• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новый курс» №46

Замена акцизами транспортного налога ведет к увеличению сборов с автовладельцев вдвое; федеральную программу энергосбережения профинансируют федеральными деньгами всего на 1,5% — две темы из еженедельного обозрения Центра развития ГУ-ВШЭ

Акцизы взамен транспортного налога. Честный обм..н

Начало нового 2011 года определённо обернётся для автомобилистов страны неуёмной головной болью. 1 декабря президент России Д. Медведев утвердил поправки в Налоговый кодекс, вступающие в силу с 1 января 2011 года. «Гвоздём программы» вне всяких сомнений можно считать рост акцизов на бензин взамен на двукратное снижение базовой ставки транспортного налога. Только вот если посмотреть на конкретные цифры, то неприличность аппетита властей, мягко говоря, поражает…

Итак, рассмотрим бензин с октановым числом 80, 92 и 95, доля которого в общем объёме продаж составляет почти 100%. Ставка акциза на 80-ый бензин до поправок должна была вырасти с 2,19 рублей на литр в 2010 году до 3,51 рублей в 2011 году, на 92-ой — с 2,99 до 3,51 рублей, на 95-ый — с 2,99 до 3,23 рублей. Внесённые же изменения увеличивают акцизы ещё на рубль с лишним.

Рост налоговой составляющей в цене на бензин в 2011 году, рублей/литр

Рост налоговой составляющей в цене на бензин в 2011 году

Примечание: для расчёта акциза на бензин АИ-95 использовалась ставка для бензина 3-его экологического класса, как преобладающего в структуре потребления; АИ-95 соответствует целых три класса бензина (3, 4 и 5)
Источники: Росстат, Правительство РФ

Между тем, согласно расчётам Минфина каждый рубль налога с 1 литра бензина пополнит бюджет в следующем году на 84 млрд рублей. И вот это-то самое замечательное, потому что совокупные сборы от транспортного налога в 2009 году составили всего 62,0 млрд. рублей, а за 10 месяцев этого года — 68,7 млрд рублей, что по нашим оценкам выльется не более чем в 80 млрд рублей за год. Таким образом, повышение ставок акцизов на бензин  в действительности означает УДВОЕНИЕ транспортного налога, а вовсе даже не «взамен». Более того, даже о снижении ставки транспортного налога, думается, можно будет забыть, поскольку за регионами оставлена возможность повышения/понижения ставки в 10 раз. Ну и как это называется? Разве обмЕн?

Доходы консолидированного бюджета от налогов на бензин и табачную продукцию, млрд. рублей

Доходы консолидированного бюджета от налогов на бензин и табачную продукцию

Источник: Казначейство России

Еще одним неизбежным следствием такой «рокировки» станет ускорение инфляции. Теперь в начале 2011 года от одного только повышения акцизов средняя цена литра бензина вырастет не на 70 копеек, как до поправок, а примерно на 1,7 рубля, что соответствует росту цены на 7,5% (!). Это в свою очередь прибавит к годовой инфляции почти 0,2 п.п. напрямую. Но реальный вклад, разумеется, окажется намного больше, поскольку рост цен на бензин автоматически приводит к удорожанию перевозок, доля затрат на которые, кстати, наиболее велика в конечной стоимости тех же продовольственных товаров.

Конечно же, власть можно понять — пенсии подняли, а тут еще и кризис не ко времени случился, приходится дыры латать. Но зачем же с такой настойчивостью бить по самому больному месту? Ведь есть и другие товары, на которые можно поднимать акцизы: алкоголь и сигареты. Первый вариант, видимо, кажется власти достаточно рискованным, ввиду известных проблем с уходом бизнеса в тень, что выливается как в снижение собираемости налогов, так и в увеличение доли некачественной (и опасной для здоровья!) продукции на рынке. А вот с сигаретами таких проблем нет.

Причём низкие цены на сигареты в России — это ещё и огромная проблема здравоохранения. Всемирная организация здравоохранения давно трубит, что в нашей стране надо в разы увеличивать цены на табачную продукцию — согласно данным ВОЗ, в России самые низкие ставки акциза на сигареты. О том же говорит и главврач страны Г.Онищенко. И хотя индексация ставок акцизов на табачную продукцию идёт достаточно масштабно, можно было бы ещё ускорить этот процесс, одновременно оказав дополнительную поддержку бюджету. В 2009 году акцизы на табачную продукцию принесли казне целых 78,3 млрд рублей (опять же, больше чем транспортный налог!). Так что если довести в 2011 году ставку минимального акциза на сигареты с фильтром не до 7,2 рублей на пачку, что предусматривает новый Налоговый кодекс, а, скажем, до 15–20 рублей, то по нашим оценкам это дополнительно увеличит налоговые сборы на 120–200 млрд. рублей. При этом в отличие от случая с удорожанием бензина здесь ни о каком мультипликативном эффекте и речи быть не может — вырастет в цене только табачная продукция.

Так что же мешает властям пойти на этот шаг?! Отраслевое лобби, Выборы-2012 или что-то еще?

Николай Кондрашов

Программа есть, финансирования — нет

Правительство одобрило федеральную программу энергосбережения и повышения  энергетической эффективности до 2020 года. Объявленная цель программы — сократить энергоемкость российского ВВП на 40% к 2020 году. При этом такой значительный результат на треть будет достигнут за счет мер государственной поддержки через реализацию подпрограмм, а на две трети без поддержки государства за счет структурного сдвига в экономике. Вследствие законодательного, административного, тарифного и прочего регулирования должно произойти развитие неэнергоемких отраслей, внедрение нового оборудования, сдвиги в продуктовой структуре промышленности, рост цен на энергоносители, автономный технический прогресс (повышение энергоэффективности в процессах нового строительства и постепенной замены старого оборудования новым) и т.д.

Реализация программы предусматривает 2 этапа. Первый этап рассчитан на 2011–2015 гг.,  в течение которого должен быть осуществлен (ни много, ни мало) переход на энергоэффективный путь развития экономики. А на втором этапе, в течение 2016–2020 гг., экономики будет уже уверенно двигаться по энергоэффективному пути. На первом (переходном) этапе реализации программы должно произойти наибольшее снижение энергоемкости экономики — не менее чем на 7,4%, второй этап менее результативный, целевой ориентир которого составляет 6,1%.

Хотя программа и носит федеральный характер, никаких особых расходов на федеральном уровне на её реализацию не предусмотрено: ни на модернизацию бюджетных зданий, ни на предоставление льгот частным компаниям за внедрение энергосберегающих технологий. В целом финансирование программы за 10 лет (см. таблицу 1) должно составить 9,5 трлн рублей, из которых на долю федерального бюджета придется чуть менее 1,5 (полутора, мы не ошиблись) процентов, а на  региональные и местные бюджеты — чуть более 6,5%. Итого — федеральный центр намерен добиться столь впечатляющего результата (снижение энергоемкости на 40%), практически, не потратив на это денег. Напомним, на бюджеты всех уровней и бюджетную сферу приходится примерно 20% всего энергопотребления в стране. Основную тяжесть финансирования планов «кремлевско-белодомовских мечтателей» на общую сумму в 8,7 трлн рублей предстоит вынести бизнесу.

При этом почти все федеральные деньги пойдут на стимулирование регионов, которым на конкурсной основе будет представляться в среднем 12,4 млрд руб. в год. То есть на каждые 8 рублей региональных средств придется 2 рубля из федерального бюджета. За счет чего, в таком случае, будет финансироваться энергосбережение и энергоэффективность в федеральной бюджетной сфере — остается загадкой.

Таблица 1. Источники и объемы финансирования программы энергоэффективности

№ п/п Источник финансированияI этап (2011–2015 гг.)II этап (2016–2020 гг.)Итого (2011–2020 гг.)
Финан-е, млрд. руб.Уд. вес, %Финан-е, млрд. руб.Уд. вес, %Финан-е, млрд. руб.Уд. вес, %
1.Бюджетные средства251,07,9%509,08,0% 60,08,0%
1.1.Федеральный бюджет43,01,4%92,01,4%135,01,4%
1.2.Бюджеты субъектов РФ208,06,6%41,06,6%625,06,6%
2.Внебюджетные источники2924,092,1%5848,092,0%8772,092,0%
 Итого3175,0100,0% 357,0100,0%9532,0100,0%

Источник: Минэнерго, расчеты и составлено Центром развития

Стимулировать частный сектор экономики на реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности правительство будет гораздо менее щедро, в соотношении 1:29, и в долг — в 2011–2020 годах планируется предоставить государственных гарантий на 303 млрд рублей по кредитам и (или) займам. Гарантии будут предоставляться на базе специальных целевых соглашений Российской Федерации с корпоративным сектором по займам на приобретение энергоэффективного оборудования для крупной промышленности, электростанций и электросетевых объектов, крупных систем теплоснабжения, а также займы энергосервисных компаний для реализации проектов на объектах бюджетной сферы и жилищного фонда. Если распределить все эти гарантии пропорционально ожидаемым государством инвестициям корпоративного сектора, то получится, что гарантиями покрывается менее 3,5% инвестиций, что вряд ли будет предоставлять интерес и для банков-кредиторов, и для потенциальных заемщиков — ведь количество усилий, которые нужно будет потратить на получение 3,5%-ной гарантии ничем не отличается от усилий, которые направляются на получение 100%-ных гарантий. Поэтому, следует ожидать, что либо бюджетные гарантии будут получать особо уполномоченные компании, либо на них к радости Минфина просто не будет спроса.

Таблица 2. Направления использования средств федерального бюджета

№ п/п Наименование затратОбъем средств,
млрд. руб.
Уд. вес, %
1Софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (средства федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на конкурсной основе для реализации лучших региональных программ)124,491,9%
2Финансирование создания и обеспечения работы государственной информационной системы (ГИС) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности2,51,9%
3Образовательная деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;2,31,7%
4Пропагандистский проект «формирование бережливой модели поведения населения»4,13,0%
5Финансирование НИОКР1,61,2%
6Общепрограммные расходы (управление программой).0,40,3%
 Итого135,3100,0%

Источник: Минэнерго, расчеты и составлено Центром развития

Одним словом, Правительство весьма своеобразно видит свою роль в реализации абсолютно правильной и насущной идеи - центр ответственности за результаты перенесен на региональный уровень, а обеспечивать финансирование должен будет бизнес. А в чем задача федерального центра, спросите вы? Утвердить амбициозную программу, не обеспеченную финансированием, и снять с себя всю ответственность за её реализацию. Интересная новация! В случае успеха программы за неё можно будет получить Нобелевскую премию по экономике или даже по физике (ведь энергия не возникает ниоткуда и не исчезает никуда, а здесь она должна будет сберечься по одному лишь росчерку пера).

Виталий Дементьев

Полный текст бюллетеня «Новый курс» №46, 3–10 декабря 2010 г.