• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новый курс» №43

Невоспроизводимая методика отечественной статистики и проблемы, встающие перед пенсионной системой — две темы из очередного еженедельного обзора Центра развития ГУ-ВШЭ

Резиновый метр Росстата

Выход российской экономики из состояния стагнации по-прежнему неочевиден, хотя октябрьские данные Минэкономразвития говорят о бурном росте ВВП в этом месяце. Поскольку сама по себе методика исчисления МЭРом ежемесячного ВВП остается сокрыта покровом тайны, то мы не склонны придавать слишком большого значения этой оценке — бывали случаи, что они корректировались, и сильно. Гораздо более важным является понимание того за счет чего может расти российская экономика: частный спрос стагнирует, бюджет сокращает расходы, бурный рост импорта съедает внешнеторговое сальдо. Остаются только инвестиции и запасы. То, что достоверной статистики запасов в России не было и нет — не секрет, но у нас была надежда на то, что в отношении инвестиций Росстат располагает адекватной информацией, и поэтому мы решили узнать, какие из российских секторов не только столкнулись с ограничениями по производственным мощностям, но и поверили, что инвестировать в России сегодня — самое время. Сразу скажем: ответить на этот вопрос нам не удалось, и вот почему.

Показатель инвестиций по полному кругу предприятий складывается из суммы инвестиций по крупным и средним предприятиям, получаемых Росстатом из соответствующих форм отчетности, и досчета на неформальную и скрытую деятельность. Так вот, согласно статистике в первом  полугодии текущего года (более поздней  статистики пока нет) инвестиции крупных и средних  предприятий  сократились в номинале (!) к первому полугодию 2009 года на 4…10% (Росстат приводит разные оценки). А весь прирост инвестиций обеспечен за счет полуторакратного увеличения величины досчета — который всего на 4% ниже показателей докризисного 2008 года (см. график). То есть Росстат уверен, что в первой половине этого года российский малый бизнес инвестировал «как сумасшедший» в ожидании существенного повышения налоговой нагрузки на него с 1 января 2011 года. Или же российский бизнес стал массированно уходить в тень, создавая по всей стране «теневые» цеха и склады.

Объем инвестиций (в методологии Росстата) в первом полугодии (2003–2010), млрд. руб.

Объем инвестиций (в методологии Росстата) в первом полугодии (2003-2010), млрд. руб.

Источник: Росстат

Это открытие заставило нас ознакомиться с «Методическими указаниями по определению инвестиций в основной капитал с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности», утвержденными постановлением Росстата от 27.06.2005 г. №36, откуда мы узнали много нового и интересного.

Если коротко — то показатель инвестиций по полному кругу предприятий не определяет объем инвестиций, а представляет из себя оценку Ростатом объема производства инвестиционной продукции и услуг (не понятно как выделенной в производстве отдельных отраслей) с поправкой на чистый экспорт и подкрученной на кучу коэффициентов, которые уже могут не иметь никакого отношения к действительности (коэффициенты транспортных расходов, чистых налогов, доли инвестиционных ресурсов по каждой отрасли во внутреннем спросе). При этом все коэффициенты рассчитываются на основе межотраслевого баланса, который не обновлялся с 2003 года, а с тех пор уже произошло изменение номенклатур отраслей (2003 год) и продукции (2010 год). В результате применения такой методики отношение объемов «дооценки» инвестиций к инвестициям в основной капитал по крупным и средним предприятиям по первым полугодиям выросло с 15% в 2003 году до 50% в 2010 году.

Любое увеличение объема производства подобных товаров трактуется как рост инвестиций вне зависимости от того, рассыпались ли они по дороге к стройке, превратились в долгострой или ушли в запасы. «На основе балансового метода определяются объемы инвестиций в основной капитал, которые сравниваются с данными статистического наблюдения. Разница этих величин характеризует величину скрытой и неформальной деятельности в объеме инвестиций в основной капитал на федеральном уровне». Т.е. за официальный показатель принимается оценка, а не факт!

Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно. На самом деле, речь идет о том, что состояние отечественной статистики уже нельзя назвать просто плохим, оно — отвратительное! Раньше мы считали, что только изменение запасов Росстат определяет по остаточному методу, теперь выяснилось, что таким образом определяется сумма инвестиций и изменения запасов, которые потом разделяются по известному принципу П-П-П (палец-пол-потолок). После этого невозможно всерьез интерпретировать показатели инвестиций и валового накопления основного капитала ни в целом, ни, тем более, по отраслям, или пытаться  связывать его с процессами в экономике.

Вы пробовали когда-нибудь построить что-нибудь с использованием резинового метра? Попробуйте, и Вы поймете насколько это увлекательное действие — анализировать состояние российской экономики.

Сергей Алексашенко, Максим Петроневич

Как нам обустроить пенсионную систему?

16 ноября состоялся Третий ежегодный российский пенсионный форум, на котором было объявлено о начале разработки Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации

Выступление Министра здравоохранения и социального развития Т. Голиковой вкратце можно свести к двум тезисам: первый — все решения о повышении пенсий, принятые в 2009–2010 гг. (в том числе о проведении валоризации), и разбалансировавшие не только бюджет Пенсионного фонда, но и федеральный бюджет, были абсолютно правильными, и второй — в долгосрочном плане ситуация с пенсионной системой в России будет настолько тяжелая, что Правительство предлагает, что называется, «всем миром» подумать как выпутываться из этой ситуации, то есть поучаствовать в разработке «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации».

В ходе мероприятия обозначился целый ряд направлений, над которыми стоит поломать голову экспертному сообществу:

  1. Реформирование системы досрочных пенсий (учитывая, что удельный вес мужчин и женщин моложе пенсионного возраста в общей численности получателей трудовой пенсии по старости по данным 2009 г. составляет 10,7%);
  2. Совершенствование накопительной части пенсионной системы, большинство участников которой по-прежнему являются «молчунами»;
  3. Достижение актуарной обеспеченности (или, иными словами, долгосрочной устойчивости) накопительного компонента;
  4. Пути обеспечения прав участников добровольной накопительной пенсионной системы (то есть повышение доверия к ней со стороны общества);
  5. Вопросы регулирования пенсионного возраста (хотя и с оговорками, что только при условии существенного роста продолжительности жизни);
  6. Регулирование тарифов страховых отчислений от фонда оплаты труда (по этому параметру уже принято решение о повышении базовой ставки отчислений в ПФР с 20% до 26% с начала 2011 года, которое, видимо, добавит в перечень проблем пенсионной системы новые пункты, такие как массовый увод зарплат и занятости в серую зону особенно в малом бизнесе);
  7. Формула, связывающая размеры страховых отчислений с размером будущей пенсии, то есть обеспечивающая индивидуальный коэффициент замещения в распределительной части страховой пенсии.

Как видите, на повестку дня вынесен целый «букет», затрагивающий практически все аспекты функционирования пенсионной системы. Иными словами, речь идет о тотальном пересмотре правил пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Как отмечали многие выступавшие на форуме представители власти, бизнеса и экспертного сообщества, задача носит «многопараметрический характер», при этом экономические и социальные аспекты имеют одинаково важное значение. (Следует отметить, что никто из участников не рискнул поспорить с тезисом о правильности принятых Правительством решений о повышении пенсионных обязательств).

Мы предлагаем читателю немного поучаствовать в процессе и попытаться самостоятельно «усовершенствовать» пенсионную систему. Напомним, что ее дефицит, определяемый как разница между страховыми взносами в ПФР (за вычетом отчислений в накопительную часть) и расходами на выплату трудовых пенсий (включая валоризацию) в ближайшие годы будет составлять около 3% ВВП. В Таблице 1 приведены некоторые параметры, существенные с точки зрения баланса пенсионной системы в условиях 2010 года.

В Таблице 2 приведены результаты расчета эффектов от изменения отдельных ключевых параметров в пределах одного года. Безусловно, эта оценка, в отличие от «настоящих»  актуарных расчетов, не учитывает прогнозную динамику макроэкономических и демографических параметров  и накопление эффекта от повышения пенсионного возраста, однако она, на наш взгляд, хорошо показывает, что никакие «косметические» изменения в рамках существующей парадигмы не способны принципиально изменить ситуацию в пенсионной системе. Если вести речь о подвижках, то это должны быть весьма радикальные реформы.

Таблица 1. Отдельные макроэкономические и демографические параметры пенсионной системы

Основные параметры 2010 год
ВВП, трлн. руб.45,2
Количество получателей трудовых пенсий, млн.ч.*36,4
Количество плательщиков страховых взносов, млн. ч46,6
ФОТ, трлн. руб.11,7
Средняя зарплата, тыс. руб.20,8
Средняя трудовая пенсия, тыс. руб.7,7
Поступления страховых взносов в ПФР, трлн. руб.2,0
  в т.ч. на выплату страховой части трудовой пенсии, трлн. руб.1,6
Количество мужчин в возрасте 60-64, млн. ч.2,8
Количество женщин в возрасте  55-59, млн.ч.5,5
Коэффициент замещения, %37,0
Эффективная ставка страховых взносов в ПФР, %17,0
Номинальная ставка страховых взносов в ПФР, %20,0

* По состоянию на 1 октября 2010 г.

Источники: Росстат, прогноз МЭР, ПФР, расчеты Центра развития

Таблица 2. Сокращение дефицита ПФР при изменении основных параметров пенсионной системы в условиях 2010 года

 

млрд. руб.% ВВП
Повышение ставки страховых взносов на 1%99,30,22
Повышение пенсионного возраста на 1 год (для мужчин)52,40,12
Повышение пенсионного возраста на 1 год (для женщин)102,00,23
Снижение коэффициента замещения на 1%91,00,20
Снижение количества получателей пенсий за счет досрочников, на 1% 33,70,07

Данные расчеты не учитывают фактора дифференциации зарплат и пенсий по группам населения

Источники: расчеты Центра развития

Очевидно, что такой «балансирующий» параметр, как тариф страховых отчислений, влияет не только на состояние пенсионной системы, но и на перспективы экономического роста. Так, например, его повышение на 1% ведет к замедлению роста официальных зарплат на 0,5 п.п., ВВП на 0,1–0,15 п.п., и препятствует снижению инфляции (через повышение цен производителей — По результатам обследования, проведенного Институтом Гайдара, 25% опрошенных предприятий предполагают реагировать на повышение ставки социального налога повышением отпускных цен.). С учетом всего этого, может сложиться такая ситуация, что даже при увеличении масштабов перераспределения ВВП в пользу пенсионной системы, увеличения доходов пенсионеров в реальном выражении может и не произойти.

С нашей точки зрения, в сложившейся ситуации в краткосрочной перспективе для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы речь должна идти либо о внесении в Пенсионный фонд каких-либо принадлежащих государству активов, либо о «приписывании» Пенсионному фонду каких-либо дополнительных налоговых доходов. А в долгосрочной перспективе неизбежно, рано или поздно, речь должна будет пойти о снижении относительного размера страховых пенсий до уровня, соответствующего возможностям государства. У которого есть и иные задачи, кроме пенсионного обеспечения.

Наталья Акиндинова

Полный текст бюллетеня «Новый курс» №43, 13 ноября — 19 ноября 2010 г.

Авторы текста: Акиндинова Наталья Васильевна, Алексашенко Сергей Владимирович, 23 ноября, 2010 г.