• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новый курс» №44

Иностранные инвестиции снижаются; система госзакупок не позволяет экономить госсредства; отток капитала из страны может возрасти — темы очередного еженедельного обзора от Центра развития

Иностранные инвесторы не балуют Россию вниманием

Опубликованные Росстатом данные о динамике иностранных инвестиций за три квартала 2010 г. указывают на исчезновение интереса иностранных инвесторов к России. В целом в России с начала 2008 г. наблюдается устойчивое снижение объема приходящих иностранных инвестиций (за исключением первого квартала 2010 г.). Так, например, в текущем году приток иностранных инвестиций в Россию по итогам трех кварталов снизился на 13%. Хотя иностранные инвестиции составляют в России всего около 10% от общего объема инвестиций, с учетом их технологического превосходства и сопровождения менеджерским капиталом они могли бы стать драйвером роста, но, похоже, российская экономика не оправдывает надежды иностранных инвесторов. Видимо не случайно во время своей открытой лекции (25 ноября в Политехническом музее в Москве) главный экономист Citigroup Уиллем Баутер сказал, что иностранные инвесторы «просто не понимают, как российская экономика умудряется восстанавливаться столь медленно на фоне достаточно мягкой и денежной, и бюджетной политики».

Прирост иностранных инвестиций, к тому же периоду прошлого года накопленным итогом, %

Прирост иностранных инвестиций, к тому же периоду прошлого года накопленным итогом

Источники: Росстат, расчеты Центра развития

По отраслевой разбивке инвестиций видно, что иностранные вложения в обрабатывающую промышленность выросли, несмотря на нестабильность производства. Также, что неудивительно, растут инвестиции в топливный сектор. Однако резко снизились инвестиции в торговлю и транспорт. Положительную динамику по итогам трех кварталов 2010 г. показывают лишь наименее рискованные торговые (+23,6%) и краткосрочные кредиты (+39,9%).

Почему динамика иностранных инвестиций в Россию настолько неблагоприятна, помогают понять международные сопоставления. Давно не является секретом, что в мире есть много стран, инвестировать в которые гораздо привлекательнее, чем в Россию. Так, по данным Всемирного Экономического Форума, Россия находится на 124 месте из 133 по инвестиционной привлекательности.

Ольга Пономаренко

За январь-октябрь 2010 года при проведении госзакупок бюджет сэкономил 45,4 млрд руб. В кризис экономили вдвое больше

Экономический смысл функционирования Федерального закона №94-ФЗ заключается в создании конкурентной среды в системе государственных закупок, что должно приводить к снижению цены. Следовательно, одним из основных критериев, характеризующих результативность данного закона, является масштаб экономии бюджетных средств. Причем данный эффект должен обеспечиваться в конкурентных условиях при сопоставлении тендерных предложений поставщиков (исполнителей) товаров (работ, услуг) по рыночным ценам, при обеспечении заданных заказчиком требований, в т.ч. к качеству.

На практике вышеуказанный принцип не обеспечивается в каждом пятом случае, об этом свидетельствуют данные проверок ФАС и Контрольного управления администрации президента, а экономический ущерб для бюджета только в текущем году составит более 1 трлн рублей. Со стороны госзаказчика типичным является уход от конкурентной закупки в пользу единственного поставщика, путем формирования технического задания под определенный товар конкретного производителя. В данном случае товар закупается по ценам выше рыночных, без всякой экономии. Количество таких контрактов, начиная с 2006 года по текущий год, утроилось. Например, по данным Минэкономразвития в I квартале 2010 года контрактов с единственными поставщиками было заключено на 556 млрд рублей или 61% от средств, размещенных всеми способами, причем информации о результатах размещения подобных заказов официально не публикуется и не размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Со стороны поставщика типичным является либо проведение договорных с другими участниками закупок (очевидно, в этом случае снижения цены не будет). Либо откровенный демпинг (на 40% и более процентов от первоначальной цены), что на практике означает исчезновение победителя тендера вместе с полученным авансом.

Мы решили посмотреть, насколько эффективным является действующее законодательство о госзакупках и к какой экономии бюджетных средств он приводит, для чего проанализировали дынные за первые десять месяцев каждого из трех последних лет (2008–2010). По нашим расчетам получается, что максимальным эффект для бюджета был в 2009 году, причем по всем способам закупок. Наибольшая экономия бюджетных средств за январь-октябрь (см. таблицу) была достигнута в 2009 году, составив 85,6 млрд рублей или 6,7% от размера госзаказа, в 2008 году экономия составила 19,1 млрд рублей или 3,1% от размера госзаказа, в 2010 году — 45,4 млрд рублей или 4,7% соответственно.

Таблица. Размер экономии бюджетных средств

Размер экономии бюджетных средств

Источник: официальный сайт госзакупок, расчитано и составлено Центром развития

В кризисном 2009 году через конкурентные закупки было проведено больше бюджетных средств, чем в 2008 и в текущем году на 52,4% и 24,2% соответственно, т.е. доля размещения заказов у единственного поставщика была наименьшей, а количество заключаемых контрактов удвоилось, против 2008 года. Видимо в кризисный год и борьба за бюджетные средства резко возросла со стороны крупных и средних компаний, и со стороны Правительства было ощутимое давление в сторону экономии госсредств.

Но ... кризис закончился, забудьте!

Виталий Дементьев

Может ли снизиться отток капитала?

Банк России связывает отток капитала из страны в последние два месяца с увеличением иностранных активов нефинансовыми организациями. Возможно. Но, поскольку ничего не слышно о крупных (или не очень) покупках производственных активов российским капиталом, то речь должна идти об увеличении финансовых активов. То есть нельзя сказать, что российский капитал идет туда, где экономика растет, а на капитал есть спрос. Наблюдаемый процесс означает, что российский капитал убегает из страны и перестает активно работать. Нет, конечно, вывезенные средства размещаются в банках и финансовых инструментах, но производительным использованием капитала при этом занимаются уже совсем другие люди.

В такой ситуации, естественным является вопрос, а почему капитал бежит из страны? И почему мы считаем, что этот процесс не ослабнет в ближайшие месяцы?

Во-первых, речь должна идти о резко возросших, на фоне ослабления счета текущих операций (СТО), девальвационных ожиданиях. Опережающий рост импорта по сравнению с экспортом неминуемо ведет с сокращению торгового баланса и СТО, в целом. Вопрос сегодня не в том, сменится ли профицит СТО дефицитом, а когда это может случиться. Наш ответ — в не очень далеком будущем (смотри, например, НК №33 и №34). Устойчивый рост импорта достаточно сложно остановить, более того, для модернизации российской экономики нужно стимулировать рост инвестиционного импорта. Все это наращивает девальвационные ожидания, поскольку российская экономика пока еще не в состоянии обеспечить устойчивый приток иностранного капитала в условиях дефицита СТО.

Во-вторых, не надо забывать о повышенном спросе на валюту в связи со значительными выплатами по внешнему долгу в конце года. В декабре предстоит выплатить более 15 млрд долл. — больше, чем за два предыдущих месяца вместе взятых. В первой половине следующего года долговой фактор будет уже не столь значимым, хотя сбрасывать его со счетом мы не спешим.

В-третьих, стоит упомянуть о бюджетных расходах в ноябре-декабре — согласно бюджетной росписи, они должны составить 2,7 трлн руб. Какая-то часть этой ликвидности, пусть даже и небольшая, неизбежно перейдет на валютный рынок, увеличив давление на рубль. Влияние этого фактора на отток капитала, скорее всего, продлится и в первые месяцы следующего года.

И, наконец, последнее по очереди, но не по значимости: значительная часть российских и зарубежных инвесторов не готова брать на себя какие-либо политические риски и предпочитает дожидаться завершения парламентских выборов 2011 года и президентских 2012-го.

В этих условиях мы не исключаем усиления ежемесячного чистого оттока капитала до 5-10 млрд долл. в месяц вплоть до весны будущего года. В таком случае, в целом за 2010 г. чистый отток капитала может составить около 30 млрд и еще больше в 2011 г.

Сергей Алексашенко, Сергей Пухов

Полный текст бюллетеня «Новый курс» №44, 20 ноября — 26 ноября 2010 г.

Автор текста: Дементьев Виталий Владимирович, 30 ноября, 2010 г.