• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Трехлетний план

Избавиться от бюджетного дефицита в ближайшие годы не удастся. И хотя период усиленного и потому дорогостоящего стимулирования экономики позади, расходы возрастут, рассказал на II Бизнес-форуме «Финансирование проектов реального сектора экономики: стратегии модернизационного развития» заместитель министра финансов Александр Новак
21 июля, 2011 г.

Россия постепенно возвращается к докризисным принципам формирования госбюджета — закреплению использования нефтегазовых доходов и ограничению на размер дефицита бюджета. Однако это, пожалуй, единственные показатели в бюджете, которые имеют докризисных характер, сообщил замминистра финансов участникам Форума. В ближайшие три года страна будет жить в условиях увеличивающихся социальных обязательств, повышения довольствия военнослужащих.

Тратить больше

Не будут докризисными и темпы роста ВВП — они ожидаются почти в два раза скромнее. Прогноз Правительства на 2012 г. — 3,5% прироста ВВП, 2013 — 4,2%, 2014 — 4,2%. Порадоваться здесь можно разве что темпам инфляции — ее планируется снизить до 5–6% годовых при курсе доллара 27,9–28 рублей.

 

Мировые цены на нефть в прогнозах российского правительства выглядят достаточно оптимистично — в 2011-м среднегодовая цена должна составить 105 долл./барр. С 2008 г. среднегодовая цена не поднималась выше 94,4 долл./барр., в кризис снижалась до 62 долл./барр. На период 2012–2014 гг. цены ожидаются примерно на уровне 100 долл./барр. В правительстве, тем не менее, считают, что это слишком высокие цены для прогноза — для большей устойчивости бюджета лучше взять за основу более низкие показатели, отметил Новак.

 

При запланированном уровне доходов и расходов, бюджетный дефицит на ближайшие годы не будет превышать 3% ВВП и снизится до 2,3% к 2014 г. Однако по показателю, который характеризует зависимость российской экономики от нефти, все далеко не так оптимистично. Ненефтегазовый дефицит беспрецедентно вырос с 3,3% ВВП в 2007 г. до 13,6% в 2012 г. Этот показатель сейчас запредельно высок, полагает Новак. В правительстве считают, что нормой должен стать дефицит на уровне 4,7–5% ВВП. Тем не менее, в плановом периоде до 2014 г. таких показателей достичь не удастся — к 2014 г. ненефтегазовый дефицит можно снизить только до 10–11% ВВП.

 

Реальные доходы и расходы федерального бюджета, отнесенные к уровню 2008 г., увеличатся. Докризисного уровня доходам не удастся достичь даже к 2014 г. (91,1% от уровня 2008 г.) Да и расходы будут расти даже несмотря на то, что из-за кризиса их уже наращивали. В ближайшие три года расходы поднимут до уровня 126,2% от показателя 2008 г. — все социальные обязательства бюджета сохранят, увеличат финансирование ФЦП и денежное довольствие военнослужащих. На последнее направят 607 млрд руб. Изменение расходов внутри классификации будет неравномерным. Так, например, на оборону потратят в 2012 г. на 10% больше, чем в нынешнем — 1,847 трлн руб. вместо 1,5 трлн руб. Расходы же на такие статьи как культура, здравоохранение сохранятся в целом на уровне 2011 г. А вот затраты на национальную экономику уменьшатся на 3,9% к уровню 2011 г.

 

Еще одно важное новшество — резкое увеличение ассигнований на дорожное строительство. К уровню предыдущего года они будут увеличиваться на 3,5% в 2012 г., на 17,7% в 2013 г.

 

Кубышку под замок

Дыру в федеральном бюджете будут латать уже не столько при помощи Резервного фонда, как это было в кризис, а за счет заимствований. Так, если в 2012 г. из фонда возьмут 164 млрд руб., то уже в 2014 г. средства из фонда использовать не будут. К 2013 г. его объем планируется увеличить до 1,618 трлн руб. и держать примерно на таком уровне впредь.

 

Для покрытия дефицита в 2012 г. привлекут 2,181 трлн руб. в виде заимствований. В этой цифре заложен в том числе выпуск евробондов на сумму 7 млрд долларов в 2012. Этот уровень можно считать предельным — заимствовать еще большие средства нельзя, поскольку это будет давить на процентные ставки и увеличивать риски. Однако объем госдолга, особенно в сравнении с развитыми государствами, в России остается на низком уровне — 14,1% ВВП в 2012 г. и около 17% к 2014 г.

 

Частично дефицит бюджета будут покрывать за счет приватизации — 276 млрд руб. в 2012 г., 300 млрд руб. — в 2014 г.

 

Деньги или условия

Одна из наиболее дискуссионных тем сейчас — государственное стимулирование экономики, которое можно осуществлять двумя способами: через налоговое стимулирование и непосредственно через повышение спроса со стороны федерального бюджета, отметил Новак. Министерство финансов провело анализ 22 налоговых льгот и их влияния на экономику. Такими льготами как амортизационная премия в размере от 10 до 30% по разным спискам оборудования, ускоренное списание амортизации и ускоренное отнесение расходов на научно-исследовательский опыт, конструкторские работы, а также снижение ставок НДС воспользовались 35 тыс. компаний. Бюджету это стоило 189 млрд руб., однако эти средства остались у компаний и пошли в том числе на инвестиционные расходы.

 

Еще одной важной мерой поддержки в кризис было стимулирование спроса и субсидирование отдельных отраслей. До 2008 г. из федерального бюджета на эти цели тратилось до 4% ВВП, в кризис — более 5%. В текущем году этот уровень удалось снизить до 3,9%.

 

О том, хорошо это или плохо, споры не утихают. Однако сам бизнес говорит о том, что задача государства не в прямом субсидировании отраслей, а в том, чтобы создавать финансовую и прочую инфраструктуры для привлечения инвестиций в промышленность, отметил Новак. По его мнению этим сейчас и занимается государство, когда увеличивает финансированное дорожного строительства, развития связи и коммуникационных технологий.

 

Анастасия Астахова

 

Материалы по теме

Проверка на честность

Зачем россиян заставили подбрасывать монетку

Пять научных фактов о банках

Россияне не верят в справедливость банкиров, а частные банки повышают свою эффективность, не заботясь о соцобязательствах.

К чему приводят исторические травмы: самые интересные исследования, проведенные учеными НИУ ВШЭ

Журналист Борис Грозовский специально для IQ.hse.ru из сотен исследований, сделанных учеными НИУ ВШЭ за последние три года, выбрал 35 — те, с которыми обязательно нужно ознакомиться.

Самые интересные иностранные экономические исследования 2016 года

Инвестбанкиры, владеющие спорткарами, плохо управляют деньгами; страхование депозитов вредит экономике; насилия не становится меньше: самые любопытные и полезные для экономической политики работы, выполненные зарубежными учеными в 2016 году. Версия IQ.hse.ru.