• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Парадоксы социальной ответственности

Менеджеры компаний на постсоветском пространстве полагают, что социальная ответственность — атрибут в первую очередь государственной, а не корпоративной политики. Успехи и проблемы практики корпоративной социальной ответственности (КСО) в Центральной и Восточной Европе высвечены в международном исследовании, предварительные результаты которого были представлены на международном Коллоквиуме «Корпоративная ответственность и развивающиеся рынки»

Коллоквиум прошел 20–21 сентября в Санкт-Петербурге, его организатором стала EABIS — Академия бизнеса в обществе при участии Высшей школы менеджмента СПбГУ.

Проект по исследованию практики КСО в четырех странах Центральной и Восточной Европы, как отметил его руководитель Болеслав Рок (Boleslaw Rok), нацелен на создание сборника кейсов по практике КСО в четырех странах — России, Польше, Украине и Венгрии. В том числе и осмыслению причин, почему эффективные для США и Западной Европы  КСО-проекты не всегда приживаются в других европейских странах. В том числе там, где, в отличие от России с ее доминированием национальных компаний, действуют многие международные корпорации, как в Польше и Венгрии. В Польше пропаганда частной компанией медико-санитарного просвещения была запрещена как неэтичная, а одна из корпоративных программ содействия подготовке кадров в Украине оказалась столь успешной, что возникло опасение чрезмерного вторжения бизнеса в сферу ответственности государства.

Россия

Целью одного из исследований, недавно проведенных  в России, как рассказал директор центра КСО ПрайсВотерхаузКуперс Высшей школы менеджмента СПбГУ, сопредседатель Коллоквиума Юрий Благов,  стало изучение «лучших практик КСО» в тех компаниях, которые позиционируют себя лидерами в этой области, публикуют отчеты по КСО, участвуют в соответствующих рейтингах и используют этические кодексы. Исследование, проведенное на основе опроса, охватило 102 российские  компании. Большинство из них признало, что рассматривает корпоративную социальную ответственность как эффективный инструмент достижения долгосрочных конкурентных преимуществ (83%), но, в то же время, 76% из числа опрошенных считают, что корпоративные социальные программы «замещают» социальные инвестиции государства, которые главы компаний были бы не прочь отдать под его крыло.

В данном исследовании детально разбиралась деятельность в области КСО двух крупных российских компаний — «Северсталь» и «Сахалин Энерджи», которые обладают развитым портфелем социальных инвестиций. При этом «Северсталь» выступала примером российской компании, превратившейся в международную, а «Сахалин Энерджи», — пример международной компании, адаптирующей свой опыт КСО в России.

«Северсталь», чье основное производство находится в г.Череповце, совместно с мэрией этого города учредила в 1999 г. Агентство городского развития для поддержки малого и среднего бизнеса. В ходе кризиса на основе этого проекта были задействованы антикризисные меры, такие, как передача на аутсорсинг некоторых производственных процессов, что имело положительное влияние на общую социальную ситуацию в городе. В кризисный период было создано более 600 новых компаний, зарегистрировано более 1400 индивидуальных предпринимателей, создано 3200 рабочих мест.

«Сахалин Энерджи» создавалась иностранными компаниями — лидерами международной практики КСО,  они и  заложили фундамент этой практики, которая сохранилась и после перехода контроля над компанией к российскому «Газпрому». Яркий пример эффективного выстраивания отношений частного бизнеса с местным сообществом — проекты автономной некоммерческой организации «Сахалинская Лососевая Инициатива», которая была основана компанией «Сахалин Энерджи» для сохранения популяций дикого лосося и восстановления экосистем бассейнов лососевых рек острова. В основе  деятельности «Инициативы» — понимание, что с точки зрения биопроцессов нефть, газ и рыба — системы взаимосвязанные. Бурение скважин, прокладка трубопроводов, другие антропогенные вмешательства нарушают целостность экосистемы региона. «Сахалин Энерджи» с помощью своих программ  пытается нивелировать отрицательное влияние на экосистему острова той деятельности, которая связана с ее бизнесом.

Венгрия и Польша

Исследование в Венгрии, которое проводилось Центрально-Европейским университетом Будапешта (Central-European University), и в Польше, проведенное сотрудниками Университета Козьминского, представил руководитель проекта Болеслав Рок. Он рассказал о двух совершенно разных венгерских кейсах. Компания Telenor Hungary (оператор мобильной связи) свой головной офис превратила в образец «зеленого» здания с собственной системой накопления солнечной энергии, геотермических тепловых насосов и других «зеленых» инноваций. Компания, подчеркнул докладчик, тем самым демонстрирует  местному сообществу свою высокую экологическую ориентированность. Совершенно другой случай — из практики компании E.On Hungary (крупный поставщик теплоэнергии в Венгрии). Зимой 2009–2010 в связи с аномальными холодами правительство обязало поставлять тепло во все дома с октября по март вне зависимости от оплаты потребителей. Формально, выполнив это требование властей, компания продемонстрировала свою высокую социальную ответственность. «Но должна ли частная компания быть терпимой к неуплатам и может ли в этом случае она рассматривать свои действия как часть корпоративной социальной ответственности?», — задается вопросом Болеслав Рок.

В Польше столкнулась с проблемами международная компания GlaxoSmithKline — крупнейшая фармацевтическая компания Польши. Попытавшись реализовать программу медико-санитарного просвещения в школах, компания была оштрафована Комитетом по вопросам этики в рекламе, которая расценила такие действия как продвижение собственных товаров. «Однако если государство не занимается санитарным просвещением населения, — бросил докладчик риторический вопрос в зал, — то кто им должен или имеет право заниматься?» Более успешной оказалась судьба начинания компании Provident International Personal Finance. Бизнес компании — предоставление необеспеченных кредитов на суммы до 500 евро людям с низким уровнем доходов и безработным под высокие процентные ставки. Такой кредит может стать кратковременным облегчением для заемщика, а может обернуться финансовой ловушкой. Компания стала участником программы ответственного кредитования, предоставляя индивидуальные консультации клиентам об условиях банковских продуктов, которые позволяют клиентам оценить свои реальные возможности по его выплате и избежать в будущем проблем с погашением кредита.

Украина

Представитель украинского Сообщества Социально Отвественного Бизнеса (Спільнота СВБВладимир Воробей отметил, что для многих украинских компаний характерно умалчивание о реализуемых программах, в том числе успешных. А из тех, которые предпочитают информировать общественность, наибольший интерес представляют два кейса.

Международная горно-металлургическая группа компаний Мetinvest в Украине столкнулась с  недостатком квалифицированных кадров. Отчасти — в связи с недостатками в системе образования, которая не готовит кадры необходимых специальной, отчасти — из-за распространенности негативного отношения к работе на промышленном предприятии. Приходится тратить больше средств на поиск работников, завышать заработные платы, нанимать иностранных граждан. Компания начала «взращивать» персонал для себя со школьной скамьи, организовывая специальные классы и  группы в школах и  университетах для подготовки будущих сотрудников. Настолько успешно, что, по мнению Владимира Воробья, закономерным кажется вопрос о том, насколько  глубоко имеет право частная компания вмешиваться в государственную образовательную систему?

Совсем иной и не столь удачный опыт у компании МТС-Украина («дочка» российского оператора мобильной связи МТС). Она инициировала программу «Мобильный Интернет от МТС в школы», предусматривавшую оснащение школ, интернатов и других детских учебных заведений оборудованием для доступа к глобальной сети. Однако реализация программы оказалось совсем не гладкой. Недоверие со стороны местных сообществ, трудность в определении критериев для выбора конкретных школ, необходимость обучения самих учителей основам пользования Интернетом — все это сделало программу далеко не столь успешной, как предполагалось.

«В западных странах, — не удержался от ремарки  Болеслав Рок, — компания в такой ситуации обратилась бы к некоммерческой организации за помощью в реализации проекта, однако в странах Восточной и Центральной Европы при слаборазвитом или вовсе отсутствующем секторе НКО, это невозможно». Между тем схожие программы компании IBM (программа раннего обучения KidSmart), отметил Юрий Благов, предназначенные для обучения детей дошкольного возраста работе с компьютером, вполне успешно действуют в 60 странах. И, несмотря на очевидную связь этой программы с основным бизнесом компании, никто не воспринимает ее в отрыве от решения важнейшей общественной образовательной проблемы.

Яна Шокола
фоторепортаж с коллоквиума

19 октября, 2010 г.