• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новый курс» №60

Вопреки заявлениям о выходе из кризиса, количество регионов, имеющих дефицит бюджета, увеличилось с 2008 года почти вдвое; налогообложение нефти и нефтепродуктов — сложности конструирования стимулирующей системы; две темы из еженедельного обзора Центра развития НИУ ВШЭ

Ложная эйфория

Федеральные власти уже неоднократно заявляли, что кризис в российской экономике закончился и с 2010 года идет восстановительный рост, а по итогам 2011 года экономика выйдет на докризисный уровень! Несомненно, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, хотя и серьезно искажает статистические показатели, поддерживает оптимистические настроения центральной власти. А как себя чувствуют регионы? Выясняется, что их положение далеко не столь прекрасно. В частности, по данным рейтингового агентства Fitch, количество регионов, исполняющих свои бюджеты с дефицитом, с 2008 по 2010 год увеличилось с 37 до 63 субъектов, т. е. почти удвоилось, а суммарный дефицит составил 202,0 млрд рублей. Финансовый год с дефицитом в размере более 15% от доходов свели 5 регионов, от 10 до 15% — 10 регионов, от 5 до 10% — 15 регионов, менее 5% — 33 региона.

Причина нарастания дефицитов кроется в наращивании социальных расходов и выполнении прочих предвыборных обещаний, в то время как доходная база бюджетов не поспевает за ростом расходов. Все более существенной становится зависимость регионов от трансфертов из федерального центра (34% общих доходов), которые практически сравнялись по объему с суммой налога на прибыль (24%) и подоходного налога (20%). При росте доходов региональных бюджетов с 2008-го по 2010-й на 11% объем трансфертов из федерального бюджета вырос на 27%.

По уровню промышленного производства только 37 регионов превысили показатели предкризисного 2008 года и еще 6 регионов вышли на докризисный уровень. Из 40 регионов, не вышедших на докризисный уровень, в течение 2011 года только 16 регионов могут сделать это в текущем году, а остальным 24 регионам (фактически, каждому третьему) понадобится на это еще 1–2 года. Наибольшее падение испытали промышленные регионы с высокой долей машиностроительного и металлургического секторов в своей экономике: они восстанавливаются заметно медленнее, нежели регионы с аграрной и сырьевой специализацией.

Центр развития

 

Стратегия-2020: удорожание бензина неизбежно?

 

Состоявшееся в рамках проекта «Стратегия-2020» обсуждение сценария радикального реформирования налоговой системы России — отмены экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в России при компенсирующем потери бюджета повышении других налогов на нефтяников (НДПИ, акцизов или совсем новых) — вызвало бурную реакцию в СМИ, из которой стало ясно, что адекватного осознания сути этой «рокировки» пока не хватает. Попробуем разобраться.

Зачастую утверждается, что эксперты предложили поднять цены на нефтепродукты и отменить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, причем чуть ли не завтра. Это не так, поскольку цены на нефтепродукты на внутреннем рынке у нас государством напрямую (пока) не регулируются и просто так по приказу сверху поднять или опустить их (в отличие, например, от регулируемых государством цен на газ и электроэнергию) нельзя. Так что содержавшееся в материале экспертов предположение о росте цен на нефтепродукты на внутреннем рынке (ориентировочно до 80%) носит гипотетический характер.

У этой гипотезы есть свои основания. Во-первых, если экспортные пошлины отменить одномоментно, то это стимулирует экспорт нефти, уменьшив ее предложение на внутреннем рынке (если, конечно, транспортировочные мощности позволят вывозить больше «черного золота»). Во-вторых, в силу увязки внешних и внутренних цен на нефтепродукты отмена экспортных пошлин неизбежно приведет к повышению внутренних цен на нефть как сырье для НПЗ и, соответственно, увеличит цены на нефтепродукты.

 

Динамика цен приобретения нефтепродуктов на внутреннем рынке (долл./т)*

* При основном варианте изменения налоговой системы в нефтяном комплексе с выходом пошлин на все нефтепродукты на 60% к пошлинам на нефть с 2013 г. (при всех предпосылках инновационногго сценария долгосрочного прогноза МЭР до 2030 г.) и при варианте полной отмены экспортных пошлин с 2012 г. При прогнозе цен использован принцип net back по экспортной цене нефтепродуктов.

Источник: Росстат, расчеты Центра развития

 

Главным аргументом против этой гипотезы может стать временной фактор: если пошлины отменить после модернизации российских НПЗ и увеличения глубины переработки, то следует ожидать роста предложения нефтепродуктов, что будет сдерживать рост цен. Соответственно, главным вопросом становится: «Как стимулировать российских нефтяников к модернизации нефтепереработки?»

 

Еще одна проблема, которая выпячивается при обсуждении этой идеи, состоит в том, что рост цен на нефть и нефтепродукты внутри страны, связанный с отменой экспортных пошлин, может «погубить» отечественную промышленность и сельское хозяйство. При этом забывается, что, по замыслу авторов проекта, отмена пошлин, которые в целом (если брать все углеводородное сырье) обеспечили в 2010 г. около 30% поступлений в федеральный бюджет, должна будет сопровождаться адекватным ростом НДПИ, акцизов или других налогов, что не только компенсирует потери бюджета от отмены вывозных пошлин, но и изымет дополнительный доход, связанный с ростом цен на нефтепродукты внутри страны. И эти средства могут быть направлены государством в той или иной форме на компенсацию потерь потребителей нефтепродуктов (предприятий и населения). 

Нам при обсуждении предложений экспертов видится другая проблема — НДПИ не стимулирует нефтедобычу в новых регионах, где результат «green field»–проектов непредсказуем, и в силу этого априори нельзя вычислить т.н. незаработанную ренту, которую надо изъять у нефтяников посредством налога от выручки. Поэтому предложение о кратном увеличении НДПИ вызывает, мягко говоря, скепсис у нефтяников, указывающих на то, что весь прирост добычи нефти в 2010 г., когда Россия увеличила ее на 2,2% до 505 млн т, связан по большей части с одним Ванкорским месторождением (более 80% прироста), а новых проектов на подходе может скоро и не оказаться.

Поскольку дискуссия о принципах налогообложения прибыли в нефтяном секторе, стимулирующего разработку новых месторождений, пока не завершена, то, видимо, обсуждение вопроса об отмене экспортных пошлин будет в дальнейшем проходить в более широком контексте (в связи с намерениями правительства быстро вступить в ВТО).

 

Валерий Миронов

 

Полный текст бюллетеня "Новый курс" №60, 26 марта — 1 апреля 2011 г.

 

 

5 апреля, 2011 г.