• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как важно быть социальным

Товарищества собственников жилья (ТСЖ) в России не становятся пока эффективным инструментом реформирования жилищного сектора. Исследования показывают, что на это не стоит надеяться и в обозримой перспективе, поскольку возможности российских ТСЖ ограничены — недостаточной способностью российских граждан к коллективным действиям. Иными словами, российский социальный капитал слаб, отметил в своем докладе «Экономическая отдача на социальный капитал в городах России» заведующий Лабораторией прикладного анализа институтов и социального капитала (ПрИиСК) ГУ-ВШЭ Леонид Полищук, выступивший на заседании междисциплинарного семинара Леонтьевского центра в Санкт-Петербурге

Понятие «социальный капитал» стало использоваться лишь последние несколько десятилетий, однако и сегодня оно остается размытым, отметил докладчик. В самом общем виде социальный капитал можно определить как свойство обществ, которое позволяет индивидам совместными силами работать на общий результат или способность сообществ к коллективным действиям. Выделяются три компонента социального капитала — доверие между людьми; нормы поведения, просоциальные нормы; общественные связи и сети.

С точки зрения экономического развития социальный капитал проявляет себя двумя путями. Первый — горизонтальный — выражается в том что, если в обществе высока склонность к сотрудничеству, то в таком обществе люди способны самостоятельно, без вмешательства извне, в первую очередь со стороны государства, решать возникающие проблемы.

Важный ингредиент  социального капитала — доверие. Если люди доверяют друг другу, они могут действовать более эффективно, со значительно меньшими издержками, которые в противном случае необходимы для того, чтобы защититься от обмана.

Социальный капитал экономит «издержки беспорядка», которые возникают в случаях, когда личная выгода «оторвана» от коллективного блага. Альтернатива социальному капиталу — это принуждение, роль которого выполняет государство. Если общество не способно самостоятельно скоординировать свои действия, то государство его к этому принуждает. Оно предотвращает провалы рынка в той мере, в какой с ними не может справиться социальный капитал.

Вторая форма воздействия социального капитала или второй канал такого влияния — вертикальный — подразумевает, что при наличии социального капитала общество способно дисциплинировать государство, обеспечить его подотчетность и работу на благо граждан. Если нет социального капитала, недостаточна способность к самоорганизации, то ожидать подотчетности власти трудно. Иными словами, попытки добиться подотчетности государства успешны лишь в случае, если есть достаточно большое число граждански развитых индивидов, которые ощущают ответственность за происходящее не только у них в семье, но и в городе, в регионе, стране, и у которых есть навыки и опыт коллективных гражданских действий. При недостатке социального капитала возникает   рост «издержек беспорядка» от неумения людей самоорганизоваться для решения проблем. А государство оказывается неэффективным, создавая чрезмерные «издержки принуждения» .

При прочих равных значительно эффективнее работают ТСЖ, созданные по инициативе жильцов в результате их свободного волеизъявления. Фактом добровольного объединения в ТСЖ жильцы посылают достоверный «сигнал» своей способности к самоорганизации, который позволяет рассчитывать на успешную работу организации в дальнейшем

Закономерность, отмеченная Робертом Патнэмом (Robert D. Putnam) в конце прошлого века, подчеркнул Леонид Полищук, состоит в том, что, чем меньше социального капитала и доверия в обществе, тем больше в таком обществе государства и тем в большей мере оно востребовано гражданами. Парадокс заключается в том, что чем меньше социального капитала, тем хуже работает государство, оказывающееся слабо подотчетным обществу в целом.

Социальный капитал по-российски

Исследования, которые ведутся в Лаборатории прикладного анализа институтов и социального капитала (ПрИиСК), входящей в недавно образованный Институт институциональных исследований Высшей школы экономик и, имеют своей целью установить, до какой степени и какие именно виды социального капитала значимы для экономического развития России.

Бытует мнение, что социального капитала в России недостаточно, налицо острый дефицит доверия, отсутствует опыт совместных действий и самоорганизации, политическая культура масс находится в плачевном состоянии. Согласно гипотезе Роберта Патнэма, социальный капитал накапливается историческим опытом самоуправления и демократии. Ясно, в каком положении в этом отношении находится Россия. Социальный капитал по-российски, в интерпретации английского исследователя Ричарда Роуза (Richard Rose) — это капитал малых групп, когда люди объединяются, чтобы «совместно защищаться от враждебной внешней среды», вместо того, чтобы объединиться с целью улучшения внешней среды.

Наконец, «вертикаль власти», выстроенная в экономике и обществе, оставляет очень мало пространства для самоорганизации и личной инициативы. И даже в том случае, если бы в стране было достаточно социального капитала, совершенно не ясно, была бы реальная возможность для его проявления.

Эмпирические исследования

Для оценки отдачи на социальный капитал в нашей стране показательны данные, полученные в рамках проекта по оценке результатов работы нового для России института — товариществ собственников жилья. И сследование выполнено в Лаборатории ПрИиСК (авторы исследования Леонид Полищук, Екатерина Борисова, Анатолий Пересецкий).

ТСЖ представляет собой показательный пример с точки зрения оценки возможностей самоорганизации. Эта организация, отметил докладчик, обладает всеми  благоприятными предпосылками успешной самоорганизации, указанными нобелевским лауреатом 2009 г. по экономике Элинор Остром (Е.Оstrom) — налицо материальная заинтересованность, компактность групп, четкость их границ, возможность для частого прямого общения, наличие внутренних правил организации, органов правления и поддержки государства.

Три основных гипотезы проведенного исследования таковы:

  • деятельность ТСЖ зависит от материальных активов (состояние жилого дома, возраст, размер и т.д.) и нематериальных активов (социальный капитал людей, живущих в этом доме);
  • на эффективность ТСЖ влияют специфические для данного типа организаций формы социального капитала;
  • передаточный механизм, связывающий социальный капитал с результатами деятельности ТСЖ, связан с работой правления организации.

Эмпирическая часть исследования основана на данных обследования ТСЖ Москвы и Перми. Были изучены 82 ТСЖ, опрошены около 1000 респондентов. В исследовании в числе прочего измерялся «общий» социальный капитал в коллективе жильцов, исходя из ответов на обычные для таких исследований вопросы : можно ли рассчитывать на помощь соседей, насколько хорошо вы знаете и доверяете друг другу и пр. Ответы оказались высоко коррелированными, что дало возможность построить индикаторы общего социального капитала и выяснить, насколько они значимы для работы ТСЖ.

Авторы также ввели понятие специфического социального капитала — «технической гражданской компетентности», которая характеризует участие жильцов в работе организации и ее управляющих органов, способностью прислушаться к чужому мнению и в конечном итоге достичь согласия . Данные качества также оказались тесно связаны друг с другом . Внутри двух указанных категорий социального капитала корреляции между составляющими их свойствами положительные и сильные, а между категориями они выражены гораздо слабее. Это говорит о том, что мы имеем дело с двумя различными гранями социального капитала.

По итогам работы была измерена удовлетворенность собственников жилья граждан работой своих ТСЖ (см. рис. 1).

Рисунок 1. Кривая распределения удовлетворенности жильцов  работой  ТСЖ в Москве и в Перми

Кривая распределения удовлетворенности жильцов  работой  ТСЖ в Москве и в Перми 

(горизонтальная ось — оценка, где 5 — наивысший балл; вертикальная ось — процент респондентов, давших оценку не выше соответствующего уровня)

Бросается в глаза, что московская кривая расположена правее пермской — это означает, что московские ТСЖ, вообще говоря, добиваются более высоких результатов. Впрочем, они и «дороже» пермских (их работа требует более высоких затрат), так что вопрос о сравнительной эффективностиТСЖ в двух городах требует дополнительного анализа, результаты которого, согласно гипотезе исследования, могут оказаться в зависимости, помимо прочих факторов, от запасов социального капитала.

Кривые распределения общего социального капитала в Москве и Перми находятся в «общем положении» друг относительно друга, но в целом можно утверждать, что запасы данного ресурса в Перми несколько выше, что вероятно связано с большей отчужденностью людей в столице и преобладанием более традиционного уклада жизни в уральском городе. (рис.2).

Рисунок 2. Распределение общего социального капитала в Москве и в Перми 

Распределение общего социального капитала в Москве и в Перми 

В то же время специфической разновидности социального капитала — технической гражданской компетентности, согласно данным исследования, в Москве заметно больше, и не случайно правления московских ТСЖ работают более эффективно .

Рисунок 3. Распределение специфического социального капитала в Москве и в Перми

Распределение специфического социального капитала в Москве и в Перми

Следующим шагом исследования стала оценка (с использованием метода стохастической границы) эффективности работы ТСЖ, соизмеряющая затраты и результаты среди массива вошедших в выборку организаций. Оказалось, что эффективность обследованных ТСЖ варьируется в пределах выборки в достаточно широких пределах, что соответствует наблюдаемому на практике разнообразию результатов работы таких организаций . Московские ТСЖ работают продуктивнее пермских — кривая распределения индикаторов эффективности московских ТСЖ,  расположена в своей основной части правее пермской (рис. 4).

Рисунок 4. Эффективность ТСЖ Москвы и Перми

Эффективность ТСЖ Москвы и Перми

Регрессионный анализ, предпринятый для объяснения различий эффективности, выявляет, помимо ожидаемого вклада физического состояния дома, большое значение технической гражданской компетенции жильцов; любопытно, что вклад в эффективность общего социального капитала выражен значительно слабее. С этой точки зрения преимущество московских ТСЖ перед пермскими в эффективности согласуется с различиями запасов общего и специфического социального капитала в двух городах.

Анализ подтвердил ключевую роль правления ТСЖ для эффективности организаций — социальный капитал в первую очередь обеспечивает подотчетность правления, а тем самым и результативную работу ТСЖ. При нехватке технической гражданской компетенции ТСЖ оказывается беззащитным перед попытками «захвата» организации и использования ее в чуждых жильцам интересах. Анализ говорит о том, что жильцы получают такую работу управляющих органов ТСЖ, какую они «заслуживают» — нет оснований ожидать эффективного и подотчетного управления при отсутствии среди жильцов необходимых гражданских навыков и компетенций.

Важный результат исследования состоит в том, что при прочих равных значительно эффективнее работают ТСЖ, созданные по инициативе жильцов в результате их свободного волеизъявления (нередко ТСЖ создаются под давлением извне или учреждаются при активном участии муниципальных властей или компаний-застройщиков). Фактом добровольного объединения в ТСЖ жильцы посылают достоверный «сигнал» своей способности к самоорганизации, который позволяет рассчитывать на успешную работу организации в дальнейшем.

Результаты исследования заставляют усомниться в целесообразности массовой «ТСЖизации» как средства решения проблем в жилищном секторе. ТСЖ — несомненно очень перспективная и потенциально высокоэффективная форма управления общей собственностью в жилых домах. Но реализовать этот потенциал можно лишь в достаточно граждански зрелых и активных сообществах жильцов. В противном случае, подчеркнул Леонид Полищук, даже муниципальное управление при всех его недостатках может оказаться предпочтительней недееспособного ТСЖ. Навязывание новой формы управления жилыми домами недопустимо — освободиться от «захвата» ТСЖ сторонними интересами неорганизованным жильцам не менее сложно, чем добиться должной работы организации.

Яна Шокола

1 ноября, 2010 г.