• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новый курс» №52

Почта России сегодня работает медленнее, чем при царе; слияние российских бирж пока больше походит на покупку компании, чем на объединение торговых площадок — две темы из еженедельного обзора Центра развития НИУ ВШЭ

Новые аксиомы от Почты России

Длительные новогодние каникулы привели к резкому увеличению доли писем, находящихся в пути более трех недель. Кроме того, оказалось, что путь от Москвы до окраин ближе, чем от окраин до Москвы (продолжение совместного с Институтом Гайдара проекта по оценке деятельности российской почты, вернее, по оценке скорости повышения качества работы государственной инфраструктуры. Напомним, что в рамках нашего исследования все письма из Москвы отправляются с одного адреса — из Института Гайдара; на него же приходят все письма, отпраляемые в Москву, см. Полный текст «Нового курса» №49). 

В январе максимальные сроки доставки корреспонденции значительно возросли. В целом по России дополнительная «новогодняя» задержка составила 3 суток 15 часов (+12%), а по Москве и Санкт-Петербургу еще больше: соответственно, 6 суток 7 часов (+43%) и 8 суток ровно (+46%).

Сроки доставки писем в Москву (по выборке Института Гайдара)

Примечание: *С учетом норматива пересылки на внутригородской территории городов федерального значения (2 дня). Установлены постановлением Правительства РФ от 24 марта 2006 г. № 160.

Источники: Центр развития и Институт Гайдара

Вообще, в январе резко выросла доля «невезучих» писем, находящихся в пути непомерно долго. Если в конце прошлого года лишь около 1% посланий добирались до адресата более трех недель, то в январе этот показатель вырос до 9,2%. Справедливости ради надо отметить, что в январе вновь увеличился удельный вес писем, доставляемых в пределах одной недели. Видимо, аврал, вызванный новогодними праздниками, закончился, и теперь Почта России может жить спокойно. Правда, недолго — до 23 февраля и 8 марта.

Самым «невезучим» в декабре оказалось письмо из г. Волжска (Марий-Эл), оно шло более месяца (точнее, 34 суток 18 часов). Быстрее всего на этот раз дошло письмо из Москвы (наконец-то!), на это ему понадобилось всего 4 суток и 9 часов. При этом средний срок движения корреспонденции внутри Москвы превысил 9 с половиной суток, что только на 20% меньше, чем в среднем по России. А из Санкт-Петербурга в Москву письма вообще не торопятся: средний срок их доставки превысил в январе две недели!

 

Сроки доставки писем в Москву, % от объема выборки

Расчеты: Центр развития

 

В январе 90 наших респондентов (19% всей выборки) впервые любезно предоставили нам конверты, в которых им из Москвы были отосланы анкеты проводимого Институтом Гайдара Конъюнктурного опроса. С учетом того, что на некоторых конвертах не было штемпелей с датой получения письма, а некоторые штемпели были фактически нечитаемыми, в нашей «симметричной подвыборке» оказалось 75 пар писем (из Москвы — адресату и от адресата обратно в Москву). Для них путь «в два конца» в среднем занял ровно 17 суток; максимальный срок (г. Подольск Московской области) составил 25 суток 15 часов, минимальный (г. Муром Владимирской области) — 9 суток 14 часов. Для века столь любимых российским руководством нанотехнологий и широкополосного Интернета — результат впечатляющий!

 

Впечатляет и другое. Дилетанту может подуматься, что время в пути не должно существенно зависеть от того, в какую сторону идет письмо. Но нет, на практике очень даже зависит! Для нашей «симметричной подвыборки» среднее время доставки письма из Москвы по указанному адресу составило в январе 7 суток 6 часов, а среднее время доставки письма в обратном направлении — 9 суток 18 часов, то есть на 34% дольше! Поскольку превышение сроков доставки в Москву над сроками доставки из Москвы было характерно не только для средних величин, но для 61 из 75 всех адресатов в «симметричной подвыборке», можно заключить, что такое соотношение, действительно, типично. И это при том, что на этот раз письма из Москвы были отосланы в самый канун Нового года (30 декабря), и было бы, по крайней мере, логично, если бы длительные каникулы сказались на них, а не на тех письмах, которые шли в Москву после завершения всенародных гуляний!

 

Таким образом, Почте России, похоже, удалось экспериментально опровергнуть одну из базовых аксиом эвклидовой геометрии, которая гласит, что расстояние от точки А до точки Б равно расстоянию от точки Б до точки А. К российским реалиям эта аксиома явно не применима. Поистине, умом Россию не понять…

 

Сергей Смирнов

 

Слияние российских бирж — pro и contra

В первый день февраля в России было объявлено о начале процесса объединения двух крупнейших бирж страны: ММВБ и РТС. Хотя пока это только намерение акционеров, но намерение, судя по всему твердое, так как за ним стоит давнее желание руководства ФСФР и Банка России объединить в ходе создания условий для возникновения в России международного финансового центра (МФЦ) две крупнейшие торговые площадки страны, создав торгово-клирингово-расчетно-депозитарный холдинг. Неявно оно было выражено еще в Стратегии по созданию МФЦ от 2008 г., где подчеркивалась сформировавшаяся в мире тенденция к усилению «трансграничных слияний и объединений бирж, в результате чего сложились интернациональные биржевые группы», хотя тогда возможность слияния в документе напрямую не прописывалась. Как можно оценить объявленное решение?

Несомненно, что объединение торговых площадок даст возможность получить синергию от слияния сильных сторон РТС (торговля фьючерсами и опционами) и ММВБ (большой оборот). Кроме того, оно позволит более полно соответствовать международным стандартам — ведь наличие междепозитарного моста, по которому между биржами уже осуществлялось движение акций нескольких десятков эмитентов, сочеталось с рейсовым движением денежных средств через Банк России. У структур двух бирж не были открыты (по крайней мере до недавнего времени) корреспондентские счета, что давно предлагали сделать участники рынка как своего рода альтернативу немедленному слиянию. Сами по себе ни Национальный Депозитарный Центр (НДЦ) — депозитарий ММВБ, ни Депозитарно-Клиринговая Компания (ДКК) — депозитарий РТС, не удовлетворяли требованиям приемлемого депозитария (eligible depository) американского регулятора фондовых бирж (SEC). Таким образом, с одной стороны, слияние бирж — это плюс. С другой стороны, слияние устраняет конкуренцию, что есть жирный минус.

Далее отметим, что решения о слиянии бирж еще нет. Речь идет о приобретении акционерами ММВБ (интересно, всеми или специально уполномоченными?) контрольного пакета акций РТС. Но это еще не есть слияние. С одной стороны, РТС остается самостоятельным юридическим лицом с достаточно большой долей миноритарных акционеров в капитале. С другой стороны, объединение бирж подразумевает, главным образом, объединение торговых площадок, депозитариев, клиринга, правил торговли и других не менее важных элементов, делающих из базара рынок. Но об этом речи пока не идет. По крайней мере, вслух...

Среднемесячный оборот торговли акциями крупнейших бирж стран в 2010 г., млрд долл. США

 

Примечание: среднемесячный оборот международных бирж NYSE Euronext (US) и NASDAQ OMX составлял в 2010г. 1483 и 1055 млрд дол. США, соответственно.

Источник: World Federation of Exchanges (WFE), расчеты «Центра развития»

 

Надо иметь в виду, что для создания полноценного МФЦ слияние бирж не панацея, и даже не является обязательным элементом — наличие в Нью-Йорке двух бирж — NYSE и NASDАQ — почему-то не мешает этому городу быть финансовым центром. Да ещё и самым крупным в мире. На пути создания МФЦ в Москве есть дела гораздо более трудные, долгосрочные, а значит и более неотложные. Это не только, например, унификация российского и западного законодательства в финансовой сфере, но и способность российских судов доказать, что они являются адекватным местом для разрешения споров и защиты прав собственности. А еще есть проблема улучшения среды обитания в Москве, проблема кадров, а также достижение таких противоречащих друг другу в российской экономике целей, как снижение инфляции до уровня не выше 5% и обеспечение стабильности курса рубля.

Ясно одно: слияние РТС и ММВБ явно не выглядит основным приоритетом текущего момента. Безусловно, консолидация бирж открывает больше возможностей в будущем, но не очень явно видны ее преимущества в настоящем, особенно с учетом намечающихся в ближайшие годы крупных приватизационных сделок, при проведении которых конкуренция бирж могла бы снизить комиссионное вознаграждение посредников и снизить расходы. Несомненно, что слияние бирж — шаг, при наличии государственных рычагов влияния, не только весьма легко осуществимый, но в то же время громкий и запоминающийся (о котором чиновникам легко отчитаться). Однако, он кардинально не изменит тот факт, что в 2010 г. Москва занимала лишь 68 место в рейтинге 75 крупнейших финансовых центров мира, а выше ее стояли и Мальта (56-е), и Мумбаи (58-е), и Манила (66-е).

Валерий Миронов, Ольга Пономаренко

Полный текст бюллетеня "Новый курс" №52, 29 января — 4 февраля 2011 г.

8 февраля, 2011 г.