• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новый курс» №65

В дискуссии о налоговом обложении нефтяной отрасли появились новые технические предложения; Почта России смогла доставить письмо раньше, чем оно было отправлено — два сюжета из очередного еженедельного обзора Центра развития НИУ ВШЭ

Новые варианты налогообложения нефтяного комплекса

На прошедшей неделе, после кризисного повышения экспортной пошлины на бензин до 90% от уровня нефтяной пошлины, обсуждение новаций в налогообложении экспорта нефти и нефтепродуктов оживилось в более широком контексте.

Помимо озвученного ранее варианта перехода к формуле «60–66» стали рассматриваться еще два варианта. Первый из них основан на двухуровневой системе налогообложения экспорта нефти и нефтепродуктов: при нефтяных ценах ниже 90 долл./барр. применяется формула «60–66», с более высоких цен экспортные пошлины взимаются по формуле «55–86». Второй дополнительный вариант основан на формуле «58–72», то есть предполагает более существенное по сравнению с формулой «60–66» снижение нефтяной пошлины и большее приближение пошлин на нефтепродукты к нефтяным. Ниже представлены наши оценки удельной (на тонну экспорта) эффективности экспорта нефти и нефтепродуктов при различных комбинациях вывозных пошлин. Во всех вариантах расчетов предполагалось, что вывозная пошлина на бензин составляет 90% от нефтяной.

Удельная эффективность экспорта нефти и нефтепродуктов при различных вариантах установления экспортных пошлин (при цене нефти 105 долл./барр.), руб.

 

При современных пошлинах

Вариант
«60–66»

Двухуровневая ставка на экспорт нефти и нефтепродуктов

Вариант
«58–72»

Прибыль от экспорта нефти

1083

1912

2067

2244

Прибыль от экспорта бензина

2067

2814

2953

3112

Прибыль от экспорта дизтоплива

4288

4952

4712

4544

Прибыль от экспорта мазута

201

397

158

-11

Источник: расчеты Центра развития

Из приведенных оценок мы сделаем несколько выводов. Во-первых, при нынешней цене нефти (105 долл./барр.) и существующей системе экспортных пошлин рентабельность экспорта нефти составляет всего 5%. Следует отметить, что при нынешней формуле расчета экспортной пошлины на нефть рентабельность экспорта при росте цен снижается. На наш взгляд, несомненно, такая ситуация во многом обуславливает стагнацию добычи и экспорта российской нефти даже при растущих мировых ценах. В  такой ситуации поиск вариантов снижения налоговой нагрузки на экспорт нефти выглядит вполне естественным.

Во-вторых, рентабельность экспорта нефти повышается почти в два раза при переходе к формуле «60–66», растет и рентабельность экспорта нефтепродуктов, кроме мазута. Естественно, в этой ситуации похожая картина наблюдается и в связи с переходом на схему «58–72», где экспорт мазута вообще становится убыточным. Переход же к двухуровневой системе обложения экспорта нефти и нефтепродуктов незначительно изменяет эффективность нефтяного экспорта. Такой налоговый режим будет стимулировать нефтяные компании к углублению нефтепереработки, в то же время компании, строящие или реконструирующие в настоящее время свои нефтеперерабатывающие заводы, окажутся в сложном положении, поскольку их инвестиционные программы были рассчитаны при определенном налоговом режиме.

В целом по нефтяному комплексу при предположении, что нефтяные компании сохранят объем и структуру экспорта нефти и нефтепродуктов на уровне 2010 года, реформы налогообложения приведут к росту прибылей нефтяников. Так, если при современном налоговом режиме и цене нефти 105 долл./барр. суммарная прибыль от экспорта нефти и нефтепродуктов составит 584 млрд руб., то при переходе к формуле «60–66» этот показатель вырастет на 17%, а при переходе к системе «58–72» — на 23%. Поэтому нефтяные компании в целом, по-видимому, будут поддерживать изменения в системе налогообложения. При этом встанет вопрос о компенсации выпадающих бюджетных доходов. Направления такой компенсации вроде бы ясны: это увеличение налогообложения Газпрома, увеличение акцизов на топливо, алкоголь, табак. Неясно, будет ли такая компенсация осуществляться до или после выборов. В заключение не поленимся повторить еще раз — для осуществления долгосрочных инвестиций в сырьевой сектор инвесторам необходим стабильный налоговый режим.

 

Post Scriptum: Почте России — нобелевскую премию по физике!

В апреле в целом письма стали идти быстрее. Дошло до того, что одно письмо было получено раньше, чем отправлено. Неужели Почтой России изобретена и успешно опробована машина времени?

 

В апреле средний срок доставки писем сократился более чем на двое суток, а доля писем, находящихся в пути менее недели, превысила треть. Самым быстрым в нашей выборке (наконец-то!) оказалось письмо «из Москвы в Москву» — оно дошло за 1 сутки и 18 часов. Весьма невелика доля писем, находившихся в пути 15–21 день; письма, доставленные за 21–28 дней, вовсе отсутствуют; всего 4 письма добирались до Москвы более четырех недель. Дольше остальных шло письмо из Воронежа — почти 48 суток. Долго, конечно, но, по сравнению с абсолютным рекордом, поставленным в марте (106 суток), не так уж много.

Сроки доставки писем в Москву, % от объема выборки

Сроки доставки

Ноябрь 2010 г.

Декабрь 2010 г.

Январь 2011 г.

Февраль 2011 г.

Март
2011 г.

Апрель 2011 г.

1–7 дней

14,0

9,2

14,2

23,4

13,3

34,4

8–14 дней

69,5

78,3

66,9

65,5

75,9

62,9

15–21 дней

1,3

11,6

10,0

8,5

9,0

2,2

22–28 дней

0,9

0,7

7,9

2,4

0,2

0,0

Более 28 дней

0,3

0,2

1,1

0,2

0,8

0,5

ВСЕГО

100,0

100,0

100

100

100

100

Средний срок, сутки-часы

11–19

12–03

12–03

10–22

11–21

9–10

Источник: расчеты Центра развития

 

В общем, в апреле Почта России преподнесла своим клиентам целую бочку меда. Ложкой дегтя в ней можно признать лишь одно письмо (см. изображение слева, увеличивается кликом мыши). Судя по штемпелю, оно отправлено из Казани 14 апреля, а в Москву пришло 8 апреля! Потом еще пять дней (!) оно бродило по Москве, но все равно было доставлено адресату 13 апреля, то есть на день раньше своего отправления! Неужели человечество совершило такой прорыв в будущее? Или мы имеем дело с банальным «человеческим фактором» — ошибкой сотрудника почтового отделения, который вместо первой цифры «0» ошибочно поставил цифру «1»?

Как-то это скучно и совсем не романтично… И слишком напоминает ошибки, характерные для советской торговли: при подсчете сдачи советская кассирша почему-то ошибалась в свою пользу не в 50% случаев, как должно было бы быть по теории вероятности, а почти в 100%. Надеемся, что Почта России не будет пользоваться этой «технологией» для улучшения параметров своей деятельности.

* * *

А вот еще сцена из жизни, также связанная с Почтой России.

На прошлой неделе одному из наших сотрудников — обычное дело — пришло уведомление о бандероли с просьбой получить ее в течение 5 дней. Раз пришло — надо идти, но за 40 минут, проведенных в отделении утром, не только наш сотрудник не получил бандероль, но и никто из других присутствующих физических лиц не смог произвести ни одной операции: ни отправить, ни получить, даже пенсия старушке не досталась …

Причина проста. В отделении работает одно окно — другое занавешено и забито всяческими объявлениями. В единственном работающем окне стоит представитель юридического лица и делает рассылку: только в присутствии нашего сотрудника «юрлицо» отправило порядка 30–40 писем, при этом компьютер периодически подвисал, растягивая и без того небыстрый процесс. Принимая во внимание тот факт, что коллега не застал ни начала, ни конца этого действия, точно выяснить длительность паузы в обслуживании физических лиц в почтовом отделении 117105 г. Москвы не удалось (но точно не меньше 40 минут). Неоднократные просьбы открыть второе окно — тем более количество присутствующих на тот момент сотрудников Почты России позволяло это сделать — не увенчались успехом. Госпожа директор упорно настаивала на общей очереди в такое вот единое окно…

В результате в рабочее время люди вынуждены стоять и ждать, пока клиент (которому время, проведенное на почте, в отличие от тех же физлиц, оплачивается) неспешно отгрузит Почте России свою корреспонденцию. Казалось бы, можно получить бандероль и в субботу, когда юрлица не работают, но (помните о 5 днях!) только уплатив штраф за хранение.

Хотя чего проще — откройте второе окно для юрлиц или сделайте специальный технический перерыв в середине дня на их облуживание, но лень-матушка…

PS: Cудя по отзывам в «Книге жалоб», только юридические лица положительно отзываются о работе отделения, в то время как все отрицательные (вот совпадение) только от физических (чуть ли не еженедельно) и все об одном — время в очереди... А судя по Интернету, подобная ситуация частенько царит и в других отделениях Почты России и беспокоит многих людей. Только не директоров отделений…

Сергей Смирнов, Алексей Кузнецов, Максим Петроневич

Полный текст бюллетеня "Новый курс" №65, 30 апреля — 6 мая 2011 г. 

 

11 мая, 2011 г.