации малого бизнеса.

     

Бизнесмены, разработавшие эту стратегию, работают в несырьевом секторе, они уверены,что проектный подход — единственная возможность не только реально побороться с коррупцией и наладить крупное производство, но и спасти от вымирания малый и средний бизнес. Государство постоянно говорит о материальной поддержке «малышей», но на деле объем выделяемых средств из года в год уменьшается. Но плохо не это, а то, что госсредства никакого положительного влияния на сектор не оказывают. В развитых странах экономика держится как раз на малом и среднем бизнесе, который обслуживает крупную промышленность, производя комплектующие и расходные материалы. У нас же в стране малый бизнес есть только в двух секторах — в транспорте и розничной торговле, и там рынок уже насыщен. Крупный бизнес продукцией «малышей» в нашей стране не интересуется. А где нет спроса, там нет и бизнеса. Поэтому одной из задач кластеров будет создание саттелитов в виде малых и средних предприятий, обслуживающих бизнес в кластерах.

 

«ДР» обратилась к предпринимателям и региональным властям, и получила более 200 предложений, из которых уже отобрали 29, соответствующих базовым критериям. Среди них: кластер микроэлектроники и приборостроения в Свердловской области, ювелирный кластер в Костромской, кластер по производству коммерческих автомобилей в Ставропольском крае, винный кластер «Винодельческая провинция Северного Кавказа», авиационный кластер «Ульяновск-Авиа» на базе портовой особой экономической зоны «Ульяновск-Восточный» и др. В зависимости от успешности реализации проектов в этих кластерах может быть создано от 300 до 900 тыс. новых рабочих мест.

 

Примеры существующих региональных кластеров в России

 

Примеры существующих региональных кластеров в России
 

Что важно в нынешних финансовых условиях, прямое софинансирование проектов со стороны государства не предусматривается. Для участников конкретного проекта целевые меры поддержки должны разрабатываться специально. Где-то понадобится помощь (в том числе и административная) при создании инфраструктуры и подключении к сетям, где-то необходимы будут налоговые льготы или каникулы, где-то более значимыми окажутся государственные финансовые и юридические гарантии.

 

Предложенная Дорожная карта говорит о создании 25 млн «новых» рабочих мест. Однако к этому сроку ожидается сокращение количества работоспособного населения примерно на 13 млн человек. Поэтому одновременно с созданием «новых» мест необходимо говорить и о выведении из экономики опережающими темпами «старых», малопроизводительных рабочих мест. Эта сторона медали в предложенной Дорожной карте не рассматривалась, но от нее никуда не уйти, если всерьез браться за ее реализацию.

 

Анастасия Астахова

Игорь Стадник

 

Дорожная карта плана "Новой индустриализации". Первый этап

 

Дорожная карта. Список пилотных проектов

 

 

5 октября, 2011 г.