• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новый курс» №58

С новой силой разгорелись на минувшей неделе обсуждения проблем размещения государственных заказов, связанные прежде всего с судьбой 94-ФЗ; землетрясения и цунами разрушают национальное богатство, но способствуют ускорению роста ВВП — две темы из еженедельного обзора Центра развития НИУ ВШЭ

Простое кажется вздорным, черное — белым, белое — черным

С новой силой разгорелись на минувшей неделе обсуждения проблем размещения государственных заказов, а точнее, процедур и документов их регулирующих. Несмотря на неумолимые заслуги приснопамятного закона 94-ФЗ в деле обеспечения условий для конкуренции в госзакупках, за пять лет его действия выявились очевидные проблемы и возникла необходимость в изменениях.

Предложения по решению целого перечня проблем вылились в две основные концепции реформирования закона: от ФАС и от МЭР. Отметим, что оба документа являются лишь концепциями, а значит, в виде закона должны будут содержать более детальные разъяснения предложенных положений. Сейчас же недосказанность создает большие просторы для фантазии, а в обсуждениях превалируют резкие оценки и черно-белые тона.

Концепция ФАС сохраняет конструкцию существующего закона, направляя усилия на латание «дыр» в самых очевидно слабых местах созданной в течение пяти лет системы. Дополнительное «закручивание гаек» внутри и так довольно жесткого закона усиливает антикоррупционную направленность 94-ФЗ, но практически не решает проблем, вызываемых этой самой жесткостью и универсальностью. В общем, трудно было ожидать чего-то иного от ФАСа, как органа в первую очередь карательного, а не органа, усилия которого направленны на создание условий для конкуренции.

Иной подход представлен в концепции МЭРавторы во многом опираются на зарубежный опыт, поэтому в целом она выглядит более либеральной, предлагая перейти к Федеральной контрактной системе. Помимо контроля за государственным контрактом на всех этапах от планирования до оценки эффективности исполнения (на таких принципах действуют контрактные системы, например, в США, Великобритании, Франции, Канаде), ФКС подразумевает специализацию и усложнение норм в части размещения госзаказа, в том числе предоставление государственному заказчику значительно больше прав и полномочий для выбора поставщика и предмета закупки, чем существующий порядок. Для честных заказчиков и подрядчиков, предлагаемые изменения предлагают возможность использования более простых и быстрых инструментов удовлетворения своих нужд, в том числе срочных.

В большинстве своем горячие дискуссии сводятся в итоге к обсуждению возможности применения «презумпции добросовестности», но разве это вопрос законодательства? Кто-то видит мир в черном цвете и в таком мире, конечно, любое послабление может привести к катастрофе, а свобода невозможна. Повышение эффективности системы госзакупок не может рассматриваться в отрыве от проблемы эффективности государственных институтов в целом. Пусть даже не очень эффективные, но работающие институты будут обеспечивать функционирование системы даже при несовершенных законах, зато отсутствие институтов и жизнь по понятиям превратит самые маленькие лазейки в огромные дыры в любом самом хорошем законе.

Центр развития

Макроэкономические последствия японских катаклизмов

Природные катаклизмы разрушают национальное богатство, но способствуют ускорению роста ВВП

Сильнейшее землетрясение, цунами, атомная катастрофа нанесли экономике Японии значительный ущерб: разрушены дороги, мосты, линии электропередач, стерты с лица земли сельскохозяйственные угодья и целые населенные пункты. Общий ущерб, как ожидается, может достичь чуть ли не 20 трлн иен (около 250 млрд долл.). Это заметно больше, чем ущерб от всех прочих природных катастроф последних десятилетий.

Оценки прямого экономического ущерба и жертв среди населения (погибшими и пропавшими без вести) от наиболее сильных катаклизмов

 

Страна

Момент

Прямой ущерб, млрд долл.

Жертвы, тыс. чел.

Землетрясение, цунами, атомная катастрофа

Япония

Март 2011

250

21,4

Землетрясение в провинции Сычуань

Китай

Май 2008

80

440

Ураган «Катрина»

США

Авг. 2005

50

1,8

Землетрясение и цунами у о. Суматра

Индонезия

Дек. 2004

8

225

Теракт в «Мировом торговом центре»

США

Сент. 2001

10

3

Землетрясение в Кобе

Япония

Янв. 1995

100

6,4

 

Источники: оценки официальных властей, страховых компаний, сообщения СМИ

 

В долгосрочной перспективе наибольшие потери в результате происшедшей катастрофы будут у атомной энергетики: реализация проектов в этой сфере может быть отложена на годы. В краткосрочном плане большие убытки понесут страховые компании: им придется выплачивать суммы, компенсирующие не только потерю движимого и недвижимого имущества, но также убытки от потери заработка, упущенной выгоды и т.п.

Однако с точки зрения экономического роста, катастрофа, после небольшой паузы, почти наверняка приведет к ускорению роста ВВП. Это объясняется просто: потеря накопленного богатства создает дополнительные стимулы для его возмещения или, что почти то же самое — дополнительный спрос. А на возникновение дополнительного спроса рыночная экономика обычно реагирует наращиванием предложения, то есть ростом ВВП. История аналогичных мегакатастроф показывает, что это является наиболее общим сценарием развития событий, особенно в развитых странах (Подробнее см.: Ramcharan, R., 2005. Cataclysms and Currencies: Does the Exchange Rate Regime Matter for Real Shocks? IMF Working Paper WP/05/85, Washington DC).

Вопрос здесь только один: сможет ли Япония найти финансовые ресурсы для восстановления или нет? Не приходится сомневаться, что сможет. Банк Японии уже «впрыснул» в экономику 21,8 трлн иен. Значительные суммы будут компенсированы страховыми компаниями. С 1 апреля начнется новый финансовый год, и в новом бюджете наверняка будут выделены средства на ликвидацию последствий катастрофы (в случае нужды гособлигации выкупит сам Банк Японии). Наконец, банковская система Японии располагает значительной депозитной базой, а население до катастрофы сберегало более 20% текущих доходов. Это достаточная «подушка» для того, чтобы нести расходы по восстановлению утраченного имущества, не особо сокращая текущее потребление.

Из-за ограниченного предложения может немного увеличиться инфляция, но для Японии, которая постоянно балансирует на грани дефляции, это не так уж страшно. Укрепление иены, связанное с тем, что страховые компании переводят средства в национальную валюту, несколько снижает эффективность экспорта, но вряд ли этот эффект будет долговременным. Таким образом, вслед за короткой заминкой, вызванной прямым разрушением производственных мощностей и некоторой легко объяснимой растерянностью, в Японии уже со второго квартала текущего года можно будет ожидать ускоренного восстановительного роста.

 

Сергей Смирнов

Полный текст бюллетеня "Новый курс" №58, 12 марта — 18 марта 2011 г. 

 

22 марта, 2011 г.