• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как отвечать правильно

Корпоративная социальная ответственность (КСО) из разряда факультативной деятельности превращается в необходимое условие успешной работы на мировых рынках. При этом привычной российским компаниям трансляции намерений и достижений недостаточно, а переход на иной уровень затрудняют и особенности структуры собственности российских компаний, и действия государства, пытающегося сверху навязать те или иные социальные повинности, отмечали участники дискуссии на ежегодном деловом форуме Ассоциации менеджеров «PEOPLE INVESTOR»

Стратегический приоритет

Основной функцией соцответственности российские компании все еще считают коммуникационную, а  не стратегическую, констатировал директор проекта по устойчивому развитию Глобального договора ООН в России Александр Бим. По результатам исследования Ассоциации менеджеров, представленном на Форуме, главным потребителем результатов КСО компании считают СМИ, а не стейкхолдеров, формирующих внешнюю среду. Причины такого смещения акцентов, отчасти, связаны с незрелостью российских компаний и историей их создания, оставившей им в наследство дефицит легитимности. Однако сегодня назрела необходимость заниматься не только самопиаром и внешними коммуникациями, но и встраивать нормы социально ответственного поведения в стратегию компании, считает Александр Бим. Для этого в первую очередь необходимо научиться считаться с интересами стейкхолдеров, подчеркнул он. И этот процесс реального совмещения интересов компании и ее окружения не имеет ничего общего с нынешними попытками государства указывать компаниям, на какие именно формы социальной деятельности они должны расходовать средства.

При такой «социальной» нагрузке не происходит развития диалога бизнеса и стейкхолдеров, не удивительно, что последние недовольны результатами, в то время как сама компания полагает, что сделала даже больше, чем могла. Корень проблемы, полагает Александр Бим, в том, что приоритеты социальной политики формируются без участия стейкхолдеров, хотя собственно содержанием КСО и является удовлетворение их прямых интересов.

Ответственность или обязанность

Социальную ответственность компаний эксперты условно разделяют на несколько уровней. Базовый предполагает своевременную выплату налогов, заработной платы сотрудникам, по возможности, создание дополнительных рабочих мест, т.е. многое из того, что работодатель обязан предоставить персоналу по закону. Следующая ступень — это уже и забота о качестве жизни персонала, его здоровье, социальной среде, профессиональном развитии (обучение, накопление человеческого капитала и т.д.). В идеале компании социально-ответственные не довольствуются лишь этими уровнями, а занимаются, в том числе, и благотворительной деятельностью, отметил член правления коллегии Профессионального сообщества корпоративных директоров России Валерий Петров.

Примерами такой работы, по словам директора Corporate Citizenship Эндрю Уилсона (AndrewWilson), могут служить проекты компании Cadbury, всерьез занявшейся защитой экономической, социальной и экологической среды в Гане, Индии, Индонезии, странах Карибского бассейна, а также инициативы германского отделения компании DHL, которая в поддержку программы ЮНИСЕФ (UNICEF) распространяла противомоскитные сетки для детей Кении и вела просветительскую работу в рамках борьбы с малярией. Результаты — сокращение детской смертности от малярии на 44% (см. презентацию к докладу Э. Уилсона).

Мотивы подобной деятельности для корпораций: прямые и косвенные коммерческие выгоды — рост привлекательности бренда работодателя, рост продаж, дополнительное корпоративное PR-сопровождение, позволяющее рассчитывать на усиление позиций компании в конкурентной среде, а также несколько более широкие возможности получения кредитов, дотаций, установлении партнерских отношений и т.д.

Реализация социальных программ, по словам Уилсона, возможна также за счет привлечения дополнительных источников финансирования, коими могут стать государственные фонды, средства партнеров, отчисления сотрудников и клиентов. Это уже проекты с вовлечением в них общественности. Так, путем отчислений «ненужной валюты» пассажиров British Airwaves было собрано 80 млн долларов в пользу детей Африки. Такой блок КСО Уилсон  условно назвал leverage (усиление, рычаг), он является сегодня частью модели LBG, которая измеряет вклад предприятия в развитие общества по ряду показателей, предложенных лондонской Бенчмаркинг Групп (The London Benchmarking Group).

Краткосрочные интересы собственников versus стратегия компании

Социальные инициативы бессмысленны без практики транспарентности, однако в России, по словам Валерия Петрова, преобладает «инсайдерская» модель корпоративного контроля. Зачастую основная цель  главы компании, единого в двух лицах, собственника и управленца — удержать в своих руках контроль и собственность. И это не пустые опасения, акцентировал Валерий Петров, в России и сегодня часты случаи использования незаконных методов для отъема собственности: размывания пакетов акций, увод активов, аресты акций и т. д.

По мере формализации отношений между участниками корпоративного управления (КУ), наметившейся тенденция привлечения в советы директоров миноритариев и профсоюзов, ситуация будет меняться. Особенно в том случае, если менеджеры станут подотчетны в первую очередь совету директоров, а не мажоритарным акционерам. Но основные формы социально ответственного поведения — спонсорство, охрана окружающей среды, ответственность перед потребителями товаров и услуг, а тем более взаимодействие с местным сообществом и властью, сегодня, как правило, увязаны с заинтересованностью бизнеса в получении коротких денег. Возможность же получения опосредованной выгоды, как правило, лишь задекларирована в планах стратегического развития. За исключением проблемы кадрового голода, которая уже настолько остра, что не может игнорироваться компаниями.

Ответственный работодатель

Нынешний год отмечен ростом текучести кадров, отметил вице-президент по корпоративному развитию компании «Ситроникс» Константин Хачатуров, и повышенным спросом на иностранную рабочую силу. Миграционная политика в кризисные годы была направлена на ограничение мест для мигрантов, однако в последующем закономерно принимались меры уже совсем другого характера. Так, с 1 июля 2010 г. вступили в силу поправки в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», облегчающие режим работы и проживания для высококвалифицированных специалистов.

Однако же, по словам топ-менеджера «Ситроникс», актуальными для российского рынка труда остаются системные проблемы. Например, низкий уровень подготовки молодых специалистов — выпускников вузов. Работодатели ощущают нехватку «технарей», малый спрос на которых в недавнем прошлом сменяется новым ростом, в том числе в связи с потребностями инновационного развития. На этом поле российские компании уже вступили в конкурентную борьбу с западными, коих российские выпускники российских вузов считают более интересными работодателями. Отсюда возросший интерес российских компаний к сотрудничеству с профильными образовательными учреждениями. Так, «Ситроникс» сотрудничает с Московским институтом электронной техники (МИЭТ) по программе профессиональной подготовки специалистов для реализации нового проекта по серийному производству микросхем с размером элементов в 90 нанометров.

Инновационное развитие в России требует качественно иного рынка труда, поддержал коллегу Константин Хачатуров. Бизнес должен сказать свое слово в поддержке разработки новой системы профстандартов, качества образования в вузах и ориентации в их программах на выпуск специалистов, «заточенных на работу» в бизнесе и в современных высокотехнологических производствах. Лозунгами эти проблемы не решить, а от бизнеса потребуется не только активное взаимодействие с государством по поводу совершенствования нормативных документов, но и готовность к повышению зарплат, расширения спектра социальных льгот и гарантий для привлекаемых на работу людей.

Кроме того, для повышения доверия и авторитета КСО, проводимая политика компании должна соответствовать принципу гласности. А социальные отчеты, которые, по данным РСПП, составляют уже порядка 90 компаний в России, должны переводиться из произвольного формата в рамки международных общепризнанных стандартов, что позволит сопоставлять данные различных игроков рынка и проводить внешний аудит, отметил Александр Бим. При выполнении этих условий стратегический подход российского бизнеса к корпоративной социальной ответственности станет реальностью.

Яна Шокола, Ирина Ильинская

Презентация к докладу Э. Уилсона

Презентация к докладу В. Петрова

Презентация к докладу К. Хачатурова

6 декабря, 2010 г.