• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Банки: Статистика & Экономика», июнь 2011 г.

Очередной выпуск банковского мониторинга от Центра развития НИУ ВШЭ отслеживает изменения в рейтинге бонусо-подъемности и бонусо-обильности российских кредитных учреждений

Рейтинг бонусо-обильности российских банков

В 11-м выпуске «БСЭ» вниманию уважаемых читателей был представлен рейтинг бонусо-подъёмности крупнейших российских банков. Там же мы указывали, что окончательно проранжировать рассматриваемые кредитные организации по их доле в общем бонусном «котле» 2010 года можно будет только после получения данных о весенних выплатах.

Бонусо-подъёмность VS Бонусо-обильность

При анализе статистики по средствам физических лиц в банках можно чётко выделить два месяца, когда происходит мощный приток этих средств: декабрь и апрель. И в том и в другом случае это связано с выплатами персоналу дополнительного вознаграждения. Однако есть и некое различие: если декабрьские премии (в советских терминах называемые 13-й зарплатой) выплачиваются на многих предприятиях, то апрельские (в новороссийских терминах именуемые бонусами) практикуются в основном в финансовых организациях, прежде всего обладающих банковской лицензией. Таким образом, с некоторыми оговорками можно сказать, что бонусы по большей части являются доходами банкиров, а 13-я — их клиентов.

Поэтому в целях анализа потоков средств физлиц мы рассматриваем сразу два показателя:

    1. Бонусо-подъёмность банка, которая определяется объёмом происходящих в декабре премиальных зачислений на счета сотрудников как самого банка, так и его корпоративных клиентов.

    2. Бонусо-обильность банка, которая определяется объёмом только собственно апрельских бонусных выплат сотрудникам банка.

В настоящем материале основной разговор пойдёт о втором из них.

Итоги очередной бонусной кампании

Как мы показывали несколько месяцев назад, 2010 год стал годом значительных бонусных выплат, которые по своей относительной величине превысили результаты 2007 года, хотя и уступили предкризисному 2008-му. Логично было бы предположить, что, поскольку российская экономика, согласно официальным данным и заявлениям, давно вышла из кризиса и продолжает расти ощутимыми темпами, бонусы этого года окажутся ещё выше. Однако статистическое обследование крупнейших банков демонстрирует отсутствие прогресса в этом направлении.

График 1. Динамика индекса бонусных выплат в российских банках

Источник: банковская отчётность, расчеты Центра развития

 

Как видно из представленного графика, премиальные, уплаченные в апреле текущего года, оказались даже чуть ниже, нежели в прошлом году. Понятно, что эти данные представляют собой пресловутую «среднюю температуру по больнице», а на самом деле у каждого банка есть своя бонусная «правда».

И последние стали первыми. И наоборот

 

В целях выяснения этих самых «правд» обратимся к рейтингу наиболее бонусо-обильных банков, а заодно посмотрим на то, какие изменения произошли в нём за предыдущий год.

Прежде всего приведём самый свежий и актуальный рейтинг, составленный на основании анализа отчётности банков за период с февраля по апрель текущего года.

В таблице 1 приведены 15 лидеров бонусной гонки из 35 проанализированных нами банков. Но далеко не все из них занимали столь же высокие места по итогам апреля 2010 года. Нам представляется интересным проследить, насколько тот или иной банк поднялся или понизился в бонусной «табели о рангах». В двух следующих таблицах представлены по десять банков лидеров и аутсайдеров роста бонусных выплат. Место кредитной организации в списке определяется количеством мест, которое она отвоевала или на которое она опустилась в нашем рейтинге бонусо-обильности.

Что ж, мы можем только поздравить сотрудников Абсолюта и МДМа и пожелать не терять оптимизма работникам Руси. Про Банк Москвы сочувственно промолчим.

Однако не стоит заканчивать разговор на столь грустной ноте. Ведь мы до сих пор не вспоминали о другом рейтинге, а именно о сводном рейтинге бонусо-подъёмности.

2010-й финансовый год. Итоги

При расчёте этого рейтинга учитывались оба вида премиальных выплат, зачисляемых на счета как клиентов банка, так и его сотрудников. Для этого мы суммировали балльные показатели двух «премиальных» месяцев – декабря и апреля.

 

Что ж, успешные клиенты плюс хорошо мотивированные сотрудники – чем не залог процветания банка! И не будем вспоминать, что годом ранее шестую строчку в этом рейтинге счастливцев занимал не кто иной, как многострадальный Банк Москвы...

Дмитрий Мирошниченко

 

Полный текст обзора «Банки: статистика и экономика», июнь 2011 г.

 

 

 

2 августа, 2011 г.