• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новый курс» №38

Промышленность демонстрирует оживление в начале осени; расходы бюджета снижаются; налогообложение изменится в пользу поощрения нефтедобычи — темы из очередного еженедельного обзора Центра развития ГУ-ВШЭ

Оживление в промышленности!

Сентябрьские данные о динамике промышленного производства вселяют определенный оптимизм — прирост на 6,2% к тому же периоду прошлого года. По нашим оценкам, это составляет 1,2% со снятой сезонностью, или 18% в годовом выражении. По данным Росстата, промышленность в сентябре выросла на 0,7%, что, впрочем, тоже выглядит довольно неплохо, особенно на фоне предшествовавшего трехмесячного снижения. Наш оптимизм еще больше укрепится, если мы узнаем, что в сентябре к росту прочих видов инвестиций добавилось строительство (которое в августе еще не росло в силу той же жары), поскольку именно оживление строительства способно поддержать и внутренний спрос и, в той или иной мере, промышленность в целом.

Динамика промышленного производства, включая сентябрь 2010 г. (со снятой сезонностью — SA), %

Динамика промышленного производства, включая сентябрь 2010 г.

Источник: Росстат, расчёты Центра развития

Данные о подробной отраслевой структуре оживления пока недоступны, а опубликованная укрупненная динамика позволяет говорить о переходе в сентябре к росту не только обрабатывающей промышленности в целом (она в сентябре выросла на 1,5% со снятой сезонностью после снижения примерно на 0,7% в каждом из летних месяцев), что понятно — одна остановка АвтоВАЗа дорого обошлась августу, но и добычи полезных ископаемых (которая, по нашим оценкам, выросла на 0,5% cо снятой сезонностью после снижения теми же темпами в предшествующие два месяца).

Прогнозировать стойкое улучшение дел в экономике на основании данных одного месяца невозможно. Более того, видимых предпосылок для оживления инвестиционного и внешнего спроса пока нет, но надежда на это существует. Одним словом, подождем более развернутой макроэкономической картины сентября, обратив особое внимание на показатели инвестиционной активности и экспорта, а потом будем ждать октябрьских данных и надеяться.

Сокращение расходов достигнуто

По предварительной оценке Минфина, за первые три квартала 2010 г. доходы федерального бюджета составили 18,3% ВВП против 18,0% ВВП в 2009 г., при корректировке доходов 2009 г. на величину ЕСН, их соотношение с ВВП было бы равно 16,6%. При существенном росте нефтегазовых доходов (на 29% в реальном выражении), увеличении ненефтегазовых доходов почти на 13% (также в реальном выражении, рост с корректировкой на ЕСН). А объем расходов в реальном выражении снизился на 2%, а по отношению к ВВП на 2,1 п. п. (до 20,5%) по сравнению с аналогичным показателем 2009 года. При этом какие-то радикальные изменения произошли в расходной политике именно в сентябре текущего года, когда расходы оказались на 5,3 п. п. ВВП ниже, чем год назад. То ли Минфин перестал финансировать бюджетные обязательства, то ли деньги тратить никто не хочет.

Исполнение федерального бюджета

Исполнение федерального бюджета

Источник: Минфин России

Благодаря сокращению расходов дефицит федерального бюджета за девять месяцев составил всего 2,2% ВВП, практически в два раза меньше чем год назад (примерно на таком уровне соотношение дефицита и ВВП сохраняется на протяжении уже 4 месяцев). По нашим оценкам, при сложившейся динамике доходов и расходов бюджета, по итогам года дефицит выйдет на уровень 4,9% ВВП.

Главным образом бюджетный дефицит в первые девять месяцев текущего года финансировался за счет средств Резервного фонда. Чистое финансирование за счет внешних источников составило 101,6 млрд руб., в третьем квартале повысилась доля источников внутреннего финансирования в общем объеме финансирования бюджетного дефицита (в первом полугодии вклад этих источников был отрицательный). Тем не менее, привлечение средств на рынке внутренних заимствований осуществляется в небольших объемах по сравнению с намеченными в годовом плане. За девять месяцев текущего года объем валового привлечения составил примерно половину от намеченных на год объемов.

Центр развития

Налоговая реформа в сырьевом секторе: в пользу добычи

Минэнерго разработало концепцию налогообложения нефтяной отрасли. Причиной разработки с одной стороны послужили опасения падения объёмов нефтедобычи в среднесрочной перспективе из-за истощения существующих месторождений и высоких капитальных затрат с освоением новых, и с другой в том, что нефтепереработка сегодня находится в выигрышном положении из-за более низкого уровня налогообложения. Дело в том, что экспортные пошлины на светлые и темные нефтепродукты составляют 70,7% и 38,1% от нефтяной пошлины, соответственно. Данный механизм, по мнению Минэнерго, дестимулирует компании к инвестированию в разработку новых месторождений, и, соответственно, для бюджета выигрыш от повышения НДПИ на нефть в 2012–2013 годах и в последующий период, по мнению чиновников, будет компенсироваться ростом экспорта продуктов нефтепереработки. Чтобы этого избежать предлагается снизить экспортную пошлину на нефть, уменьшив ее максимальную ставку с 65 до 55%, что должно увеличить прибыль от экспорта сырой нефти и ее стоимость на внутреннем рынке, и, следовательно, уменьшить норму прибыли в переработке. Что касается разработки новых месторождений, то по ним предлагается отменить НДПИ и установить «налог на сверхприбыль» равный 27% от каждого проекта, который, по сути, является дополнительной ставкой налога на прибыль.

По расчетам Минэнерго, при внедрении новой системы с 2012 года, поступления в бюджет до 2022 года составят 43,23 трлн рублей, при выпадающих доходах для бюджета в 2012 году в 68 млрд рублей. Если оставить старую систему, то доходы бюджета за аналогичный период составят, лишь 34,68 трлн рублей.

Рост поступлений доходов в государственную казну ожидается, во-первых, вследствие увеличения налогообложения нефтепереработки, в планах Минэнерго выровнять ставки экспортных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты. Во-вторых, за счет выгодного налогового режима освоения новых месторождений, следовательно, роста объемов добычи и экспорта сырой нефти, и соответственно отчислений в бюджет.

Разработанная концепция помимо положительного эффекта для бюджета должна сдвинуть предпочтения нефтяных компаний в пользу экспорта сырой нефти в ущерб переработке и извлечению добавленной стоимости. Что выглядит довольно странно с учетом того, что последние годы Правительство упорно твердит о необходимости уходить от унизительной сырьевой зависимости и о необходимости повышать глубину нефтепереработки.

Виталий Дементьев

Полный текст бюллетеня «Новый курс» №38, 9–15 октября 2010 г.

Автор текста: Дементьев Виталий Владимирович, 19 октября, 2010 г.