• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новый курс» №39

Третий квартал отмечен неустойчивым ростом; лекарства найти становится все труднее; удешевление роуминга по-российски — темы очередного еженедельного обзора Центра развития ГУ-ВШЭ

Итоги третьего квартала 2010 г.: стало хуже, может стать получше, но будущее остается неопределенным

Российская промышленность в сентябре с.г. выросла на 6,2% год к году (7% г/г в августе, 5,9% в июле и 9,7% в июне). С учетом очистки от сезонного фактора рост промпроизводства, по нашим оценкам, составил в сентябре 1,2% после снижения в июле и августе на 0,4% в среднем за месяц. Казалось бы, есть повод для оптимизма! Более того, рост был бы даже большим, если бы не традиционный фактор энергетического машиностроения (производство паровых турбин в сентябре упало более чем на 75%), а также неожиданный, по всей видимости, связанный с засухой, факт — производство комбайнов в сентябре упало почти на 60%!

Прирост показателей российской экономики (физ. объемы, со снятой сезонностью), в среднем за месяц, п.п.

 20092010Сент. 2010 г. к предкризисному максимуму (со снят. сезонностью)Предкризисный максимум
 1 кв.2 кв.3 кв.4 кв.1 кв.2 кв.3 кв.июл.авг.сент.
ВВП*-0,30,50,60,30,40,1-0,4-0,4-0,4н/д-4,83 кв. 2008
Промышленность в целом0,20,41,20,50,80,60,1-0,5-0,31,2-5,0янв. 2008
Добыча полезных ископаемых0,10,50,80,30,30,0-0,1-0,4-0,60,51,3янв.
Обрабатывающая промышленность0,00,61,60,41,31,10,3-1,0 0,4
1,5
-10,2янв. 2008
Пр-во и распределение э/э, газа и воды0,20,4-0,61,60,3-0,30,30,40,20,2-4,2сен. 2008
Строительство-2,2-1,6-0,60,80,30,60,3-1,11,40,7-1,6
янв. 2008
Инвестиции в основной капитал-2,2-1,70,41,20,70,70,7-1,73,60,213,4май 2008
Розничный товарооборот-1,0-0,4-0,20,60,70,40,20,40,20,0-2,0сент. 2008
Реальные доходы населения2,30,2-0,21,40,1-0,10,40,50,40,2,1авг. 2008
Экспорт**-1,32,02,61,30,5-0,2-1,3-1,2-1,6-1,1-8,0дек. 2007
Импорт-3,32,23,71,52,11,67,43,111,80,0-16,9 июл. 2008

* Росстат, июль-август 2010 г. — по данным МЭР
** трехмесячная скользящая средняя из первичных месячных темпов прироста со снятой сезонностью к предыдущему месяцу (3 masa), рассчитанных Центром развития

Источник: Росстат, снятие сезонности (кроме ВВП) Центр развития (на основе методики Tramo/Seats)

Однако в целом оценочные итоги третьего квартала пока выглядят противоречиво: промышленность промышленностью, но интегральный показатель развития экономики — прирост ВВП — впервые с кризисного первого квартала 2009 г. может стать отрицательным (см. таблицу выше). Правда, эта оценка динамики ВВП основана на данных за июль-август, а сентябрь мог принести оптимистические тренды в связи с резким улучшением динамики инвестиций в августе-сентябре. Однако нам кажется маловероятным, что сентябрьский подъем был настолько мощным, чтобы перевесить снижение экономики на 0,4% за два предшествующих месяца подряд.

Экономика в целом, также как и промышленность, находится ниже предкризисного максимума примерно на 5 %, что не позволяет пока говорить о преодолении последствий кризиса. При прогнозируемых нами темпах роста на достижение максимального предкризисного уровня ВВП потребуется еще около двух лет, а серьезного ускорения ожидать трудно. На фоне снижения объемов экспорта (более чем на 1% в месяц в третьем квартале) продолжающийся быстрый рост импорта (на 3% ежемесячно со снятой сезонностью) превращает внешнюю торговлю в отрицательный фактор в динамике ВВП. Более того, в последние месяцы всё более заметно стали проявляться последствия политики бюджетной консолидации, которая приводит к сокращению бюджетных расходов в реальном выражении. А ведь именно сильный внешний спрос и наращивание бюджетных расходов вытягивал российскую экономику после провала в конце 2008 — начале 2009 гг.

Объем инвестиций в основной капитал и строительство до сих пор находятся ниже предкризисного максимума на 13% и 22%, соответственно, пострадав от кризиса даже сильнее обрабатывающей промышленности, где нынешний уровень составляет около 90% от пикового максимума, достигнутого в январе 2008 г. С одной стороны, это вроде бы говорит о возможности дальнейшего восстановления инвестиций. Однако, с другой стороны, в докризисный период инвестиционный рост в России в значительной мере опирался на колоссальный приток иностранного капитала, а в 3-ем квартале текущего года Россия оказалась чуть ли не единственной страной с развивающимися рынками, которая имела не чистый приток, а чистый отток частного капитала.

Одним словом, нельзя сказать, чтобы российская экономика находилась в ужасном состоянии. Нет, кризисные процессы давно завершились, более того, существует целый набор внутренних и внешних предпосылок для того, чтобы экономика начала пусть и не быстро, но устойчиво расти. Но вместе с тем, всё чаще и чаще приходится говорить и слышать тезисы о том, что будущий рост российской экономики, если и когда он сможет материализоваться, должен и будет опираться на растущие инвестиции. А здесь мы упираемся в пропагандируемую правительством поведенческую модель населения, ориентированную на потребление, плохой инвестиционный климат, о котором уже даже скучно рассуждать, и, как это ни странно звучит, в рост политической неопределенности накануне президентских выборов 2012 года.

Валерий Миронов, Ольга Пономаренко

Лекарственный рынок под знаком «весов» — «хорошо, да не очень»

На совещании, состоявшемся 20 октября в «злом городе» Козельске и посвященном обеспечению лекарствами пожилых людей, президент Медведев отметил, что «в целом ситуация в этом году стабильна, потому что еще недавно рост цен на лекарства существенно превышал уровень инфляции. Это очень сильно беспокоило всех. Мы приложили довольно немало сил, чтобы остановить этот рост». И далее: «Одна из основных причин сложившейся довольно сложной ситуации — это, конечно, недостаток отечественной продукции…, львиная доля лекарств — это импорт»

Начавшееся в мае 2009 г. замедление роста потребительских цен на лекарства с апреля 2010 г. действительно сменилось их абсолютным снижением (к соответствующему периоду прошлого года — см. Рис.1). Замедление роста потребительских цен на лекарства при этом происходило «естественным» (рыночным) путем, а снижение явилось прямым следствием  государственного регулирования цен через введение механизма регистрации предельных отпускных цен производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС) и предельных оптовых и розничных надбавок. Регистрация завершилась в основном к 1 апреля. «Хорошо, да не очень».

Рисунок 1. Прирост (снижение) цен на фармацевтическую продукцию (год к году, в %)

Прирост (снижение) цен на фармацевтическую продукцию 

Источник: Росстат, расчеты Центра развития

Цены на ЖНВЛС (а это примерно треть рынка лекарственных средств) зафиксировали, а об инфляции и росте затрат на сырье (главным образом импортное) для производства лекарств забыли. Вот и пришлось почти сразу же после вступления в силу с 1 сентября ФЗ «Об обращении лекарственных средств» принимать новый ФЗ (№271 от 11 октября 2010 г.) «О внесении изменений в ФЗ "Об обращении лекарственных средств"», согласно которому предельные отпускные цены российских производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛС, подлежат индексации с 1 ноября 2010 г. исходя из прогнозируемого уровня инфляции на 2011 г., установленного ФЗ (№308 от 2 декабря 2009 года) «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». А это означает рост цен с 1 ноября на 8%. В дальнейшем «в случае изменения цен на сырье и материалы, накладных расходов, а также исходя из установленного ФЗ «О федеральном бюджете» на соответствующий финансовый год и на  плановый период прогнозируемого уровня инфляции цена может быть перерегистрирована, но не чаще чем один раз в календарном году». Минздравсоцразвития разработана (пока не утверждена) и новая методика расчета предельных отпускных цен на ЖНВЛС (а старой — нет еще и года). В общем, не скучайте, пересчитывайте и перерегистрируйте цены!

Непродуманное вмешательство государства в рыночные механизмы в сфере обращения лекарственных средств пока создает только проблемы как для населения (порой нужного лекарства приходится ждать по 2–3 месяца), так и для производителей и импортеров. Пока производители в растерянности импортеры, не дожидаясь вступления в силу закона «Об обращении лекарственных средств»,  в августе закупили импортные препараты почти на 2 млрд. долл., создав запас на 2–3 месяца, а после 1 сентября сократили закупки в 3,5 раза (см. Рис. 2).

Рисунок 2. Импорт фармацевтической продукции из стран дальнего зарубежья, млн долл. США

Импорт фармацевтической продукции из стран дальнего зарубежья 

Источник: ФТС России

Еще одно октябрьское новшество касается «минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи», утвержденного Минюстом 4 октября 2010 г. Действовавший с 2005 г. перечень включал 149 обязательных наименований лекарственных средств, а теперь сократился в 2,5 раза — до 60 наименований. «Хорошо, да не очень». В новый перечень вошли препараты, «которые могут самостоятельно применяться населением для предотвращения и облегчения симптомов, а также лечения легких, неосложненных форм заболеваний» (28 лекарственных средств из 60 отпускаются без рецепта и являются по сути вспомогательными), но не вошли препараты, предназначенные для оказания специализированной медицинской помощи. Крепкого всем здоровья! Ведь если нужного средства в аптеке не будет, то его обязаны доставить, но… в течение 5 рабочих дней. Может, кто дождется!

Правительство РФ распоряжением №1660 от 1 октября утвердило Концепцию ФЦП "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». «Хорошо, да не очень». Как водится, первый этап  — 2011–2015 гг. — это преодоление технологического отставания отечественной фармацевтики и создание условий для инновационного прорыва. А как быть с положением ФЗ «Об обращении лекарственных средств», обязывающим отечественные предприятия перейти на европейские стандарты GMP уже к 2014 году?  Изменения и дополнения последуют неизбежно.

Елена Балашова

«Было дело — и цены снижали»…

20 октября состоялась рабочая встреча премьер-министра В.В. Путина с министром связи и массовых коммуникаций И.О.Щеголевым и руководителем Федеральной антимонопольной службы И.Ю. Артемьевым

Итог встречи: «С 1 декабря в России телефонные компании добровольно и существенно снизят стоимость мобильной связи при звонках из одного российского региона в другой — тариф так называемого роуминга». Хочется радоваться, но отчего-то грустно! Какое-то смутное беспокойство возникает, когда читаешь эти слова: «добровольно и существенно». Почему-то вспоминается старинный анекдот о том, как кошке намазали задницу горчицей, и она стала вылизывать ее «добровольно и с песнями». Тоже своеобразный сигнал инвесторам…

Дальше беспокойство усиливается — прежде всего, из-за бессмыслицы, которая подчас срывается с уст наших министров. Вот, скажем, глава ФАС обещает, что отечественные провайдеры «в ближайшее время направят письма контрагентам в Западной Европе, Северной Америке с предложением снизить международный роуминг не только в пределах СНГ, но и в пределах всего мира». Можно было бы посмеяться, ведь г-н Артемьев намеревается обсуждать снижение тарифов «в пределах всего мира» (хорошо хоть не всей галактики!). Но опять-таки не смешно. Ведь, если министры перестают соображать в присутствии главы кабинета, разве это смешно?

Вот и г-н Щеголев, рапортуя начальству, тоже особо не задумывается о значении сказанных им слов. Например, он говорит: «Мы… пришли к выводу, что действительно тарифы существенно выше, чем могли бы быть и чем было бы экономически оправдано. Мы с нашими коллегами, которые руководят этими компаниями, такой диалог вели. И конечно же, те аргументы, которые подобрала Федеральная антимонопольная служба, оказались очень кстати, для того чтобы они пересмотрели свою позицию, своё отношение к этому вопросу». С каких это пор, хочется спросить, государственные чиновники стали «коллегами» руководителям частных компаний? Или ссылка на аргументы ФАС, заставившие российских провайдеров «пересмотреть свою позицию»… Да это просто цитата из «Крестного отца»: «мы им сделали предложение, от которого они не смогли отказаться»!

Но, допустим, монопольный сговор, действительно, был. Конечно, в суде такого рода вещи доказать бывает непросто, но, когда на рынке доминирует (86%) три компании, сама эта мысль не кажется вовсе абсурдной. Но почему тогда ФАС стала выполнять свои непосредственные обязанности и проводить соответствующее расследование только после прямого указания премьер-министра, сформулированного по итогам его выступления в Думе? У нас что, даже такой ерундовый вопрос без участия премьер-министра решен быть не может? А что касается тарифов на роуминг… Провайдеры по всему миру плодят множество намеренно невнятных опций, и найти сопоставимые тарифы для разных стран чрезвычайно трудно. Посмотрим, тем не менее, на некоторые примеры тарифов популярных в России, США и Германии (см. таблицу ниже).

Примеры тарифов на основные услуги мобильной связи (в пересчете на российские рубли)

Показатель РоссияГерманияСША
Внутри региона   
Звонки    
Входящие 0,00,03,2
Исходящие0,0546,453,2
SMS    
Входящие 0,00,01,6
Исходящие1,52,13,2
Роуминг внутри страны
Звонки
Входящие8,900,03,2
Исходящие8,9066,453,2
SMS    
Входящие 0,00,01,6
Исходящие3,952,13,2
Международный роуминг
Звонки
ВходящиеГермания 79
США 149
Россия 76
США 29
Германия 41
Россия 159
ИсходящиеГермания 79
США 149
Россия 127
США 63
Германия 41
Россия 159
SMS
Входящие 0,00,0Н.д.
Исходящие19,016,615,9

Примечания: * примеры тарифов: Россия: МТС «Много звонков на все сети», без 15% скидок и дополнительных льгот и услуг; США: AT&T prepaid «Simple rate plan» + AT&T Standard International Roaming; Германия: T-mobile prepaid «Xtra Click» 2. По курсам Банка России на 23 октября. 3.Для сопоставимости с ценами по России и Германии к официальным тарифам добавлен налог с продаж 4,25%. 4. Для минут с 6 по 30 (в день) включительно. Тариф для интервала до 5 минут и с 31 минуты —3,5 руб./мин. 5. Внутри сети T-mobile  — 2,1 руб./мин. 6. Внутри сети МТС — 5 руб./мин.

Источники: http://www.mts.ru/tariffs/popular/many_calls_on_all/full_rub/; http://www.mts.ru/coverage/n_roaming/tariffs/; http://www.wireless.att.com/cell-phone-service/cell-phone-plans/pyg-cell-phone-plans.jsp?_requestid=102748; http://www.wireless.att.com/learn/international/roaming/international-roaming.jsp?wtSlotClick=1-0021N8-0-1&WT.svl=calltoaction; http://www.t-mobile.de/tarifuebersicht_prepaid/0,12019,17409-_,00.html; http://www.t-mobile.de/downloads/kunden-preislisten/xtra-click.pdf

Да, можно согласиться с ФАС: в России явно дорог роуминг внутри страны. В США, например, по всей территории (а страна тоже немаленькая) действуют одни и те же расценки (про Германию — и говорить нечего). Но зато за звонки в США надо платить не только за исходящие, но и за входящие (!), причем примерно по 10 центов (плюс налог) за минуту (а не по 5 копеек или чуть больше, включая налог, как в России). С другой стороны, в США, начиная с суммы 40–50 долл./мес., можно купить безлимитный план, тогда как в России стоимость сопоставимых планов в 2–3 раза выше. В общем, задача слишком многопараметрическая, чтобы можно было легко прийти к однозначному выводу.

Средняя выручка на одного абонента (voice ARPU), долл. в 1 кв. 2010 г.

Средняя выручка на одного абонента (voice ARPU)

Источники: www.beyond4g.org; отчеты компаний, оценки Центра развития

Если же посмотреть на такой обобщающий показатель как средняя выручка за голосовые услуги на одного абонента (voice ARPU), то российские компании вовсе не выделяются из общего ряда. Конечно, сотовики сейчас везде живут неплохо, но чтобы в России они как-то особенно обдирали население? Нет, этого нет (см. график выше).

Но, видимо, премьер-министру надо было продемонстрировать заботу о широком — включая депутатов Госдумы — круге будущих избирателей. А то всё пенсионеры, да пенсионеры...

Сергей Смирнов

Полный текст бюллетеня «Новый курс» №39, 16–22 октября 2010 г.