• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ограниченное доверие

Рейтинговое агентство Standard&Poors не видит позитивных изменений в экономике России. В то же время риски из-за предвыборной политической нестабильности и усиления зависимости от нефтяных цен проявляются все активнее. В агентстве решили не поднимать рейтинги, а значит, и уровень доверия к стране

Агентство Standard&Poors оставило без изменений суверенные кредитные рейтинги России. Долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в иностранной валюте – на уровне «BBB/A-3», по обязательствам в национальной валюте – «ВВВ+/А-2». Агентство не стало повышать рейтинги, несмотря на то, что уровень госдолга в России сравнительно низкий, Россия выступает как нетто-кредитор, а ВВП на душу населения в 2011 г. выше уровня большинства стран с аналогичным рейтингом.

Против повышения рейтинга, а значит, и доверия к экономике, играет политическая ситуация в преддверии выборов. В агентстве отмечают, что вопрос о президентских выборах будет фактически решен в тот момент, когда действующий президент и премьер определятся с тем, кто из них будет баллотироваться в 2012 г. Исход президентских выборов, по мнению аналитиков Standard&Poors, будет влиять на экономическую политику через скорость проводимых реформ. Основными здесь являются консолидация сектора общественных финансов, а также структурные реформы, в частности пенсионная. Как отмечают в агентстве, российский государственный капитализм и тесные связи между бизнесом и бюрократией крайне отрицательно действуют на бизнес-среду. В таких условиях повышать кредитный рейтинг агентство не намерено. И хотя в последние время предпринимались отдельные шаги по ускорению приватизации и выводу чиновников из совета директоров компаний, особого влияния на деловой климат это не оказало.

Другая важнейшая проблема, по мнению Standard&Poors, состоит в продолжающемся сползании экономики в ресурсную яму. Ненефтяной дефицит бюджета сейчас находится на уровне 8% ВВП, что выше докризисного уровня. А это увеличивает риски в случае очередного падения нефтяных цен на мировом рынке. Их влияние на экономику остается основополагающим. Благодаря дорожающей нефти дефицит бюджета в 2011 г. по оценке Standard&Poors будет равен 1,5% ВВП, в то время как еще в 2010 г. он составлял 3,5% ВВП, а в 2009 г. – 6,3%. При этом уровень госдолга, хотя и будет расти, остается на относительно невысоком уровне – 11%.

Несмотря на предвыборную «неясность», в агентстве полагают, что экономическая политика в целом не изменится. Централизация экономики и высокий уровень монополизации попросту не дадут новым властям, как в Думе, так и в Кремле, существенно изменить курс. Неразвитость инфраструктуры и плохая бизнес-среда внутри страны ограничивают приток как внутренних, так и внешних инвестиций. В итоге, экстенсивный и достаточно динамичный рост экономики в докризисный период компенсируется падением 2008–2009 гг. и медленным восстановлением в последующий период. По оценке Standard&Poors, среднегодовой прирост ВВП в 2005–2011 гг. составит 4,1%. Примерно таким же, с тенденцией к понижению, будет и рост экономики в 2012–2014 гг.

Аналитики S&P полагают, что в целом риски и положительные факторы уравновешивают друг друга, поэтому прогноз остается «стабильным». Но все может измениться, упади вновь цены на нефть. Что касается слаборазвитой конкуренции, то положение дел вряд ли сможет измениться до или после выборов 2012 гг. Повысить рейтинг агентство смогло бы, если бы правительству удалось расширить экономическую базу и вернуться к устойчивому профициту госбюджета.

Анастасия Астахова

 

4 сентября, 2011 г.