• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Защита от защитников

Стремление найти виновных в развязывании кризиса не оставляет европейских политиков и законодателей. Хедж-фонды, призванные, по идее, снижать риски инвесторов, сами стали фактором риска и попали под компанию ужесточения надзора над финансовыми институтами — специальную директиву по регулированию этих фондов принял ЕС

Соблазн найти и наказать виновных в развязывании кризиса не оставляет европейских политиков и законодателей. Попытки найти главных «зачинщиков» экономического кризиса успеха не принесли, но «под кампанию» попали фонды альтернативных инвестиций (ФАИ, англ. — AIF, Alternative Investment Funds). «Директива о ФАИ» («Directive AIFM»), одобренная недавно большинством голосов членов ЕС, сделала деятельность фондом предметом более жесткого контроля. Предполагается, что административный контроль поможет ограничить риски деятельности фондов, хотя именно минимизации последних они сами и были призваны содействовать. 

Новые нормы регулирования распространяются на все фонды, деятельность которых не подпадает под действие ранее принятых нормативов Евросоюза, в частности, под «Директиву об обязательствах, связанных с коллективными инвестициями в обращающиеся ценные бумаги» (Directive on Undertakings for Collective Investment in Transferable Securities). То есть, на фонды альтернативных инвестиций , к которым относятся и хедж-фонды.

Хедж-фонды (hedge, англ. «ограждать») создавались для снижения риска инвесторов. Для этого используется широкая гамма финансовых инструментов, включая короткие продажи, арбитражные сделки, краткосрочные операции с акциями и деривативами. Вознаграждение управляющей компании при этом составляет не только процент от суммы активов в управлении, но и еще примерно пятую часть от получаемой фондом прибыли. Кроме того, правила деятельности некоторых хедж-фондов оговаривают возможность возращения инвесторам вложенного капитала.

ФАИ созданы для инвестиций в те сферы, которые не доступны для большинства частных инвесторов. Как правило, инвесторы таких фондов — относительно небольшая группа лиц. К этому разряду финансовых институтов относятся собственно хедж-фонды, фонды прямых инвестиций, так называемые промышленные фонды и фонды сырьевых ресурсов. Как правило, инвесторы подобных фондов — люди состоятельные, а среди институциональных инвесторов высока доля пенсионных фондов. То есть ФАИ, с одной стороны, недоступны для массового частного инвестора, а с другой — результаты их деятельности затрагивают интересы обывателей, как в тех самых случаях, когда их инвесторами выступают пенсионные фонды.

Но главное, что поставило именно ФАИ под огонь критики, вероятно, все же в том, что деятельность именно этих фондов в малой степени регулируется, а заявляемое снижение рисков для инвесторов этих фондов не накладывает на ФАИ никаких реальных обязательств и ответственности за их состояние.

Без вины виноватые?

Заклеймить ФАИ в качестве виновника кризиса в принципе невозможно, поскольку размер их активов в масштабах мировой финансовой системы невелик. По состоянию на 2009 г. он оценивался в 1 млрд евро. Однако, как признают официальные органы ЕС, именно эти фонды оказались под ударом в кризис, влияя, в свою очередь, на колебания цен на различных рынках, в частности, усиливая волатильность курсов ценных бумаг. При этом сами хедж-фонды сталкивались с проблемами дефицита ликвидности и вынуждены были приостанавливать или ограничивать выплаты инвесторам.

Официальная позиция ЕС в отношении подобных фондов базируется на представлении, что в кризис риски, сгруппированные в одном секторе, быстро расползались по всей системе хозяйственных связей. В том числе сами ФАИ пострадали от проблем системных банков — как европейских, так и заокеанских. Отсюда в ЕС сделан вывод, что деятельность управляющих ФАИ в недостаточной степени регулируется, а риски подобной деятельности серьезно недооценены. Усугубляет ситуацию и дефицит информации о деятельности ФАИ в рамках ЕС, и различия в регулировании деятельности таких фондов в государствах-членах Евросоюза. Отсюда и родилась в Евросоюзе новая норма регулирования, достаточно быстро одобренная большинством голосов во всех инстанциях ЕС.

Как жить дальше

Ключевые моменты вступившего в силу нового акта — установление новых правил регистрации и выдачи разрешений на деятельность ФАИ, установление нормативов в отношении собственного капитала фондов, и правил раскрытия информации об их деятельности. Обязательным, к примеру, становится раскрытие информации о функциях и ответственности депозитария, оценщика активов, стандартов ликвидности и возможности использования кредитного плеча. Кроме того, ФАИ будут отчитываться об управлении рисками перед надзорными органами страны регистрации.

Директивой вводятся также особые правила для прямых инвестиций, в первую очередь, относительно операции по поглощению компании, рыночная стоимость которой оказалась ниже формальной стоимости активов.

Одно из новых важных формальных требований — введение системы «паспортов», которая отменяет прежнее обязательство для ФАИ регистрироваться для осуществления своей деятельности в каждом государстве ЕС. Новые правила предусматривают регистрацию лишь в одном из них, а контроль за постепенным процессом перехода на новую систему возложен на Комиссию ЕС по ценным бумагам и рынкам. Предполагается, что переход на новую систему завершится к июлю 2018 г.

Противники и сторонники

Новая директива была принята большинством голосов и не вызвала затяжной дискуссии. Однако у Великобритании в этом вопросе осталась особая позиция. И с ней нельзя не считаться, поскольку именно на нее приходится почти 80% активов, находящихся под управлением официально зарегистрированных хедж-фондов. Представители страны в ЕС выступают за предоставление некоторых льгот управляющим компаниям, с одной стороны, и расширения возможностей операций фондов за пределами ЕС, с другой.

Исполнительный директор Ассоциации Фондов Альтернативных Инвестиций (Alternative Investment Managers Association), Эндрю Бейкер (Andrew Baker) считает, что новые европейские нормативы существенно ограничат поле деятельности хедж-фондов и снизят их привлекательность для таких инвесторов, как пенсионные фонды.

Правительство США оценило новые европейские правила как откровенно протекционистские. А по мнению эксперта Би-Би-Си Роберта Пэстона (Robert Peston) внимание к деятельности хедж-фондов преувеличено, как и их значение в распространении кризисных явлений. Более того, полагает Пэстон, если бы правила, подобные нынешним, были введены года два назад, то последствия краха Lehman Brothers стали бы еще более разрушительными. Нежелание же английских хедж-фондов бороться против введения новых правил в ЕС, объясняется, по его мнению, тем, что большое количество фондов вообще зарегистрированы в оффшорных зонах, например, на Каймановых островах.

Еврокомиссия, со своей стороны, заявила о готовности продолжать диалог по вопросу о регулировании деятельности фондов альтернативных инвестиций, как внутри ЕС, так и со США, полагая главной своей обязанностью — защиту от рисков инвесторов тех самых фондов, которые и созданы были именно для страхования рисков.

Анна Владимирова-Крюкова

11 декабря, 2010 г.