• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новый курс» №45

Правительство осознало необходимость изменения процедур госзакупок; Китай приступил к сдерживанию инфляции — две темы из очередного еженедельного обзора Центра развития ГУ-ВШЭ

Политбюро скорректировало денежную политику

3 декабря Политбюро Компартии Китая вынесло постановление: впредь следует проводить не «умеренно мягкую», а «сдержанную» денежную политику.

Это решение поставило точку в дискуссии о том, стоило ли Народному Банку Китая вступать в схватку с инфляцией, которая сейчас носит, скорее, не монетарный, а структурный характер (цены на продовольствие — вслед за мировыми рынками — растут быстро, а цены на остальные товары более или менее стабильны, подробнее — «Новый курс» №43). В появившихся комментариях теперь преобладает мнение, что в Китае в ближайшее время начнется цикл повышения процентных ставок.

Однако следует иметь в виду, что Китай традиционно избегает повышать ставки, поскольку опасается привлечь излишний спекулятивный капитал, который и так притекает в страну в предвкушении укрепления юаня. Основными инструментами денежной политики в Китае являются: а) нормы обязательного резервирования по депозитам в национальной валюте; б) квоты на объемы банковского кредитования, которые «вручную» устанавливаются практически для каждого банка.

Норма обязательного резервирования, %

Норма обязательного резервирования

Годовые квоты на выдачу банковских кредитов, трлн юаней

Годовые квоты на выдачу банковских кредитов

Источник: РВС

Весьма сомнительно, по этим параметрам в ближайшее время произойдут какие-то радикальные изменения. На данный момент норма обязательного резервирования равняется 18%, что представляет собой исторический максимум, а законодательно установленный максимум для этого норматива составляет 20%. То есть, запас еще есть, но он явно не велик. Что же касается лимита на общий объем банковского кредитования, то, судя по «утечкам» в СМИ, на 2011 г. он будет установлен на отметке 7 трлн. юаней. Конечно, это немного ниже, чем было в 2010 г., но примерно на 80% больше «докризисного» уровня 2007–2008 гг.

При этом вовсе не предполагается, что денежная политика станет «жесткой» (всего лишь «сдержанной», «prudent»; китайский термин можно даже перевести «сбалансированная»). Фискальная политика остается «активной»: в течение следующих пяти лет предполагается ежегодно выделять по 2 трлн юаней (около 300 млрд долл.) на развитие семи высокотехнологичных отраслей (альтернативную энергетику, биотехнологии, информационные технологии нового поколения, производство высокотехнологичного оборудования, современные материалы, автомобили, работающие на альтернативном топливе, а также энергосберегающие и экологичные технологии). Получается, что Сколково — даже если этот проект вдруг «пойдет» и принесет какие-то результаты — не может даже близко обеспечить России мирового лидерства в этих областях. Остается только завидовать…

Бюджетная, денежная и курсовая политика Китая: хронология важнейших изменений

2003 ДекабрьПереход от «активной» к «сдержанной» бюджетной политике
2005ИюльПереход к политике «управляемого плавания» юаня (21 июля)
2007ИюньПереход от «сдержанной» к «сдержанной, умеренно жесткой» денежной политике
 НоябрьПереход к «умеренно жесткой» денежной политике
 ДекабрьПереход к «жесткой» денежной политике и «сдержанной» бюджетной политике. Цели: «предотвращение перехода от быстрого роста экономики к перегреву и распространения роста продуктовых цен на инфляцию в целом»
2008МартСреди объявленных целей появляется пункт «предотвращение замедления экономики»
 ИюньИз официальных документов исчезают слова «жесткая денежная политика»
 Июль Переход к политике фиксированного курса юаня (16 июля)
  Из официальных документов исчезают слова «сдержанная бюджетная политика»
 НоябрьПереход к «активной» бюджетной и «умеренно мягкой» денежной политике (одновременно с пакетом антикризисных мер на 4 трлн. юаней)
2009АвгустВ качестве цели названо: «нахождение баланса между поддержкой роста, изменением структуры экономики и контролем над инфляцией»
2010ИюньВозврат к политике «управляемого плавания» юаня (19 июня)
 ДекабрьПереход от «умеренно мягкой» к «сдержанной» денежной политике

Источники: PBC; Tanaka (2010)

При этом целевой ориентир по инфляции на 2011–2015 гг. предполагается поднять с нынешних 3% до 4–5%. Уже отсюда видно, что китайское руководство вовсе не является фанатиком борьбы с инфляцией, но подходит к этой проблеме вполне прагматично, при случае вспоминая о принципе «куда попали, туда и целились».

Поэтому весьма сомнительно, что дальнейшее ужесточение денежной политики в Китае, действительно, будет серьезным. Скорее, последние решения говорят о том, что в дальнейшем не будет ослабления денежной политики: в истории этого этапа антикризисной политики поставлена точка.

Сергей Смирнов

«Модернизация госзакупок»

На восемнадцатом заседании комиссии при Президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшемся 29 ноября, были обсуждены проблемы в сфере государственных закупок и пути их решения путем совершенствования законодательства в данной сфере. В частности, как мы уже писали в НК-44, в системе госзакупок более 50% товаров (работ, услуг) закупается в обход конкурентной среды, через единственного поставщика. Зачастую сам госзаказчик уходит от конкуренции, т.к. критерий цены, являющийся основным в 94-ФЗ и идеально подходящий для закупки простой и однородной продукции, не подходит для исполнения инновационных и высокотехнологичных заказов, а также длительных во времени. В этой связи актуальными становятся эксплуатационные расходы, которые могут быть сравнимы с ценой приобретения товара или даже превышать её. При конкурентной закупке, заниженная цена приобретения может означать поставку заведомо некачественного товара, который придется закупать неоднократно, нарушая принцип экономности бюджетных средств. Кроме этого, требуются иные процедуры закупок для сложных комплексных проектов, т.к. в начальной стадии их реализации невозможно учесть все потребности в закупках и вписаться в существующие законодательные процедуры. Отсутствие конкурентных механизмов закупки инновационных товаров (работ, услуг) является существенным препятствием для проведения модернизации отечественной экономики.

Классифицируем основные проблемы, существующие в законодательстве о госзакупках, о которых говорилось на заседании комиссии, и отметим пути их решения посредством действия Правительства (см. таблицу).

Проблемы в системе госзакупок и пути решения

Существующая проблемаПути решенияДействия Правительства
Отсутствие гибкости процедур в рамках государственных закупок, существенно снижающих возможности их использования бизнесом
  • Индивидуальные процедуры для закупки отдельных продуктов/услуг, позволяющих учесть особенности инновационной продукции (по решению Правительства)
  • В перспективе более гибкие  общие закупочные процедуры (по итогам анализа эффективности индивидуальных процедур)
Изменения в 94-ФЗ (подготовлены, документ в Правительстве)
Процедуры закупок создают ценовые преимущества для не инновационной продукцииСтоимость владения. Возможность/обязанность для заказчика при оценке товара (работы, услуги) для закупки использовать вместо цены приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги)Изменения в 94-ФЗ (на стадии обсуждения с экспертным сообществом)
Отсутствие возможности выставления «встречных требований» («офсет») при крупных госзакупках иностранного оборудованияВозможность учета в конкурсной документации «встречных» требований к выигравшей конкурс компании, не связанных напрямую с предметом контракта («офсетные требования») Изменения в 94-ФЗ (на стадии обсуждения с экспертным сообществом)
Слабое распространение в практике государственного и муниципального заказа долгосрочных контрактовКонтракты жизненного цикла.
Возможность заключения для крупных высокотехнологичных проектов долгосрочных контрактов.
Изменения в 94-ФЗ БК РФ (на стадии обсуждения с экспертным сообществом)
Неэффективные процедуры закупок НИР
  • Выделение отдельных типов научно-исследовательских работ (прикладные научные исследования, экспертно-аналитические работы) с установлением их особенностей
  • Введение предквалификации для исполнителей НИР (по прописанным в законе критериям и требованиям)
  • Установление необходимости проведения независимой экспертной оценки заявок и результатов работ. Регламентация проведения такой оценки
  • Иные особенности по итогам отработки с экспертным сообществом
Поправки в 94-ФЗ (в стадии обсуждения с экспертным сообществом), Постановление Правительства Российской Федерации
Ограничение доступа малого и среднего бизнеса к выполнению НИОКРСнятие ограничения для малого и среднего бизнеса по внесению гарантийной суммы в размере 30% об общей суммы контрактов более 50 млн. рублей на выполнение НИОКРИзменения в 94-ФЗ (на стадии обсуждения с экспертным сообществом)

Источник: Минэкономразвития, составлено Центром развития

Во-первых, отсутствие гибкости процедур в рамках государственных закупок, существенно снижающих возможности их использования бизнесом. Для решения проблемы предлагается ввести индивидуальные процедуры для закупки отдельных продуктов (товаров, услуг), позволяющие учесть особенности инновационной продукции, будут вводиться по решению Правительства. В дальнейшем предлагается ввести более гибкие общие закупочные процедуры.

Во-вторых, процедуры закупок создают ценовые преимущества для не инновационной продукции. Предлагается ввести критерий отбора «стоимость владения», вместо «цены» приобретения при оценке тендерных предложений.

В-третьих, отсутствие возможности выставления «встречных требований» («офсет») при крупных госзакупках иностранного оборудования. Предлагается внести возможность учета в конкурсной документации «встречных» требований к выигравшей конкурс компании, не связанных напрямую с предметом контракта.

В-четвертых, слабое распространение в практике государственного и муниципального заказа долгосрочных контрактов. Предлагается ввести возможность заключения контрактов жизненного цикла для крупных высокотехнологичных проектов.

В-пятых, неэффективные процедуры закупок НИР. Пути решения через выделение отдельных типов научно-исследовательских работ с установлением их особенностей, введение предквалификации для исполнителей НИР, установление необходимости проведения независимой экспертной оценки заявок и результатов работ, а также регламентация проведения такой оценки.В-шестых, ограничение доступа малого и среднего бизнеса к выполнению НИОКР. Необходимо снятие ограничения для малого и среднего бизнеса по внесению гарантийной суммы в размере 30% об общей суммы контрактов более 50 млн. рублей на выполнение НИОКР.

В международной практике все вышеописанные проблемы давно известны и для них выработаны соответствующие механизмы решения, например посредством дополнительных критериев и предквалификационного отбора. Мы считаем, что в действиях нашей исполнительной власти будет превалировать принцип ручного управления над созданием конкурентной среды через законодательные механизмы. Почему мы так считаем, потому что речь идет о крупных проектах, а в их реализации власть принимает самое непосредственное участие, например через госкорпорации, которые ведут закупки по своим правилам. А для участия малого и среднего бизнеса в реализации крупных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ создаются заградительные барьеры, а ведь, как известно во всем мире, значительная часть прорывных открытий создается малым и средним бизнесом.

Виталий Дементьев

Полный текст бюллетеня «Новый курс» №45, 27 ноября — 2 декабря 2010 г.