• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новый КГБ №3

Посткризисные источники роста в российской экономике пока так и не сформировались – в ближайшее время, даже при отсутствии внешних потрясений, маловероятен уверенный рост экономики и доходов населения; реальные доходы населения не растут – две темы из еженедельного обзора от Центра развития НИУ ВШЭ

Готово ли Государство к Кризису?

Всё больше экспертов приходят к выводу о том, что проблемы мировой экономики, главным образом США и еврозоны, весьма серьезны, а перспективы их выхода на устойчивую траекторию роста скрываются в тумане. А в такой ситуации совершенно нельзя исключать вероятности «потрясений», которые неизбежно затронут и Россию.

Насколько наше Государство готово встретить Кризис? С одной стороны, в тактическом смысле, видимо, готово. Достаточно взглянуть на слаженные действия Центрального Банка и Минфина в момент августовской коррекции на рынках. Первый не стал пытаться удержать рубль, а второй помог банковской системе ликвидностью (что, впрочем, странно, – это же одна из главных функций Банка России). В этой связи руководство страны, телекомментаторы и даже «независимые эксперты» делают бодрый вид и «не замечают» никакой опасности. Нам же представляется, что сейчас как никогда пришло время задуматься о стратегических развилках в экономике, перед которыми стоит наша страна. Потому что привычная тактика – решать все проблемы деньгами – себя постепенно исчерпывает. Резервы у Минфина, конечно, ещё есть, но они существенно меньше тех, что были три года назад. А проблемы тем временем только накапливаются. Всё чаще приходится слышать об очередных провалах в тех отраслях, которые российские власти привыкли считать технологическими лидерами: то строящаяся атомная электростанция обрушится, то спутники регулярно не выводятся на заданную орбиту, то новый самолет или новая баллистическая ракета не могут взлететь… Уже мало кто не знает о перекосах в федеральном бюджете и о возможности существенного сокращения расходов на развитие инфраструктуры и человеческого капитала. На недалеком горизонте вновь замаячил призрак сжатия сальдо текущих операций, за которым обычно в России следует девальвация рубля. И вот еще один тревожный сигнал.

Посткризисные источники роста в российской экономике пока так и не сформировались – в ближайшее время, даже при отсутствии внешних потрясений, маловероятен уверенный рост экономики и доходов населения. Собственно говоря, об этом говорят и цифры Росстата (чуть более пессимистичные), и наши оценки (чуть более оптимистичные) – реальные доходы населения стагнируют. В этих условиях зарплаты в ряде секторов даже сокращаются в реальном выражении. А вот возможности государства повлиять на эту ситуацию ограничены как институционально (ну как, скажите, можно повысить зарплаты в сельском хозяйстве), так и в силу ограниченности финансовых ресурсов, ведь в ряде секторов (образование, здравоохранение) ответственность за уровень зарплат несёт государство.

Мы не знаем, собирается ли государство что-то здесь делать. Возможно, под давлением снизу «государственные монополисты» вынуждены будут залезть в долги, а возможно, государство решит еще больше поднять налоги на потребление, которые сильнее всего ударят по среднедоходным группам, а возможно,..

Но мы с вами знаем, что это далеко не главное, что можно и нужно сделать.

И знаем, чем все может закончиться, если этого не сделать…

Пирог и его части

Июльские данные показывают, что реальные доходы населения не растут. По нашим оценкам, с начала 2011 г. их уровень держится близко к уровням тех же месяцев предыдущего года; по прямым данным Росстата – ситуация и того хуже: весной наблюдалось существенное снижение уровня доходов по сравнению с прошлым годом. Всё это объясняется, главным образом, вялой динамикой заработной платы: за первые семь месяцев года средняя зарплата выросла всего на 2,3% в реальном выражении к январю–июлю 2010 года.

Оценки динамики реальных располагаемых доходов населения (РРД) и реальных потребительских расходов (прирост год к году), %

Источник: Росстат, расчеты Центра развития

О причинах этого явления мы писали неоднократно. Основные – хорошо известны: исчерпание возможностей конъюнктурного роста экономики и рост налоговой нагрузки. Однако такая ситуация вряд ли может удовлетворять российское население, которое привыкло в тучные годы к двухзначным темпам роста реальных зарплат (на 10–15% в год), не говоря уже о номинальных (на 25–30%). Привыкло оно и к тому, что этот рост так или иначе затрагивает занятых во всех секторах экономики.

Теперь же, несмотря на высокие цены на нефть, в ряде секторов (рыболовство, госуправление, образование и здравоохранение) зарплаты в первом полугодии 2011 года росли медленнее инфляции, то есть в реальном выражении падали. Впрочем, и это вряд ли является новостью: Россия сочетает в себе особенности, характерные для стран бывшего СССР, с особенностями, свойственными для стран–экспортеров нефти (см. таблицу ниже). А именно – очень высокие относительно средней зарплаты в добыче полезных ископаемых и финансовом секторе и очень низкие зарплаты в бюджетном секторе (образование и здравоохранение) и в сельском хозяйстве.

Отношение зарплаты по видам экономической деятельности к средней по экономике в России и зарубежных странах в 2008 г., раз

Источник: International Labour Organization

В 2000-е годы российское правительство довольно успешно боролось с первой из этих особенностей: благодаря изъятию через налоги большей части конъюнктурных доходов нефтегазового сектора2, отношение зарплаты в секторе добычи полезных ископаемых к средней по экономике снизилось с 2,5 раз в 2002 г. до 1,9 раз в 2008 г., а в финансовом секторе – с 3,0 до 2,4 раз. Правда, при этом в сельском хозяйстве, образовании и здравоохранении ничего не изменилось – отношение к средней зарплате по экономике устойчиво удерживалось на уровне 0,5, 0,7 и 0,8 соответственно. Характерно, что в период кризиса межотраслевая дифференциация зарплат немного уменьшилась, однако в 2010–2011 гг. все соотношения вновь устремились к пропорциям 2008 года.

Такая ситуация не может не вызывать беспокойства, и его отголоском стал вывод профильной группы экспертов по доработке Стратегии-2020 относительно того, что для России характерен высокий уровень бедности среди работающего населения. Но... правительство пока не сильно задумывается об этом и не собирается предпринимать какие-либо шаги. А это значит, что при вялой динамике экономики застойная бедность и все ее социальные последствия для России гарантированы.

Наталья Акиндинова

Полный текст обзора "Новый КГБ" №3, 13 — 26 августа 2011 г.

 

30 августа, 2011 г.