• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Бизнес как средство к существованию: новые данные о начинающих предпринимателях

Кризис продолжает оказывать на предпринимательство долгосрочные негативные воздействия. В частности, сложности с поиском работы, дискриминация на рынке труда зачастую подталкивают женщин заниматься бизнесом, считают авторы исследования «Предпринимательский потенциал российского общества», проведенного под научным руководством Александра Чепуренко

Базовой для исследования стала методология Global Entrepreneurship Monitoring (GEM). В этом проекте от России участвует смешанная команда из Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского госуниверситета и Национального исследовательского университета Высшей школы экономики.

В бизнес против воли

Предпринимательство в России пока еще развито слабо, лишь небольшая часть населения находит в себе силы и навыки открывать свое дело. Показатель ранней предпринимательской активности (см. Рис. 1), отражающий процент трудоспособных людей, имеющих свой бизнес и получающих валовый смешанный доход менее 3,5 лет, по подсчетам авторов исследования, снизился с 4,9% в 2006 г. до 3,9% в прошедшем году. Насколько охотно люди начинают бизнес, можно судить по соотношению долей нарождающихся предпринимателей (получают доход менее 3-х месяцев) и владельцев нового бизнеса (получают доход от 3 месяцев до 3,5 лет). До кризиса — в 2006 г. — нарождающихся предпринимателей была в полтора раза больше, чем владельцев нового бизнеса. В 2008 г. доли обеих групп сначала сравнялись, а затем доля более опытных предпринимателей стала превосходить долю тех, кто только запустил свой проект. 2010 год вернул докризисную тенденцию — зарождающихся предпринимателей было 2,2% по сравнению с 1,7% владельцев нового бизнеса.

Рис. 1. Лестница предпринимательской активности по методологии «Глобального мониторинга предпринимательства»

Лестница предпринимательской активности по методологии

Предпринимателями в России часто становятся не от хорошей жизни. Согласно методологии Global Entrepreneurship Monitoring, на основе которой проводилось исследование, переход в когорту предпринимателей может быть как добровольным, так и вынужденным, из-за отсутствия альтернатив и необходимости заработка. Накануне кризиса (летом 2008 г.) доля добровольных предпринимателей была максимальной за весь период наблюдения — 72%. Кризис снизил эту долю почти на 10%. В 2010 г., вопреки разговорам о выходе из кризиса, доля вынужденных предпринимателей продолжила расти.

Таким образом, кризис ухудшил мотивационную структуру предпринимательства, что уменьшает его потенциал как фактора экономического роста, пишут авторы исследования. При этом женщины чаще мужчин становятся вынужденными предпринимателями. Это, вкупе с рядом других факторов, заставляет признать, что на российском рынке труда существует дискриминация по половому признаку, что попросту «выталкивает» женщин в предпринимательство вопреки их желанию, считают авторы исследования.

В период кризиса в 2009 г. доля вынужденных нарождающихся предпринимателей выросла в 3 раза по сравнению с 2008 г. В дальнейшем стабилизация рынка труда будет способствовать оттоку вынужденных предпринимателей из бизнеса, даже вопреки улучшению условий ведения бизнеса. Последствия кризиса будут ощущаться еще долго, уверены исследователи.

Лавочка закрывается

Пролонгированное влияние кризиса на российское предпринимательство заключается еще и в том, что возросло число предпринимателей, окончательно выбывших из бизнеса. Это также снижает предпринимательский потенциал российского общества — бывшие бизнесмены не хотят больше в будущем иметь собственное дело.

Среди основных причин закрытия бизнеса ожидаемо называются финансовые ограничения, выраженные как проблема привлечения денежных средств и отсутствие прибыли. В зависимости от года на эти обстоятельства ссылаются от 30% до 50% опрошенных предпринимателей.

Характерная черта раннего предпринимательства в России — ориентация на собственные или неформальные источники привлечения средств для начала своего дела. Традиционно 75% этих средств предприниматели привлекают самостоятельно. На привлечение внешнего капитала, как правило, ориентируются наемные работники, желающие открыть свой бизнес. Они в основном относятся к категории вынужденных предпринимателей, составляя порядка 1,3% трудоспособного населения России. А потребность сегмента раннего предпринимательства во внешнем финансировании в 2011 г. оценивается в интервале 28–56 млрд руб.

Значительная часть этого спроса — не менее 70% — будет покрыта за счет неформальных источников, пишут авторы исследования. Таким образом, для частичного постепенного вывода финансирования раннего предпринимательства из неформального сектора необходимо привлечение не менее 8–16 млрд руб. в виде микрозаймов, а также иных форм финансирования раннего предпринимательства.

Анастасия Астахова

Презентация А. Чепуренко

Краткое изложение основных результатов проекта «Предпринимательский потенциал российского общества» (GEM-2010)

19 января, 2011 г.