• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новый курс» № 61

Отток капитала сохраняется, а импорт растет; Банк Москвы на фоне смены собственника теряет капиталы; нефтяные пошлины: поиск компромисса продолжается — темы из очередного еженедельного обзора Центра развития НИУ ВШЭ

Платежный баланс: рост импорта и отток капитала

Согласно оценкам Банка России, в первом квартале текущего года профицит текущего счета платежного баланса сократился, а отток капитала не ослаб.

Для начала давайте почетче выделим те тенденции в развитии платежного баланса, которые мы могли наблюдать в последнее время. 

Во-первых, импорт вновь стал расти высочайшими темпами. В первом квартале текущего года стоимость импорта превысила 64 млрд долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 41%. Более высокими темпами импорт рос непосредственно перед самым кризисом (в первые три квартала 2008 г.), в условиях потребительского и инвестиционного бума. Нынешние темпы роста уже нельзя объяснить низкой базой предыдущего года или отложенным спросом. Стоимость импорта, очищенная от сезонного фактора, в марте выросла, по нашим оценкам, более чем на 8% к предыдущему месяцу (в феврале – на 4%, в январе – на 3%). Иными словами, импорт в последние месяцы непрерывно ускорялся, при этом «угол наклона» растущего тренда в марте достиг максимального значения в послекризисный период. Особо стоит подчеркнуть, что импорт практически целиком растёт за счет роста физических объемов. 

Динамика стоимости импорта

 

Источники: ФТС России, Банк России, расчеты Центра развития

Безусловно, мы не можем ожидать сохранения темпов роста импорта такими темпами еще долгое время, они неизбежно должны будут снизиться. Но даже в случае стабилизации объемов импорта на уровне марта до конца года, по итогам года стоимость импорта достигнет 310 млрд долл. (рост на 25% к 2010 г.) При сохранении до конца года нефтяных цен и стоимости экспорта на уровне первого квартала (соответственно 111 долл./барр. и 41 млрд долл. в марте) торговое сальдо в 2011 г. составит около 170 млрд долл. против более 150 млрд долл. в предыдущем году. 

Во-вторых, продолжается рост неторгового дефицита счета текущих операций. В первом квартале отрицательное сальдо по услугам, инвестиционным доходам и трансфертам в совокупности превысило 16 млрд долл. и по сравнению с предыдущим годом (этот показатель имеет ярко выраженную сезонность) увеличилось почти на четверть, причем по всем компонентам. В услугах наблюдается опережающий рост импорта, в текущих трансфертах и оплате труда – рост зарплаты и численности мигрантов, в инвестиционных доходах – устойчиво растут доходы к выплате нерезидентам на фоне высоких цен на нефть и роста прибыльности российских предприятий. Мы не исключаем, что по итогам года отрицательное неторговое сальдо составит 90 млрд долл. (80 млрд долл. в 2010 г.). Это означает, что в целом приток валюты по счету текущих операций (СТО) может превысить прошлогодний уровень – 71 млрд долл., но, повторимся, только в случае сохранения нефтяных цен на текущем высоком уровне. Поскольку в первом квартале профицит СТО уже составил 32 млрд долл., в последующие кварталы с.г. этот показатель может существенно сократиться – вплоть до 10–15 млрд долл. Это является крайне опасной тенденцией, ибо возможное снижение цены на нефть на 10 долл./барр. (что эквивалентно снижению стоимости российского экспорта на 25 млрд долл.) со всей очевидностью может привести к дефициту СТО. 

Торговое и неторгового сальдо счета текущих операций, млрд долл.

 

Источник: Банк России

В-третьих, вырос чистый отток капитала частного сектора. В первом квартале банки, предприятия и население «вывезли» из России более 21 млрд долл., почти вдвое больше, чем в прошлом году, и примерно столько же, сколько в предыдущем квартале. Если в четвертом квартале прошлого года чистый отток капитала можно было «списать» на девальвацию рубля (эффективный курс рубля ко всем валютам в этом период снизился на 4%), то сейчас даже в условиях интенсивного укрепления рубля (на 4,5% – максимальный квартальный рост за весь период с 2003 г.) частный сектор предпочитает хранить активы за пределами страны.

Чистый отток капитала, млрд долл.

Источник: Банк России

 

По нашему мнению, при высоких ценах на нефть отток капитала сохранится до конца года. И дело не только в том, что движение по финансовому счету платежного баланса является оборотной стороной СТО. Оттоку капитала будут способствовать неблагоприятный инвестиционный климат в России (на улучшение которого надеется только президент Д. Медведев), приближающиеся парламентские и президентские выборы и связанная с ними политическая неопределенность, возможное ужесточение денежно-кредитной политики в развитых странах, не говоря уже о возможности снижения цен на нефть. Если профицит СТО по итогам текущего года составит порядка 90 млрд долл. (при высоких ценах на нефть и стагнации импорта до конца года), а покупка валюты Банком России будет осуществляться, как в первом квартале – в пропорции 1:2, то чистый отток капитала может достичь 60 млрд долл.

 

Сергей Пухов 

Банк Москвы: промежуточные итоги 

В пятницу, проводя брифинг в офисе Банка Москвы, президент ВТБ А. Костин заявил: «Мы поставили задачи — это развитие бизнеса банка, работа с клиентами. Мы тоже понимаем, что последние месяцы ситуация не очень благоприятствовала работе с клиентами, сейчас, я думаю, ситуация стабилизировалась. Мы не видим больших оттоков средств. Мы знаем, я разговаривал с руководством Москвы о том, что мэрия продолжает сотрудничать с Банком Москвы».

Посмотрим, как уже изрядно затянувшаяся история с перекупкой одного госбанка другим повлияла на настроение клиентов Банка Москвы.

Динамика роста средств предприятий (сентябрь 2010 г.=100%)

 

Источник: банковская отчётность, расчёты Центра развития

Прежде всего, предлагаем взглянуть на динамику остатков на счетах предприятий. Как видно из графика справа, по сравнению с концом сентября прошлого года, когда было принято решение о передаче контроля над Банком Москвы Внешторгбанку, объём средств предприятий в банке уменьшился почти на 10%. Для сравнения, остатки на счетах в банках группы ВТБ выросли на 27,6%, а в целом по банковской системе – на 12,1%. Таким образом, отставание от рынка Банка Москвы по этому показателю за пять месяцев передряг составило 22 процентных пункта. Впечатляет. Но самым примечательным здесь является даже не глубина «просада» остатков на клиентских счетах, а тот факт, что их снижение происходило и в декабре прошлого года. То есть именно в тот месяц, когда бюджетная система осуществила огромный вброс денег в экономику, банк, «сидящий» на бюджете, испытал отток средств!  

Но не корпоративными клиентами едиными жив банк, есть ещё и физические лица, более инертные в вопросе перехода в другие кредитные организации. Здесь ситуация также выглядит не слишком приятно. По сравнению с сентябрём прошлого года объём средств населения в Банке Москвы сократился на 9,4% на фоне роста рынка на 12,3%. Здесь мы для чистоты расчётов специально исключили данные по Сбербанку, который в некотором роде сам по себе рынок. Таким образом, разрыв с конкурентами в части привлечения средств розничных клиентов составил печальные 21,7 процентных пунктов. 

Динамика роста средств населения (сентябрь 2010 г.=100%)

Источник: банковская отчётность, расчёты Центра развития

Безусловно, подобное «бегство капиталов» не могло не сказаться на ликвидности банка. Для иллюстрации изменения положения с ликвидностью можно использовать такой показатель, как сальдо среднедневного объёма средств, размещавшихся и привлекавшихся банком на рынке краткосрочных (до одного месяца) межбанковских кредитов. Такие кредиты используются коммерческими банками прежде всего для регулирования текущей ликвидности. Таким образом, положительный знак этого показателя характеризует банк как нетто-кредитора, а отрицательный – как нетто-заёмщика, то есть говорит о наличии у него избытка или недостатка денежных средств для проведения текущих платежей. Значение же показателя аппроксимирует либо величину излишней ликвидности, размещённой в других кредитных организациях, либо размер неликвидной «дыры» в балансе банка. 

Сальдо среднедневного объёма размещения и привлечения средств Банком Москвы на рынке краткосрочных МБК, млрд руб.

Источник: банковская отчётность, расчёты Центра развития

Как видно из графика, результатом оттока средств клиентов из Банка Москвы стало не только снижение его доли в определённых рыночных сегментах, но и то, что банк из нетто-кредитора превратился в нетто-заёмщика. При этом среднедневной объём недостатка текущей ликвидности в феврале оказался на уровне 15 млрд руб. С одной стороны, это не такая уж и значительная величина, составляющая порядка 2% от обязательств банка. С другой стороны, в последний раз в поисках денег Банк Москвы регулярно выходил на рынок МБК аж в далёком марте 2004 года.

Дмитрий Мирошниченко 

«Ресурсное проклятие» против весенней эйфории

На прошедшей неделе в прессе появились сообщения о том, что Минфину и Минэнерго никак не удается согласовать вопросы налоговой реформы в нефтяной отрасли, которую в начале февраля премьер-министр В. Путин предложил завершить, не дожидаясь лета, чтобы ориентировать нефтяников на инвестиции. Дискуссии перешла в группы по разработке Стратегии-2020 (см. «Новый курс» № 60), но и там эксперты пока не пришли к единому мнению относительно того, по какому из сценариев следует реформировать налогообложение нефтяного сектора.

Напомним, что существующая система экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты делает более выгодным экспорт темных нефтепродуктов и, следовательно, сохранение низкого уровня переработки нефти на российских НПЗ. В результате дискуссий в конце прошлого года было принято решение поднять в ближайшие годы ставку НДПИ на добычу нефти, но зато снизить ставку экспортной пошлины на бензин, и приподнять – на темные нефтепродукты, выровняв их, и сбалансировать прочие интересы с помощью экспортной пошлины на нефть. При этом пока не решено, то ли оставить ее неизменной (коэффициент 65%), если выравнивание пошлин на нефтепродукты произойдет на уровне 60% от пошлины на нефть (вариант 65/60–60), то ли понизить коэффициент для нефтяной пошлины до 60% и установить пошлины на нефтепродукты на уровне 66% от нефтяной (вариант 60/66–66).  

В любом случае российский нефтяной сектор ждут большие перемены, но неплохо бы понять, что сдерживает принятие окончательного решения, которого так ждет российский премьер-министр? В конце концов, трудно всерьез воспринимать версию о том, что якобы Минфин ждет годовых отчетов нефтяных компаний, чтобы зарубежные консультанты Минэнерго, разрабатывающие новую налоговую реформу, могли свежими данными выверить гармонию используемой ими модели нефтяной отрасли, судя по прессе, инкорпорирующей в себя десятки компаний, месторождений и прочее.  

Проведенные нами расчеты показывают, что кажущийся многим не столь радикальным и поэтому являющийся более вероятным вариант 60/66–66 с точки зрения Минфина на горизонте 10 лет ведет к потерям бюджета на уровне около 31 млрд долл. по сравнению с отвергнутым ранее вариантом 65/60–60. Это связано с тем, что в сценарии 60/66–66 потери бюджета от снижения пошлины на нефть не компенсируются умеренным повышением пошлин на нефтепродукты. Правда при этом выигрывает бизнес, увеличивая более чем на 27 млрд долл. свою чистую прибыль, но Минфин такая «игра с почти нулевой суммой» не устраивает.   

Впрочем, Минфин понять можно. Если среднегодовые цены на нефть будут в этом году составлять 110 долл./баррель (уровень первого квартала) против, например, 79 долл./баррель, заложенных в бюджет-2011, то прирост суммарной экспортной выручки нефтяного сектора составит, по меньшей мере, 92 млрд долл., из которых около 73 млрд долл. получит бюджет в форме разного рода налогов (включая налог на прибыль, хотя 80% прироста придет в Минфин от НДПИ и экспортных пошлин), а оставшееся, а это более 18 млрд долл. – нефтяные компании. Понятно, что этот аргумент активно используется Минфином в правительственных дискуссиях, но также ясно, что Минэнерго играет роль «медведей», постоянно напоминая о риске снижения цен. Одним словом, поиск компромисса продолжается.  

Явно не поспособствовало его нахождению и предложение экспертов, работающих над Стратегией-2020, которые вернули из небытия идею о полной отмене экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, компенсировав это ростом внутренних налогов. В обоснование этой идеи положены расчеты, показывающие неэффективность российской нефтепереработки, которая, условно говоря, производит отрицательную добавочную стоимость. По нашим оценкам с 1999 г. (за исключением 2004 и 2008 гг.) 1 тонна производимых и реализуемых на внутреннем и внешнем рынке нефтепродуктов стоит дешевле, чем 1 тонна вывозимой сырой нефти. Суммарная годовая разница составляла в последние 12 лет от 0,7 млрд долл. в 2009 г. до 13,5 млрд долл. в 2011 г. Совокупные условные потери от неэффективности нефтепереработки составили около 46 млрд долл., или примерно 0,77% ВВП в год, и это без учета затрат на переработку сырой нефти, а с ними будет больше.   

Другое дело, что налоговые механизмы замены экспортных пошлин другими налогами и способы их администрирования пока еще видятся в тумане, да и возможный рост цен на бензин заставляет правительство быть предельно осторожным, как будто бы идя по минному полю. Кроме того, нельзя забывать и об интересах региональных властей, которые могут лишиться значительной части налоговых поступлений при реализации предложенного экспертами сценария.  

Вот и получается: срок, отведенный премьером, подходит к концу, единого решения нет, более того, есть принципиальные различия в подходах между правительственными ведомствами и независимыми экспертами. Ну как здесь обойтись без того, чтобы в очередной раз судьбоносное для отрасли решение, может быть, будет принято одним человеком? Понятно, что в условиях дефицитного бюджета повысить налоги легче, чем снизить что-либо, но дело не в этом, а в том, что к нам вновь пришло «ресурсное проклятие», от которого в России всем почему-то становится так хорошо, что о реформах забывается.

Валерий Миронов

Полный текст бюллетеня "Новый курс" №61, 2 — 8 апреля 2011 г. 

 

 

12 апреля, 2011 г.