• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новый курс» №68

При обсуждении параметров реального бюджета трудно становится выполнить поток щедрых обещаний, таких, как 20 трлн рублей на оборонку; паритет покупательной способности благодаря высоким сырьевым ценам и связанной с ними инфляцией сможет вырасти в России и  безо всякой модернизации – две темы из еженедельного обзора Центра развития НИУ ВШЭ

Популисты и реалисты

На прошлой неделе в правительстве началось обсуждение параметров бюджета на 2012–2014 годы. Мы уже не раз подчеркивали, что громко объявленные планы по увеличению расходов на оборону и правоохранительную деятельность, особенно программа перевооружения, едва ли окажутся под силу бюджету и потому выглядят далекими от реальности. Неудивительно, что когда пришла пора оформления конкретных бюджетных проектировок, голос Минфина относительно этих статей зазвучал настойчивее. На первом же совещании по новому бюджету Алексей Кудрин озвучил здравую, однако несколько не соответствующую предвыборной логике и не произносившуюся ранее вслух мысль: нужно урезать оборонные расходы.

Нынешние планы Минфина выглядят следующим образом. Наибольшей экономии средств министерство предлагает достичь благодаря снижению численности военнослужащих (около 160 млрд. руб. ежегодно), отказу от увеличения обеспечения накопительно-ипотечной системы (около 80 млрд. в 2012 г.) и даже уменьшению расходов на гособоронзаказ (на 100 млрд. руб. ежегодно). По сравнению с 20 трлн. руб., которые планировалось потратить на перевооружение до 2020 г., 100 млрд. руб. в год (причем речь пока идет только о ближайших трех годах) выглядят не очень радикально, но, с другой стороны, это примерно пятая часть расходов федерального бюджета на образование или расходов на культуру и здравоохранение вместе взятых.

После такого радикального подхода появилось предложение Минфина отложить часть запланированного увеличения расходов на период после 2012 г., что понятно: от своих обещаний руководство отказываться не хочет, а Минфину важнее всего свести бюджет на ближайший год. А что там будет после 2012-го… Ближе к концу недели Минфин озвучил обобщённую позицию: в 2012–2014 гг. расходы нужно ограничивать в соответствии с уровнем роста ВВП, а уж потом, начиная с 2015 г., будем сокращать в реальном выражении.

После столь бурного потока новостей остается очень много вопросов. Например, что всё-таки произойдет с раздутыми военными расходами? Откажется ли правительство от части программы вооружений в ближайшие годы? Простой перенос их на период, находящийся сейчас «за горизонтом планирования», лишь усугубит нагрузку на бюджет. Какой будет структура расходов бюджета в ближайшие годы? Останутся ли в нем средства на развитие? Каким все-таки будет баланс между разумом и предвыборной гонкой, если он вообще возможен? Поскольку принятие бюджета должно состояться не позднее сентября, кое-какие ответы на эти вопросы мы безусловно получим еще до выборов.

Центр развития 

Тайны ППС, или Опять удвоение ВВП

Выступая на VII Ежегодном бизнес-форуме «Деловой России», премьер-министр В. Путин говорил о целях на следующее десятилетие. На официальном сайте главы правительства этот форум именуется иначе: «Первый социальный форум российского бизнеса». К нашей теме это не имеет непосредственного отношения, но тональность задается довольно точно: оказывается, всякое слово может значить не совсем то (и даже совсем не то), что оно, как кажется на первый взгляд, должно значить.

Поэтому сначала прямая цитата: «Мы ставим перед собой амбициозную цель – уже через 10 лет Россия должна войти в пятёрку крупнейших экономик мира, а ВВП на душу населения должно подняться с сегодняшних 19 тыс. долларов с небольшим к отметке 35 и чуть выше на человека». Если пересчитать опубликованный Росстатом ВВП за 2010 г. по среднегодовому номинальному курсу, получается всего 10,4 тыс. долл. на человека. Это наводит на мысль, что В. Путин воспользовался оценкой ВВП не по номинальному валютному курсу, а по паритету покупательной способности (ППС). Хотя это совершенно естественно в контексте межстрановых сопоставлений, относящихся к одному моменту, при использовании ППС для анализа экономической динамики возникают неожиданные эффекты, отнюдь не очевидные для неспециалистов.

Здесь придётся сделать большое методологическое отступление. ППС представляет собой некий «ненаблюдаемый» курс, по которому надо было бы поменять доллары на рубли, чтобы можно было купить один и тот же набор товаров и услуг в США и в России. Нагляднее всего эта идея проявляется в индексе Биг Мака: если в США Биг Мак в ресторане «Макдональдс» можно купить за 3 доллара 80 центов, а в России – за 77 рублей, паритет покупательной способности по Биг Маку составит 20,3 руб./долл., что на 28% «крепче» текущего номинального курса. Остальные показатели ППС имеют в точности такой же смысл, но отличаются перечнем учитываемых товаров и услуг.

Рисунок 1. Соотношение ППС/курс (по разным источникам)

Разные программы международных сопоставлений дают результаты, которые заметно отличаются друг от друга (см. рисунок), поскольку опираются на разные наборы товаров и услуг и используют несколько отличающиеся методики. Наиболее аккуратные расчеты осуществляются в рамках проекта ОЭСР, в котором непосредственно задействован Росстат. Последние – недавно опубликованные – данные ОЭСР по ВВП относятся к 2008 г., но для 2010 г. ОЭСР дает оценку самого ППС – 15,9 руб./долл. Это позволяет рассчитать среднедушевой ВВП по ППС за 2010 г. Получается 19,7 тыс. долл. на человека, что, похоже, объясняет, каким источником пользовался российский премьер.

Рисунок 2. Динамика курса и ППС (по версии ОЭСР)

Пойдем дальше. В 2000 г. значение ППС по версии ОЭСР составило 7,3 руб./долл., что приводит к среднедушевому ВВП по ППС в объеме 6,8 тыс. долл. на человека. Из этого следует, что российский ВВП по ППС за 2001–2010 гг. вырос (несмотря на серьезный экономический кризис 2008–2009 гг.) в 2,9 раза! Почему же не было слышно победных реляций, фанфар и литавр? Ведь на прошедшее десятилетие цель ставилась куда более скромная – «всего лишь» удвоение ВВП?

Ларчик этот открывается просто – надо только знать, где у него тайная пружинка. А чтобы пояснить это наглядно, воспользуемся формулой (выводить ее здесь мы не будем, отметим только, что все показатели могут быть выражены как в объемах, так и в базисных индексах):

GDPPPP /POP = (GDPreal / POP) / (ExNUSD /DGDP) x (ExNUSD / PPPUSD).

То есть величина (или рост) среднедушевого ВВП по ППС зависит от объема (роста) ВВП в сопоставимых ценах, динамики населения, номинального курса национальной валюты, дефлятора ВВП (инфляции) и соотношения между номинальным курсом и ППС. За период 2001–2010 гг. среднедушевой ВВП по ППС:

сократился в 2 раза за счет сближения номинального курса и ППС;

сократился на 8% за счет ослабления номинального курса;

вырос в 4 раза за счет инфляции (дефлятора ВВП);

вырос на 59% за счет роста реального ВВП;

вырос на 2,6% за счет снижения численности населения.

Иными словами, общее изменение ВВП по ППС (в 2,9 раза за 2001–2010 гг.) в первую очередь определялось быстрой инфляцией на фоне относительно стабильного номинального курса. А объемы потребляемых в экономике товаров и услуг, которые только и характеризуют производственные процессы, происходящие внутри страны (вне сопоставления их с динамикой курсов и инфляции в других странах), выросли только на 59%.

Возвращаясь к выступлению В. Путина, можно сказать, что для России увеличение ВВП по ППС за 10 следующих лет с 19 до 35 тыс. долл. на человека – мало! При сохранении роста нефтяных цен для России более или менее гарантированы и высокие темпы инфляции, и стабильный курс. За счет этого сочетания, достаточно редко встречающегося в мировой практике, ВВП по ППС России заметно вырастет даже при незначительном росте реального ВВП.

А из этого вытекают два важных вывода. Во-первых, для достижения обозначенной В. Путиным цели не понадобится никакой модернизации и никаких радикальных преобразований. Во-вторых, правительство не будет заинтересовано в борьбе с инфляцией. Ведь рост дефлятора при стабильном курсе – основной источник роста ВВП по ППС!

Сергей Смирнов

Полный текст бюллетеня "Новый курс" №68, 21 — 27 мая 2011 г.

 

 

31 мая, 2011 г.