• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сколько стоит реформа здравоохранения

Территориальная программа госгарантий медицинской помощи оказалась в 2009 г. неисполненной практически повсеместно — в 90% субъектов РФ. Реформа здравоохранения, предполагающая оказание медпомощи по еще более высоким стандартам, потребует еще больше средств, источники которых неясны, отмечает председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству (АсМОК) Гузель Улумбекова

Гузель Улумбекова выступила с докладом на Всероссийском форуме руководителей учреждений системы здравоохранения, организованном Группой компаний «Открытый Диалог» при поддержке Всероссийского союза страховщиков.

Бедная медицина

Российское здравоохранение финансируется из федерального бюджета и из  консолидированного бюджета субъекта федерации. Благополучные субъекты, естественно, могут больше отчислять на здравоохранение, и у них ситуация несколько лучше. А есть субъекты, в которых финансирование здравоохранения намного ниже даже установленных федеральных нормативов. Например, в прошлом году, подчеркнула  Улумбекова, территориальная программа госгарантий, которая должна исполняться  в соответствии с установленными федеральными нормативами, оказалась не исполнена в 90% субъектов федерации. Общий дефицит финансирования составил 400 млрд руб., или 1/3 всей программы госгарантий РФ. Мы фактически не смогли обеспечить по стране даже тот бедненький набор медуслуг, который предусмотрен федеральными нормативами, отметила докладчик. И нашла понимание и поддержку у коллег. С ней солидарна начальник Управления модернизации системы ОМС Ольга Царева.  В своем докладе она наглядно продемонстрировала драматизм картины расходов на медпомощь по регионам (см. диаграмму). Как видно, в заметном отрыве от других следуют Республика Татарстан, Чукотский автономный округ, Тюменская и Калининградская области. Большая же часть регионов не дотягивают даже до имеющегося среднего по РФ показателя.

Доля расходов на медицинскую помощь, оказываемую сверх базовой программы ОМС, в субъектах Российской Федерацмм, осуществляющих поэтапный переход на одноканальное финансирование

Источник: презентация  О. Царевой (подробнее см. в приложении)

Между тем в реформе здравоохранения, которая сегодня активно обсуждается, предусмотрен переход на более высокий уровень качества медицинского обслуживания, который предусматривает и совсем иные размеры финансирования, подчеркнула Гузель Улумбекова.

В 2009 г. расходы  бюджетов всех уровней на систему обязательного медицинского страхования составили 3,5% ВВП. С учетом платных услуг и расходов на приобретение лекарств общие расходы государства и населения на здравоохранение составили 1450 млрд руб. или 5% ВВП. В странах Евросоюза удельный вес в ВВП расходов на здравоохранение в среднем вдвое выше.

«Если мы хотим иметь коэффициент смертности к 2020 г. 11,0 и ожидаемую среднюю продолжительность жизни 73 года, то расходы на здравоохранения должны составлять, как минимум 1100 долл. на душу населения, причем курс доллара при этом надо считать по паритету покупательной способности, — утверждает эксперт. — То есть нынешние расходы, которые составляют 635 долл. на душу населения, следует увеличить в 1,7–2 раза».

Где врачевать престижно?

Всероссийский форум руководителей учреждений системы здравоохранения
Всероссийский форум руководителей учреждений системы здравоохранения
В структуре медицинских кадров сложились серьезные диспропорции. По ряду специальностей — дефицит, по некоторым, наоборот, переизбыток. А по таким врачебным специальностям, как фтизиатры, рентгенологи, лаборанты, радиологи, анестезиологи, реаниматологи в настоящее время в РФ существенный дефицит. Следующая диспропорция — в распределении кадров. В сельской местности и в отделенных территориях, в труднодоступных муниципальных образованиях обеспеченность врачами в 5 раз ниже, чем в крупных муниципальных городских образованиях. А это значит, в 5 раз ниже и доступность медпомощи.

Самая ключевая проблема — заработная плата. Сегодня в России зарплата врачей на 21% ниже средней по стране. В странах с таким же ВВП на душу населения, как у России, или даже ниже (в Чехии примерное равенство с Россией,  в Венгрии, Словакии — ниже) заработная плата врачей в полтора, два раза выше, чем средняя заработная плата по стране. Во Франции, в Финляндии заработная плата врачей в 3–4 раза выше, чем средняя в этих странах. В США, Нидерландах — в 5–6 раз выше. Вот что, акцентировала Улумбекова, позволяет обеспечивать престиж профессии и приток новых кадров в отрасль.

Врачей в России в расчете на 1 тыс. чел. на 35% больше, чем в среднем по странам ОЭСР. Но ведь и заболеваемость в России почти на 40% выше, то есть выше и потребность в медпомощи. Поэтому говорить об избытке медицинских кадров в РФ преждевременно. Потребности в медпомощи возрастают. По сравнению с 1990-м годом заболеваемость населения возросла на 46%, на 40% возросла смертность.

Медсестер в РФ в среднем 10,2  на 1 тыс. чел. Это примерно столько же, сколько в странах ОЭСР. Но соотношение врачей и медсестер иное. У нас это 1 к 2,4, за рубежом — 1 к 3. Что, в конечном счете, и позволяет врачам работать более эффективно. У нас же медсестры уходят из отрасли в продавщицы.

В ближайшие годы здравоохранение почувствует и последствия демографической ситуации в России. Уже сегодня у нас высока доля врачей пенсионного и предпенсионного возраста, таких, по данным Минздравсоцразвития, 50%. В предшествующие годы выпускников всех вузов было в два раза больше, чем их будет в ближайшие пять лет. И можно прогнозировать, что приток кадров, в т.ч. и в здравоохранение, уменьшится.

Реформа без основы

В пакете законопроектов, подготовленных в рамках реформы здравоохранения, главный — об охране здоровья граждан. Однако в нем пока не содержится ответ на вопрос, а как  обеспечить доступность медицинской помощи на всей территории России, и каким образом подобную систему финансировать.

Всероссийский форум руководителей учреждений системы здравоохранения
Всероссийский форум руководителей учреждений системы здравоохранения
В тех странах, которые финансируют здравоохранение и, в первую очередь, систему обязательного медицинского страхования из бюджета, действует прогрессивная шкала налогообложения, отметила Гузель Улумбекова. Богатые и сверхбогатые отчисляют в бюджет 50–60% от своих доходов, включая дивиденды, и налоги на дорогую недвижимость и прочую собственность. У нас же оплата страховых взносов в системе обязательного медицинского страхования носит не просто регрессивный характер, а обвально регрессивный, отметила глава АсМОК. Получается, что бедные и средний класс оплачивают медицинскую помощь — и себе, и «тому парню», то есть людям еще более состоятельным. Еще один возможный источник пополнения каналов финансирования здравоохранения — целевое направление в нее средств, полученных от акцизов на  алкоголь и табак.

Федеральные нормативы сейчас обеспечивают бедную медицину. Предлагается перейти на «медицину по стандартам и порядкам». И это правильное направление движение, подчеркивает врач. Но надо понимать, что расходы на такую медицину возрастут не на  50%, а в разы. И если в законопроекте не будут обозначены источники финансирования устанавливаемых высоких стандартов, то сам закон превратится в чистую декларацию о намерениях.

В самом тексте закона, по мнению Гузель Улумбековой должны быть заложены минимальные финансовые подушевые нормативы финансирования — в привязке к ВВП, в абсолютном значении — которые обеспечат реальное оказание медицинской помощи по стандартам, по порядкам, а не по тем федеральным минимальным нормативам, которые сегодня установлены в программе госгарантий. Иначе вновь возникнут лукавые нормативы — вроде бы стандарты и порядки обязательны, а денег где на них взять?

Эти идеи нашли поддержку у президента НП «Национальная медицинская палата» Леонида Рошаля. Он особо отметил в своем докладе непоследовательность предпринимаемых шагов по реформированию здравоохранения, а форму принимаемых сегодня законопроектов охарактеризовал как «безобразную». «У нас до сих пор нет концепции развития здравоохранения. Вместо нее вбрасываются отдельные сырые законы, которые часто вызывают негативную реакцию», — резюмировал Рошаль.

Он предложил больше ориентироваться на опыт тех европейских стран, где существует система саморегулирования, а также ввести лицензирование деятельности врача, создать независимую профессиональную экспертизу, третейские суды, постоянную последипломную подготовку и комиссию по врачебным ошибкам.

Наталья Гетьман

Презентация к докладу О. Царевой

24 ноября, 2010 г.