• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Три кита социального партнерства

Теоретически совместная деятельность бизнеса, власти и профсоюзов способна минимизировать социальные риски и стабилизировать ситуацию на рынке труда. Однако каждый из этих «китов» имеет свои слабости и фобии, а механизм взаимодействия между ними остается слабо отлаженным, отмечали участники проходившей в РАН городской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы обеспечения занятости населения и развития социально-трудовых отношений в Москве в условиях перехода к инновационной экономике»

Эскиз гражданского общества

С социальным партнерством напрямую связан институт социального аудита, который призван анализировать и регулировать социально-трудовые отношения. Соцаудит давно вошел в практику на Западе, отметил профессор Академии труда и социальных отношений Юрий Попов, а заказчиком его выступает частный бизнес. В концепции российской модели, разработанной в Академии труда и социальных отношений, соцаудит можно интегрировать в систему социального партнерства. Уже сегодня это реально сделать, к примеру, в Москве, где в прошлом году был принят соответствующий закон (см. Закон города Москвы № 4 от 11.11.2009 г. «О социальном партнёрстве в г. Москве»). По мнению Ю. Попова, социальный аудит в рамках управления социально-трудовыми отношениями в Москве уже сегодня на нормативной основе  может стать результатом заказа трех партнеров, выражающих добровольное согласие на объединение — бизнеса, власти и профсоюзов. Преимущества такой работы прежде всего в получении  объективной и многосторонней информации, необходимой для принятия взвешенных решений в рамках системы социально-трудовых отношений. Совместная деятельность бизнеса, власти и профсоюзов, полагает Юрий Попов, способна минимизировать социальные риски и содействовать решению комплекса проблем, связанных с трудовой миграцией, занятостью, оплатой труда и его охраной.

Социальное партнерство будет работать лишь в уже сформировавшемся гражданском обществе, отметил доцент кафедры социологии Военного университета Минобороны РФ Эдуард Родюков. А есть ли гражданское общество в нашей стране — это вопрос открытый.

Любые виды партнерства затруднены в условиях поддержки государством выборочных соцгрупп и классов, отметил заместитель руководителя Департамента  труда и занятости населения г. Москвы Георгий Тимофеев. Однако при этом он полагает, что доступ к государственным средствам должен быть открыт только для проверенных партнеров.

Основной проблемой ГЧП в области трудовых отношений, как в свою очередь полагает директор колледжа предпринимательства №11 Департамента труда и занятости населения Москвы Игорь Павлов, остается отсутствие государственныхпреференций для представителей частного бизнеса, вкладывающих средства в капитализацию человеческих ресурсов.

Бизнес опасается стать «дойной коровой» в системе социального аудита, однако эти страхи, по мнению Юрия Попова, преувеличены. Расходы не столь велики, и даже на Западе, где они значительнее, окупаются за несколько месяцев. Более серьезная проблема, чем расходы на социальный аудит — отсутствие пула профсоюзов, которых, как подчеркнул Игорь Павлов, «всего 10–15 на всю Россию».

Кузницы кадров

Сохранение традиций труда, преемственности знаний, наконец, философии труда, как полагает Игорь Павлов, позволит  в какой-то мере решить проблему оттока квалифицированных кадров за рубеж.

Дефицит профессионалов в России объясняется не только «утечкой мозгов», уверен замдекана факультета дополнительного образования РЭУ им. Г.В.  Плеханова Андрей Титов. Только треть выпускников вузовнаходит работу по специальности, остальные  либо связывают жизнь с иной деятельностью, либо пополняют ряды безработных. Отчасти причина этого кроется в слабой работе системы профориентации: примерно треть студентов вузов учатся «волею» родителей и склонны сменить сферу деятельности по окончании учебы.

По данным опроса москвичей, проведенного департаментом труда и занятости столицы, 47,3% обладателей вузовского диплома считают  ситуацию с обеспечением занятости в Москве напряженной, а 18,4% — неблагоприятной.

Помощь в поиске работы, в том числе и студентам, сегодня оказывает интернет, представленный множеством так называемых работных сайтов. Это подтверждают данные опроса москвичей: в Москве в качестве надежного и эффективного источника информации при трудоустройстве 51,4% опрошенных назвали виртуальную сеть. Однако, по словам руководителя проекта  «100РАБОТ» группы компаний «HeadHunter» Анастасии Байковой, для неквалифицированного персонала, в особенности, студентов колледжей, все равно не хватает информации о возможностях трудоустройства. Расширение линейки источников поиска работы в онлайне стало возможным даже за счет повсеместно распространенных платежных терминалов – там тоже теперь размещаются сведения о вакансиях.

Время дорого

Официальные представительства служб занятости во всемирной паутине часто проигрывают частным в скорости взаимодействия соискателя и работодателя, подчеркнула замгендиректора компании SuperJob по вопросам взаимодействия с органами госвласти Светлана Тарасова. Например, портал  «Работа в России» не позволяет кандидату обратиться к работодателю напрямую — только через сотрудника службы занятости. Для века скоростей — это непозволительная роскошь и трата времени.

А проблема экономии времени в сфере труда в Москве стоит остро. Трудовой кодекс предоставляет работодателям возможности для оптимального тайм-менеджмента, подчеркнула главный научный сотрудник НИИ труда и социального страхования Альбина Никифорова. Так, статья 102 ТК предусматривает режим гибкого рабочего времени, что позволяет выбрать график поездок на работу в часы отсутствия пробок на дорогах. Мало используется статья 104 и 105 ТК, определяющие возможность разделения рабочего дня на две части и режима суммарного исчисления годового рабочего времени. Эти инструменты позволяют эффективнее использовать труд работников, но на практике применяются редко. Между тем, особенности труда в современных условиях требуют пересмотра стандартных подходов к организации рабочего процесса. Обмен опытом и ноу-хау в этой сфере может оказаться не менее важным следствием активного социального партнерства, чем вопросы софинансирования и разделения полномочий.

Ирина Ильинская

8 декабря, 2010 г.