На прошедшей неделе, после кризисного повышения экспортной пошлины на бензин до 90% от уровня нефтяной пошлины, обсуждение новаций в налогообложении экспорта нефти и нефтепродуктов оживилось в более широком контексте.
Помимо озвученного ранее варианта перехода к формуле «60–66» стали рассматриваться еще два варианта. Первый из них основан на двухуровневой системе налогообложения экспорта нефти и нефтепродуктов: при нефтяных ценах ниже 90 долл./барр. применяется формула «60–66», с более высоких цен экспортные пошлины взимаются по формуле «55–86». Второй дополнительный вариант основан на формуле «58–72», то есть предполагает более существенное по сравнению с формулой «60–66» снижение нефтяной пошлины и большее приближение пошлин на нефтепродукты к нефтяным. Ниже представлены наши оценки удельной (на тонну экспорта) эффективности экспорта нефти и нефтепродуктов при различных комбинациях вывозных пошлин. Во всех вариантах расчетов предполагалось, что вывозная пошлина на бензин составляет 90% от нефтяной.
Удельная эффективность экспорта нефти и нефтепродуктов при различных вариантах установления экспортных пошлин (при цене нефти 105 долл./барр.), руб.
| При современных пошлинах | Вариант | Двухуровневая ставка на экспорт нефти и нефтепродуктов | Вариант |
Прибыль от экспорта нефти | 1083 | 1912 | 2067 | 2244 |
Прибыль от экспорта бензина | 2067 | 2814 | 2953 | 3112 |
Прибыль от экспорта дизтоплива | 4288 | 4952 | 4712 | 4544 |
Прибыль от экспорта мазута | 201 | 397 | 158 | -11 |
Источник: расчеты Центра развития
Из приведенных оценок мы сделаем несколько выводов. Во-первых, при нынешней цене нефти (105 долл./барр.) и существующей системе экспортных пошлин рентабельность экспорта нефти составляет всего 5%. Следует отметить, что при нынешней формуле расчета экспортной пошлины на нефть рентабельность экспорта при росте цен снижается. На наш взгляд, несомненно, такая ситуация во многом обуславливает стагнацию добычи и экспорта российской нефти даже при растущих мировых ценах. В такой ситуации поиск вариантов снижения налоговой нагрузки на экспорт нефти выглядит вполне естественным.
Во-вторых, рентабельность экспорта нефти повышается почти в два раза при переходе к формуле «60–66», растет и рентабельность экспорта нефтепродуктов, кроме мазута. Естественно, в этой ситуации похожая картина наблюдается и в связи с переходом на схему «58–72», где экспорт мазута вообще становится убыточным. Переход же к двухуровневой системе обложения экспорта нефти и нефтепродуктов незначительно изменяет эффективность нефтяного экспорта. Такой налоговый режим будет стимулировать нефтяные компании к углублению нефтепереработки, в то же время компании, строящие или реконструирующие в настоящее время свои нефтеперерабатывающие заводы, окажутся в сложном положении, поскольку их инвестиционные программы были рассчитаны при определенном налоговом режиме.
В целом по нефтяному комплексу при предположении, что нефтяные компании сохранят объем и структуру экспорта нефти и нефтепродуктов на уровне 2010 года, реформы налогообложения приведут к росту прибылей нефтяников. Так, если при современном налоговом режиме и цене нефти 105 долл./барр. суммарная прибыль от экспорта нефти и нефтепродуктов составит 584 млрд руб., то при переходе к формуле «60–66» этот показатель вырастет на 17%, а при переходе к системе «58–72» — на 23%. Поэтому нефтяные компании в целом, по-видимому, будут поддерживать изменения в системе налогообложения. При этом встанет вопрос о компенсации выпадающих бюджетных доходов. Направления такой компенсации вроде бы ясны: это увеличение налогообложения Газпрома, увеличение акцизов на топливо, алкоголь, табак. Неясно, будет ли такая компенсация осуществляться до или после выборов. В заключение не поленимся повторить еще раз — для осуществления долгосрочных инвестиций в сырьевой сектор инвесторам необходим стабильный налоговый режим.
В апреле в целом письма стали идти быстрее. Дошло до того, что одно письмо было получено раньше, чем отправлено. Неужели Почтой России изобретена и успешно опробована машина времени?
В апреле средний срок доставки писем сократился более чем на двое суток, а доля писем, находящихся в пути менее недели, превысила треть. Самым быстрым в нашей выборке (наконец-то!) оказалось письмо «из Москвы в Москву» — оно дошло за 1 сутки и 18 часов. Весьма невелика доля писем, находившихся в пути 15–21 день; письма, доставленные за 21–28 дней, вовсе отсутствуют; всего 4 письма добирались до Москвы более четырех недель. Дольше остальных шло письмо из Воронежа — почти 48 суток. Долго, конечно, но, по сравнению с абсолютным рекордом, поставленным в марте (106 суток), не так уж много.
Сроки доставки писем в Москву, % от объема выборки
Сроки доставки | Ноябрь 2010 г. | Декабрь 2010 г. | Январь 2011 г. | Февраль 2011 г. | Март | Апрель 2011 г. |
1–7 дней | 14,0 | 9,2 | 14,2 | 23,4 | 13,3 | 34,4 |
8–14 дней | 69,5 | 78,3 | 66,9 | 65,5 | 75,9 | 62,9 |
15–21 дней | 1,3 | 11,6 | 10,0 | 8,5 | 9,0 | 2,2 |
22–28 дней | 0,9 | 0,7 | 7,9 | 2,4 | 0,2 | 0,0 |
Более 28 дней | 0,3 | 0,2 | 1,1 | 0,2 | 0,8 | 0,5 |
ВСЕГО | 100,0 | 100,0 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Средний срок, сутки-часы | 11–19 | 12–03 | 12–03 | 10–22 | 11–21 | 9–10 |
Источник: расчеты Центра развития
В общем, в апреле Почта России преподнесла своим клиентам целую бочку меда. Ложкой дегтя в ней можно признать лишь одно письмо (см. изображение слева, увеличивается кликом мыши). Судя по штемпелю, оно отправлено из Казани 14 апреля, а в Москву пришло 8 апреля! Потом еще пять дней (!) оно бродило по Москве, но все равно было доставлено адресату 13 апреля, то есть на день раньше своего отправления! Неужели человечество совершило такой прорыв в будущее? Или мы имеем дело с банальным «человеческим фактором» — ошибкой сотрудника почтового отделения, который вместо первой цифры «0» ошибочно поставил цифру «1»?
Как-то это скучно и совсем не романтично… И слишком напоминает ошибки, характерные для советской торговли: при подсчете сдачи советская кассирша почему-то ошибалась в свою пользу не в 50% случаев, как должно было бы быть по теории вероятности, а почти в 100%. Надеемся, что Почта России не будет пользоваться этой «технологией» для улучшения параметров своей деятельности.
* * *
А вот еще сцена из жизни, также связанная с Почтой России.
На прошлой неделе одному из наших сотрудников — обычное дело — пришло уведомление о бандероли с просьбой получить ее в течение 5 дней. Раз пришло — надо идти, но за 40 минут, проведенных в отделении утром, не только наш сотрудник не получил бандероль, но и никто из других присутствующих физических лиц не смог произвести ни одной операции: ни отправить, ни получить, даже пенсия старушке не досталась …
Причина проста. В отделении работает одно окно — другое занавешено и забито всяческими объявлениями. В единственном работающем окне стоит представитель юридического лица и делает рассылку: только в присутствии нашего сотрудника «юрлицо» отправило порядка 30–40 писем, при этом компьютер периодически подвисал, растягивая и без того небыстрый процесс. Принимая во внимание тот факт, что коллега не застал ни начала, ни конца этого действия, точно выяснить длительность паузы в обслуживании физических лиц в почтовом отделении 117105 г. Москвы не удалось (но точно не меньше 40 минут). Неоднократные просьбы открыть второе окно — тем более количество присутствующих на тот момент сотрудников Почты России позволяло это сделать — не увенчались успехом. Госпожа директор упорно настаивала на общей очереди в такое вот единое окно…
В результате в рабочее время люди вынуждены стоять и ждать, пока клиент (которому время, проведенное на почте, в отличие от тех же физлиц, оплачивается) неспешно отгрузит Почте России свою корреспонденцию. Казалось бы, можно получить бандероль и в субботу, когда юрлица не работают, но (помните о 5 днях!) только уплатив штраф за хранение.
Хотя чего проще — откройте второе окно для юрлиц или сделайте специальный технический перерыв в середине дня на их облуживание, но лень-матушка…
PS: Cудя по отзывам в «Книге жалоб», только юридические лица положительно отзываются о работе отделения, в то время как все отрицательные (вот совпадение) только от физических (чуть ли не еженедельно) и все об одном — время в очереди... А судя по Интернету, подобная ситуация частенько царит и в других отделениях Почты России и беспокоит многих людей. Только не директоров отделений…
Сергей Смирнов, Алексей Кузнецов, Максим Петроневич
Полный текст бюллетеня "Новый курс" №65, 30 апреля — 6 мая 2011 г.