• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Против теневых и серых

Председатель «Деловой России» Борис Титов и генеральный секретарь Союза профсоюзов РФ Евгений Куликов от имени своих организаций направили председателю правительства Владимиру Путину письмо с обоснованием бесполезности повышения социальных отчислений с 26 до 34%, и предложением использовать иные способы спасения социальных обязательств, взятых на себя правительством

В совместном письме объединения предпринимателей и союза крупнейших профсоюзов, не входящих в ФНПР, главу правительства просят «отложить на год повышение ставки обязательных страховых платежей и рассмотреть иные варианты сокращения дефицита Пенсионного фонда». В приложенном к письму обосновании на 19 страницах описываются как минусы планируемых с 1 января мер, так и предлагаются альтернативные способы финансирования социальных обязательств.

Фискальный эффект от повышения взносов

Непосредственный фискальный эффект от повышения с 1 января 2011 года страховых взносов планируется в 1,8% от ВВП, из которых 1,35% от ВВП придется на увеличение взносов на обязательное пенсионное страхование. Однако, как показывает анализ «Деловой России» и Института экономической политики им. Е.Гайдара (ИЭП), повышение ставки обязательных страховых платежей приведет в среднем к замедлению темпов роста ВВП на 0,7% в год и нулевому фискальному эффекту для бюджета расширенного Правительства. Так же анализ показывает, что от повешения страховых платежей наиболее пострадают несырьевые сектора экономики и малый бизнес, снизится конкурентоспособность российской юрисдикции особенно в сравнении с прямым конкурентом — Казахстаном, усилится социальное расслоение населения.

Одним из крупнейших работодателей в России являются федеральные, региональные и местные органы власти и учреждения. Из-за роста страховых взносов автоматически вырастут расходы консолидированного бюджета РФ на выплату взносов за служащих и бюджетников. По наши оценкам рост расходов консолидированного бюджета РФ из-за повышения страховых взносов составит около 0,4% ВВП.

Фискальный эффект от рассматриваемой меры может оказаться еще ниже из-за возможного роста уклонения от налогов. Многие предприятия могут вернуться к практике выплаты заработной платы «в конвертах», когда значительная часть фонда оплаты труда выплачивается в виде заработной платы высокооплачиваемым работникам, а затем неофициально перераспределяется между остальными сотрудникам. Повышение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда при одновременном снижении ставки по налогу на прибыль приведет к возникновению арбитража между налогом на прибыль и выплатой заработной платы. Оплачивать труд работников станет выгодно из чистой прибыли (как в денежной форме, например, распределяя дивиденды, так и в натуральной форме путем предоставления работникам определенных благ).

Описанные выше схемы могут привести не только к снижению поступлений в бюджет расширенного правительства, но и к уменьшению объема пенсионных прав работников.

Сделанные ИЭПП оценки показывают, что снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в начале 2000-х гг. привело к масштабному выходу из тени доходов населения. Повышение нагрузки может, напротив, привести к уклонениям. В конце апреля 2010 г. руководителям 1500 предприятий был задан вопрос: «Как, по Вашему мнению, скорее всего, отреагируют предприятия вашей отрасли/региона на повышение с 26% до 34% в 2011 г. тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (бывший ЕСН)?». Были предложены 10 вариантов ответов,  можно было выбрать несколько из них. Результаты опроса представлены на рис. 1.

Рисунок 1. Доля различных вариантов ответов в общем числе ответов

Доля различных вариантов ответов в общем числе ответов

Кроме того, одним из долгосрочных факторов, влияющих на ВВП, станет снижение инвестиций. В итоге в долгосрочном периоде повышение социальных взносов может отрицательно сказаться на темпах роста ВВП. Согласно расчетам, от прибавки всего в 0,44% ВВП в 2011 году, эффект будет постепенно снижаться и с 2026 года превратится в возрастающую отрицательную величину.

Социально-экономические последствия повышения страховых взносов

Можно выделить следующие социально-экономические последствия повышения страховых взносов:

  1. уход заработных плат «в тень»;
  2. снижение занятости;
  3. снижение конкурентоспособности российской экономики;
  4. снижение прогрессивности налоговой системы;
  5. создание препятствий на пути диверсификации экономики.

Ставка обязательных взносов на пенсионное обеспечение в странах ОЭСР

Страна СтавкиОтношение предельного уровня налогооблагаемого дохода к средней зарплате
РаботникиРаботодателиИтого
Южная Корея4,504,509,001627%
Канада4,954,959,90104%
США6,206,2012,40237%
1,45*1,45*2,90*порога нет
Япония7,327,3214,64148%
Франция6,658,3014,95100%
0,101,601,70порога нет
Люксембург8,008,0016,00208%
Швеция7,0010,2117,21110%
Словакия4,0014,0018,00531% — для работников
266% — для работодателей
Германия9,959,9519,90147%
Турция9,0011,0020,00270%
Швейцария10,0510,0520,10порога нет
Австрия10,2512,2522,50122%
Россия, 2011 год0,0026,0026,00135%
Венгрия8,5021,0029,50316%

* взнос на больничное обслуживание пенсионеров
Источник: Taxing wages 2006/2007 — OECD 2008

Из представленных данных видно, что в 2011 г. Россия рискует стать страной с одним из самых высоких уровней обложении фонда оплаты труда обязательными взносами на пенсионное обеспечение. Как показывает зарубежный опыт, развитые страны активно конкурируют за привлечение на свою территорию «труда» и «капитала», устанавливая пониженные ставки по налогам на заработную плату и прибыль и повышая налоги на потребление. Такой сценарий налоговой реформы реализован в ФРГ. Испытывая определенное давление со стороны стран Восточной Европы (в Польше ставка по налогу на прибыль организаций составляет 17,4%, в Словакии — 19%, в Эстонии — 23%), ФРГ в 2008 г. снизила ставку по налогу на прибыль организаций с 25 до 15% при расширении налоговой базы за счет доходов, полученных от процентов по банковским вкладам, от аренды и лизинговых операций. Это дополняется снижением в 2007 г. социального налога, используемого для страхования от безработицы, и повышения налога на добавленную стоимость с 16 до 19%. Снижая налоги на труд и капитал, правительство ФРГ стремится привлечь инвестиции (или хотя бы приостановить отток инвестиций в страны Восточной Европы) и повысить занятость населения.

Российская реформа страховых взносов идет вразрез с мировыми тенденциями и нетипична для страны догоняющего развития, стремящейся повысить конкурентоспособность своих производителей.

Снижение прогрессивности налоговой системы происходит из-за того, что с заработной платы, превышающей 415 тыс. руб. в год перестают взиматься взносы во внебюджетные фонды. Если до 2010 г. часть базовой пенсии финансировалась за счет обложения заработной платы обеспеченных слоев населения (2% с заработной платы, превышающей 600 тыс. руб.), то начиная с этого года выплата базовой пенсии будет финансироваться в основном за счет обложения заработной платы низкообеспеченных слоев населения. Например, если в 2009 г. с заработной платы в 280 тыс. руб. в год на финансирование базовой пенсии взималось 6 п.п. ЕСН, то в 2011 г. будет взиматься 10 п.п. на финансирование солидарной части тарифа.

Изменение налоговой нагрузки на одного работника в результате отмены ЕСН и перехода на страховые взносы в 2011 году

Изменение налоговой нагрузки на одного работника в результате отмены ЕСН и перехода на страховые взносы в 2011 году 

Источник: Росстат России, Минэкономразвития России

Из представленных в таблице данных видно, что налоговая нагрузка увеличится для заработной платы 99% работников, на которых приходится 94% фонда оплаты труда. Налоговая нагрузка на наименее обеспеченных работников с заработной платой до 280 тыс. руб. в год увеличится на 31%. Наибольшее увеличение налоговой нагрузки в размере 63% придется на работников, получающих 415 тыс. руб. в год. Для наиболее обеспеченных работников с заработной платой свыше 2415 тыс. руб. в год налоговая нагрузка сократится в среднем на 15%.

Альтернативы повышению страховых выплат

Повышение ставок акцизов на табачную продукцию

В случае применения в России минимальных ставок акцизов на табак беднейших стран ЕС при потере рынка в 35% (10% за счет сокращения контрабанды из России и 25% за счет снижения уровня курения) доходы бюджета России от табака составят 600 млрд. рублей.

Повышение акцизов на крепкий алкоголь

Акциз на крепкие алкогольные напитки в России в среднем в 2,5 раза ниже, чем в беднейших странах ЕС. В России ставка акциза на крепкий алкоголь — 210 рублей за литр этилового спирта, в Литве — 12,7 Евро (= около 500 рублей). При повышении акциза на крепкий алкоголь до 500 рублей за литр этилового спирта доходы от акцизов должны составить 220 млрд рублей при некотором улучшении администрирования сборов акцизов.

Доведение изъятия ренты в газовом секторе до уровня нефтяного сектора

Расчетный объем природной ренты и ее изъятия в бюджет

 

2006200720082009В среднем за 2006–2009
Нефтяной сектор:
Природная рента (% ВВП)11.8%9.5%11.2%7.0%9.9%
Изъятие ренты в бюджет (% ВВП)9.5%7.7%9.4%6.5%8.3%
Доля изымаемой в бюджет ренты (%)80.8%81.5%83.8%92.0%84.5%
Газовый сектор:
Природная рента (% ВВП)3.6%2.6%3.8%2.9%3.2%
Изъятие ренты в бюджет (% ВВП)1.6%1.2%1.4%1.3%1.4%
Доля изымаемой в бюджет ренты (%)45.3%44.9%36.5%45.6%43.1%

Доведение уровня изъятия природной ренты в газовом секторе до его уровня в нефтяном означало бы повышение доли изъятия на 41 процентный пункт. Базируясь на прогнозах правительства, величину природной ренты в газовом секторе в 2010–2012 гг. можно оценить как 3,8–3,9% ВВП. Это дало бы в бюджет дополнительно 1,6% ВВП. В условиях 2011–2013 гг. это соответствует дополнительным поступлениям в объеме 800, 890 и 990 млрд руб. соответственно.

Экономически оправданная дивидендная политика в отношении госкомпаний

По расчетам Экономической экспертной группы уровень доходности государственной собственности составляет аномально низкие 0,5 % годовых. Уровень дивидендов выплачиваемых государству такими организациями как Роснефть, Газпром, РЖД, ФСК, Сбербанк несравнимо низок по сравнению с государственными компаниями зарубежных стран, как развитых, так и развивающихся. Для сравнения, за 2008 год мультипликатор Дивиденды/Объем добычи составил для компаний: Вьетсовпетро — 5, StatoilHydro — 7, BP — 23, Chevron Corp. — 8,7  Роснефть — 0,8. Индикативно, дивидендный потенциал при условии формирования экономически обоснованной дивидендной политики может быть оценен в объеме не менее 200 млрд рублей ежегодно.

Введение налога на жилую недвижимость

Повышение налога на имущество физических лиц для объектов жилой недвижимости, площадь которых превышает 50 квадратных метров на каждого проживающего человека.

Выводы

  1. Повышение страховых выплат неоправданно с бюджетной точки зрения и негативно отразится на экономическом развитии.
  2. Существуют альтернативные источники покрытия дефицита Пенсионного фонда и фонда ОМС. Потенциал этих источников значительно (многократно) превосходит искомую от повышения страховых выплат сумму.
  3. Повышение акцизов на табак и алкоголь, совершенствование системы платы за недропользование в газовом и нефтяном секторе, экономическая оправданность дивидендных выплат в госсекторе, обладая большим потенциалом увеличения доходов бюджета, не имеют решающего значения для модернизации экономики, ее несырьевого и инновационного развития.

Полный текст письма "Деловой России" и Союза профосоюзов РФ и приложений к нему

3 декабря, 2010 г.