• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

2011-й — год неопределенностей

В прошедшем году основные социально-экономические показатели начали восстанавливаться после серьезного спада, однако говорить о том, что кризис преодолен, преждевременно. Вторая волна кризиса вполне вероятна, а в этом случае переход к стадии устойчивого роста возможен не раньше 2014 г., подсчитал руководитель научного направления «Макроэкономика и финансы» ИЭП им. Гайдара Сергей Дробышевский

Вторая волна кризиса для России возможна, однако вовсе не обязательна. При определенных условиях переход на новую траекторию роста возможен уже в 2011-2013 г. Наиболее вероятными кажутся два сценария экономического развития России: базовый, в основных предпосылках соответствующий умеренно-оптимистичному варианту Минэкономразвития, и сценарий затяжного выхода из кризиса (см. табл. 1).

 

Таблица 1. Экзогенные переменные сценариев

 

 

Базовый сценарий (Ин-т Гайдара)

Сценарий затяжного кризиса (Ин-т Гайдара)

Умеренно-оптимистический вариант МЭР

Цены на нефть (Юралс, долл./барр.)

2010

2011

2012

2013

 

 

78

75

78

79

 

 

78

50

50

60

 

 

75

75

78

79

Курс евро к доллару (долл./за евро)

2010

2011

2012

2013

 

 

1,32

1,35

1,35

1,4

 

 

1,32

1

1,15

1,5

 

 

1,33

1,36

1,34

1,31

Темпы роста мировой экономики

2010

2011

2012

2013

 

 

3

3,5

4

4

 

 

3

1,2

2

3,3

 

 

4,3

3,8

4

4,2

Расходы федерального бюджета РФ

(млрд руб.)

2010

2011

2012

2013

 

 

 

10232,8

10658,6

11237,9

12175,6

 

 

 

10232,8

10658,6

11237,9

12175,6

 

 

 

10232,8

10658,6

11237,9

12175,6

Сальдо счета капитальных операций

(млрд долл. США)

2010

2011

2012

2013

 

 

 

-11,9

15

25

30

 

 

 

-11,9

-15

0

10

 

 

 

 

-

Для умеренных оптимистов

Восстановление объема реального ВВП на докризисном уровне, как в базовом сценарии ИЭП, так и в сценарии МЭР, возможно не раньше 2012-2013 гг. Однако МЭР, отчасти игнорируя такие предпосылки, как приток иностранного капитала, рост уровня потребления и сбережений, ожидает более высоких темпов роста реального ВВП и инвестиций в основной капитал (см. Рис. 1, Рис. 3).

 

Рисунок 1. Темп прироста реального ВВП

Темп прироста реального ВВП

 

В свою очередь в ИЭП более оптимистично смотрят на прогноз дефицита госбюджета. Вместо 3% ВВП, заложенных в законе о федеральном бюджете на этот период, ИЭП прогнозирует дефицит бюджета, близкий к нулю. Причина такой оценки — более оптимистичные прогнозы уровня собираемости налогов и номинального объема налоговых доходов при фиксированный номинальных расходах.

 

Серьезные расхождения наблюдаются в прогнозах динамики обменного курса рубля к доллару США. В МЭР считают, что при снижении сальдо торгового баланса доверие экономических агентов к национальной валюте начнет падать, поэтому номинальная стоимость рубля по отношению к доллару снизится. Однако в ИЭП полагают, что на фоне восстановления мировой экономики, возможно, что уверенность инвесторов к вложениям в Россию, даже при сокращении торгового сальдо подстегнет приток иностранной валюты (см. Табл. 2).

 

Таблица 2. Среднегодовой курс рубля к доллару США

 

 

2010

2011

2012

2013

Базовый сценарий (ИЭП)

30,34

29,4

28,8

28,1

Сценарий затяжного кризиса (ИЭП)

30,34

35,5

32,2

30,2

Умеренно-оптимистичный вариант (МЭР)

30,3

30,4

31

32,5

 

Рисунок 2. Темп прироста индекса потребительских цен (ИПЦ)

Темп прироста индекса потребительских цен (ИПЦ) 

 

Темпы инфляции будут постепенно снижаться, так предполагается во всех вариантах прогнозов. Однако в прогнозе ИЭП темпы снижения скромнее, чем в сценарии МЭР. (см. Рис. 2) Тем не менее, согласно базовому сценарию ИЭП, быстрое замедление инфляции в 2012-2013 гг. возможно в случае проведения сдержанной денежно-кредитной политики и достижения сбалансированности федерального бюджета.

 

Для взволнованных пессимистов

Вероятность того, что российскую экономику захлестнет вторая волна кризиса, все еще сохраняется. В этом случае, согласно сценарию затяжного кризиса ИЭП, 2011-2012 гг. станут периодом стагфляции, а восстановления положительной динамики основных показателей и перехода к устойчивому росту можно ждать не ранее 2014 г. В этом случае дефицит бюджета превысит заложенные показатели, что заставит правительство снижать номинальные объемы расходов.

В условиях затяжного кризиса крайне медленно будут восстанавливаться и инвестиции в основной капитал. В 2011 г. их объем может даже сократиться, а в дальнейшем вероятен медленный рост этого показателя. (см. Рис. 3).

Рисунок 3. Темп прироста индекса инвестиций в основной капитал

Важно также отметить, что в рамках сценария затяжного кризиса в 2011-2012 гг. дефицит федерального бюджета заметно превосходит параметры закона о федеральном бюджете на 2011-2013 годы. Это, в свою очередь, может означать необходимость снижения номинальных объемов расходов федерального бюджета. В противном случае риск неконтролируемого роста дефицита бюджета станет дополнительным негативным фактором спада в российской экономике.

Заметим, что, в отличие от 2008 года, у России уже нет запаса в виде Резервного фонда и финансировать дефицит бюджета придется исключительно за счет заимствований на рынке, в ситуации, когда из-за кризиса доверие инвесторов низко. Т.е. для того, чтобы привлечь деньги, государство будет повышать процентные ставки — как в 1997-1998 гг.

К сожалению, при всей вариативности сценариев в будущем, в отношении собственно экономической политики российского правительства варианты просматриваются слабо. Как было сказано выше, у правительства уже нет больших резервов, чтобы действовать, опираясь на них, а политика — выборы 2011-2012 гг. — накладывает очень серьезные ограничения на поведение властей. В этой ситуации хотелось бы надеяться, что до окончания очередного политического цикла действия правительства хотя бы не будут содержать явных ошибок.

 

Сергей Дробышевский

 

11 февраля, 2011 г.