• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Банки: Статистика & Экономика», март 2011 г.

Очередной ежемесячный обзор от Центра развития НИУ ВШЭ подробно рассматривает историю неудачного входа на российский рынок Барклайс банка, и роль, которую сыграла в этой неудаче покупка конкретного отечественного банка

Ошибка нерезидента. Барклайс Банк

В 54-м выпуске «Нового курса» Центр развития в качестве причины сворачивания бизнеса британской банковской группой Barclays указывал уникальную цепочку ошибок, совершённых менеджментом группы. Среди этих ошибок одну из первых строчек занимает выбор российского банка для покупки.

Банки на ярмарке

Прежде чем приступить к рассмотрению адекватности решения купить именно тот банк, который и был в итоге куплен, отмотаем летопись событий немного назад. Развитие российского банковского бизнеса за последние двадцать лет прошло несколько фаз развития, характеризовавшихся своей доминирующей парадигмой. Наступление середины нулевых годов ознаменовалось наступлением фазы под условным названием «банк на продажу». Собственники кредитных организаций поняли, что в условиях экономического бума стоимость их актива начала стремительно расти. Образовалась даже своего рода иерархия продавцов-покупателей. В самом начале своеобразной «пищевой цепочки» находились мелкие банки, их хозяева стремились нарастить размеры активов и продаться более крупным банкам. Владельцы крупных региональных банков, в свою очередь, за счёт поглощения мелких игроков стремились капитализировать свой бизнес с целью быть купленными банками федерального масштаба, ну а те уже были «невестами на выданье» за иностранного «жениха». Именно в последнем звене этой цепи и был «зарыт» джекпот.

Ну а поскольку цена банка зависела прежде всего от его размера, то для его собственника логичным представлялось всеми правдами и неправдами накачать банк активами, дабы продажная цена банка могла быть доведена до максимально возможной. В таких условиях выбор надлежащего банка не для дальнейшей перепродажи, а для «конечного потребления» был задачей нетривиальной, тем более для инобанка, имевшего весьма смутное представление о реалиях российской экономики. К слову сказать, не избежал печальной участи прикупить совершенно по-цыгански «надутый» банк и такой старожил отечественного рынка, как Райффайзенбанк, приобретший по случаю Импэксбанк. Однако сложности с ориентированием на местности не могут быть приняты во внимание как смягчающее обстоятельство для профессионала, ставящего на кон большие деньги.

Теперь, пожалуй пришла пора посмотреть на то, что же приобрёл Barclays по цене в 4 капитала. Звали эту кредитную организацию Экспобанк. До поры до времени Экспобанк был известен как обычный кэптивный банк, основные операции которого были подчинены бизнес-интересам его владельцев. Для иллюстрации перехода Экспобанка в категорию «банков на продажу» приведём лишь один график, на котором видна разница между темпами роста этого банка и российской банковской системой. На протяжении ряда лет эта разница особо не бросалась в глаза.

График 1. Динамика банковских активов (март 2004 г.=100%)

Источник: банковская отчётность, расчеты Центра развития

  

Бойтесь данайцев, дары уносящих

Всё изменилось в 2006 году. Активы банка стали расти как на дрожжах (см. График 1). Этот рост продлился аккурат до момента совершения сделки по продаже банка группе Barclays. Что и неудивительно, особенно принимая во внимание, что Экспобанк был не единственным банковским активом у его хозяев. На момент его продажи в группу также входили такие кредитные организации, как Азиатско-Тихоокеанский банк, М2М Прайвет банк (бывший Национальный банк развития) и Колыма-банк. Поскольку нас прежде всего интересует судьба Экспобанка, то в дальнейшем мы будем рассматривать его отдельно, а остальным банкам дадим условное название «Банки группы».

Вернёмся в 2006 год и посмотрим, что же предприняли владельцы Экспобанка для увеличения его размера. Прежде всего они предоставили банку субординированный кредит, формально увеличивший его капитал второго уровня. Кредит был выдан несколькими траншами: 7 млн долл. в марте, 8 млн долл. в августе и 15 млн долл. в ноябре 2006 года. И всё бы было хорошо, если бы не уже упоминавшийся нами кэптивный характер банка, а также наличие у собственников других банковских активов.

Впрочем, субординированные кредиты явились не единственными источниками роста банка. На графике 2 представлена динамика клиентских средств с разбивкой на средства физлиц и предприятий. На нём видно как осенью 2006 года и те и другие неожиданно полюбили Экспобанк и начали нести в него свои деньги.

График 2. Динамика средств клиентов в Экспобанке, млрд руб.

 

Источник: банковская отчётность, расчеты Центра развития

Итак, мы имеем два отягчающих обстоятельства: завязанность банка на бизнес своих владельцев и наличие многочисленных «сестёр». Воистину убийственная связка. Можно сказать, что на руках у хозяев Экспобанка было сразу два туза. Причём оба козырные.

Вообще, наличие так называемых банковских групп можно признать одной из главных структурных проблем российской банковской системы. И связано это с тем, что возникает ситуация, когда фактически единый банк оказывается как бы раздроблен на несколько балансов. В результате у собственников таких групп появляются огромные возможности для одновременной азартной игры с контрагентами «с нескольких рук» путём маскировки практически любых операций за счёт разведения по балансам разных банков всевозможных фиктивных сделок. Естественно, такая ситуация более чем на порядок снижает прозрачность деятельности как каждого отдельного банка, так и всей группы в целом. Причём прозрачность снижается не только для контрагентов, но и для Банка России, который в таких обстоятельствах просто не может осуществлять надлежащий надзор.

Вспомним график 1, ту его часть, когда стремительный отрыв Экспобанка от рынка сменился ещё более стремительным падением. Для понимания того, что произошло на самом деле, предлагаем сравнить динамику показателей деятельности банка уже не со всей банковской системой, а всего лишь с нашим виртуальным «Банком группы». Для этого мы просуммировали данные по остаткам на клиентских счетах АТБанка, М2М Прайвет банка и Колыма-банка. Для наглядности сути проходившего процесса на графике 3 пунктирной линией показывается соотношение средств, размещённых клиентами физическими и юридическими лицами на счетах в Барклайс Банке (будем его называть уже по-новому) и «Банке группы».

График 3. Динамика средств клиентов (млрд руб.)

Источник: банковская отчётность, расчеты Центра развития

Право, этот график даже несколько неловко комментировать, настолько здесь всё очевидно. Был у людей свой банк, они там держали свои деньги. После они этот банк продали, очень выгодно продали. И свои деньги унесли в другой банк. В свой. Из теперь уже чужого. Этих людей вполне можно понять. Но вот понимать людей из Barclays, принимавших решение о покупке такого вот «Троянского коня наоборот», мозг простого аналитика решительно отказывается. Как и их консультантов, наверняка «поднявших» на этой сделке неплохие деньги. Представляется, что продавцы Экспобанка как честные люди были просто обязаны сказать этим консультантам простое бизнесменское «спасибо».

Но и это ещё не всё!

В принципе, сочетание времени выхода на рынок вкупе с крайне неудачным выбором банка для покупки во многом гарантировали фиаско группе Barclays в России. Но, как мы уже указывали, это была не последняя ошибка её менеджмента. Но и не первая! Причём эти промахи носят достаточно типичный характер для инобанков в России. О них мы постараемся поговорить в одном из следующих номеров нашего обозрения.

Дмитрий Мирошниченко

Полный текст обзора «Банки: статистика и экономика», март 2011 г.

 

21 апреля, 2011 г.