• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новый курс» №48

Новая бюджетная политика закрепила за правительством объем социальных обязательств, сравнимый с рядом развитых стран; регулирование тарифов естественных монополий по-прежнему толкает инфляцию вверх: две темы из очередного еженедельного обзора Центра развития НИУ-ВШЭ

Новая бюджетная политика…

В ходе кризисного 2009 года Россия резко увеличила расходы бюджетной системы главным образом, за счет увеличения социальных (прежде всего пенсионных) обязательств. Впрочем, в ходе кризиса многие развитые и развивающиеся страны использовали меры фискального стимулирования, однако,  по росту соотношения бюджетных расходов и ВВП Россия входит в число мировых лидеров с показателем в 6,7 процентных пунктов. Для сравнения, аналогичный показатель для группы развивающихся стран в целом в 2009 году составил 2,8 процентных пункта, по группе развивающихся стран входящих в большую двадцатку — 3 процентных пункта.

Отношение расходов расширенного бюджета к ВВП

Отношение расходов расширенного бюджета к ВВП

Источники: МВФ, расчеты Центр развития

Совершив такой рывок, Россия по соотношению бюджетных расходов и ВВП покинула группу успешных развивающихся стран, к которым относится Южная Африка, Турция, Малайзия и вышла на уровень некоторых развитых стран — уровень США, Канады, Японии, Словакии. Получается, что накопленные за ряд лет конъюнктурные доходы в виде  суверенных фондов обеспечив стабильность бюджета в условиях кризиса, в определенной мере, сыграли негативную роль, позволив правительству не только резко увеличить расходы в период кризиса, но нарастить долгосрочные публичные обязательства. Но ведь суверенные фонды рано или поздно заканчиваются, а принятые обязательства остаются.

В 2010 году расходы консолидированной бюджетной системы по отношению к ВВП снижены на 1,2 процентных пункта (по оценке МВФ), но параллельно с этим была продолжена активная политика по изменению структуры расходов. Прежде всего, были резко увеличены размеры пенсий за счет проведенной валоризации. За первые 10 месяцев 2010 трансферты внебюджетным фондам были увеличены на 44%. Необходимые финансовые ресурсы для такого маневра были получены за счет сокращения расходов на национальную экономику, здравоохранение, трансферты регионам. При этом несколько выросли расходы на оборону и безопасность. Социально-оборонный сдвиг в структуре расходов федерального бюджета и бюджетной системы в целом — основная характеристика бюджетной политики в 2010 году.

Такую «новую бюджетную политику» в области структуры расходов с некоторыми вариациями правительство намерено продолжать и дальше в ближайшие 10 лет. Социально-оборонный сдвиг в структуре расходов будет заменен на оборонно-социальный, если ориентироваться на недавние заявления президента и премьер-министра России о  необходимости осуществления за период 2011–2020 годов расходов в сумме 20 трлн руб. на перевооружение армии, реконструирование и перепрофилирование оборонной промышленности, повышение денежного довольствия военнослужащих и обеспечение их жильем. В связи с исчерпанием в 2011 году Резервного фонда, финансирование этого «маневра» предполагается осуществлять за счет сокращения расходов и за счет роста налогообложения. Какими же возможностями располагает правительство? Возможности по снижению расходов бюджета, даже с применением структурных маневров, довольно ограничены. Нельзя до бесконечности снижать расходы на экономику, человеческий капитал и трансферты регионам. На 2011 год намечено снижение соотношения расходов федерального бюджета и ВВП на 1,5 процентных пункта, аналогичное снижение для бюджетной системы России в целом, по оценкам МВФ, составляет всего 0,5 процентных пункта, что меньше среднего показателя по группе развивающихся стран. Вот и получается, что налоговая нагрузка в 2011 году должна увеличиться на 3,4% ВВП. Судя по недавним заявлениям руководителей Министерства финансов России, для финансирования всех политических обещаний серьезный рост налоговой нагрузки необходимо будет продолжить. Однако рост налогов неминуемо приведет к ухудшению макроэкономических показателей, в частности снижению темпов экономического роста. При этом бюджетные проектировки на 2011–2013 годы содержат высокие риски неустойчивости и в связи с возможным снижением цен на углеводороды, и с риском более медленного, по сравнению с намеченными в макроэкономическом прогнозе, экономического развития и сокращением налоговой базы.

Центр развития

Инфляционное таргетирование по Минфину и МЭРу

Конец 2010 года уже отнюдь не за горами, и настало самое время поразмышлять на тему перспектив года будущего — 2011-го. Разумеется, предугадать, что будет происходить с экономикой крайне сложно. Однако ряд «подарочков» всё же можно «развернуть» заранее — налоговые изменения и темпы индексации тарифов уже известны. Причём мы слукавим, если скажем, что они нас сильно радуют…

Казалось бы, государство решило не давить на рядового обывателя привычными для себя инструментами — тарифами ЖКХ. Как видим (см. Табл.), темпы индексации тарифов не растут, а по газу — даже падают! Но неприятности могут прийти (сомневайтесь в меру — придут!) на других фронтах. 2011 год будет отмечен резким увеличением налоговой нагрузки на подакцизные товары — бензин, сигареты и алкоголь. Рост акцизов на сигареты может привести к их удорожанию больше чем на четверть, на бензин (в сочетании с введением дорожного налога — 1 рубль на литр) — на 12,4%. В итоге удорожание топлива только напрямую подкинет годовой инфляции 2011 года дополнительные 0,3 п.п.

Рост цен на товары и услуги в результате изменения регулируемых составляющих (тарифов и налогов), %

Рост цен на товары и услуги в результате изменения регулируемых составляющих (тарифов и налогов)

Примечание: рост цен на бензин, табачную продукцию и алкогольные напитки вследствие изменения ставок акцизов и введения дорожного налога в 2011 году является оценочным

Источники: Росстат, Правительство РФ, Минэкономразвития, расчёты Центра развития

Между тем, росту цен на бензин присущ огромный мультипликативный эффект, так что реальный вклад в инфляцию будет гораздо больше — особенно сильно должны пострадать цены на продовольствие. Но даже если оценивать исключительно прямое влияние тарифов и налогов на темпы инфляции, то в 2011 году будет наблюдаться рекордная за последние годы инфляционная добавка со стороны государства — примерно 1,2 п.п.

Но и это ещё не всё. Пожалуй, наибольшее влияние на инфляцию окажет рост суммарной ставки по страховым взносам с 26% в 2010 до 34% в 2011 году. Количественные показатели последствий оценить крайне сложно. Скажем лишь, что больше  всего от этой меры пострадает сектор услуг, в котором удельный вес заработной платы в структуре затрат наиболее велик. По нашим расчетам, если увеличение социальных отчислений будет полностью перенесено на потребительские цены, то с учетом средней доли заработной платы (порядка 20% — именно такой показатель у нас получается, если взять долю заработной платы в ВВП помноженную на долю ВВП в валовом выпуске экономики), косвенное влияние роста отчислений может составить порядка 1,25 п.п. инфляции. Вкупе с косвенными эффектами от удорожания перевозок вследствие роста цен на бензин — эффект может составить до 1,36 п.п.

В дополнение к этому нужно вспомнить, что в 2011 году Правительство планирует финансировать дефицит бюджета не только за счет Резервного фонда, но и за счет интенсивных внутренних заимствований, что, с одной стороны, повысит уровень процентных ставок в экономике, а с другой — заставит Банк России активизировать свои операции на открытом рынке. Таким образом, в будущем году Правительство будет разгонять инфляцию как за счет монетарных факторов, так и за счет роста издержек экономики (инфляция предложения). Вот такое вот получается инфляционное таргетирование по-Минфину. С другой стороны, Минфин понять можно — более высокая инфляция ведет к появлению дополнительных доходов бюджета плюс бонус в виде обесценения рублевых ОФЗ.

Что может противопоставить этому инфляционному давлению Банк России? Честно говоря, не очень много: может попытаться повысить свои процентные ставки или сильно укрепить рубль. Но рост ставок будет тормозить и без того вялый рост экономики, а укрепившийся рубль неизбежно приблизит последующую девальвацию. Грустная получается картина, не правда ли?

Максим Петроневич, Николай Кондрашов

Полный текст бюллетеня «Новый курс» №48, 18–24 декабря 2010 г.

Автор текста: Кондрашов Николай Владимирович, 28 декабря, 2010 г.