• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Украинские надежды на ближневосточный газ

Украина планирует диферсифицировать свое энергопотребление за счет получения сжиженного газа (СПГ) с Ближнего Востока. К концу года будет закончено обоснование строительства терминала по приему СПГ на черноморском побережье. Это может быть признаком того, что в украинско-российских газовых отношениях далеко не все идет гладко, считает Виталий Билан 

Запасной вариант

Министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко сообщил в ходе заседания комитета по экономическим реформам, что страна сможет получать ближневосточный сжиженный газ по цене 190 долларов за тысячу кубометров. Кабинет Министров утвердил постановление о строительстве терминала сжиженного газа на берегу Черного моря, и до конца года будет подготовлено технико-экономическое обоснование.

«Если сегодня мы получаем трубный газ по цене 200 долларов за тысячу кубометров, то, учитывая проведенные переговоры с Египтом и учитывая все транспортные расходы, мы сможем получать сжиженный газ по цене 190 долларов за тысячу кубометров», — заявил руководитель Минтопэнерго Украины.

В конце апреля Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» начала коммерческую добычу нефти в рамках реализации проекта по освоению концессионного участка Алам Ель Шавиш Ист (Alam El Shawish Еаst) на территории Западной Пустыни АРЕ. Компания осуществила реализацию первой партии нефти, добытой на месторождении «HG» восточного блока Алам Ель Шавиш в соответствии с условиями концессионного соглашения между АРЕ, Египетской генеральной нефтяной корпорацией (ЕГНК) и Национальной акционерной компанией «Нефтегаз Украины».

В комментариях для СМИ особо отмечалось, что успешная реализация проекта по разведке и промышленной эксплуатации восточного блока Алам Ель Шавиш будет способствовать ускорению процесса диверсификации источников обеспечения энергоносителями Украины.

«Диверсификационная» история

Кратко напомним историю ближневосточной диверсификации Украины, тем более, что у нынешнего украинского «энергетического» руководства в этом плане есть вполне определенный опыт. Прийдя в 2002 году к управлению НАК «Нафтогаз Украины» нынешний глава Минтопэнерго Юрий Бойко начал активно продвигать «диверсификационную» тему.

Тогда на ведущее место вышла Ливия, располагающая одними из самых больших запасов нефти (их объемы превышают 3,8 млрд т) и газа (1,3 трлн кубометров) в Африке.

Уже в ноябре того же года делегация «Нафтогаза» провела переговоры в Триполи с высокопоставленными представителями NOC (National Oil Corporation of Libya), где были обозначены приоритетные направления сотрудничества. А в начале марта 2003 года, в рекордно короткие сроки, было зарегистрировано официальное представительство НАК в Триполи.

Снятие санкций ООН в отношении Ливии в сентябре 2003 года позволило уже в следующем месяце организовать четырехдневный официальный визит тогдашнего президента Украины Л.Кучмы, который, кстати, стал одним из первых лидеров иностранного государства, посетивший Джамахирию после упразднения санкций.

Во время упомянутого визита между НАК и NOC было заключено соглашение, предполагающее разработку четырех нефтегазоносных блоков, расположенных на территории Ливии, площадь которых превышает 200 тыс. кв. км, а прогнозные ресурсы составляют около 110 млн т нефти и 30 млрд кубометров природного газа. Минимальный объем инвестиций «Нафтогаза» в поисково-разведочные работы в Ливии должен был составить 57,5 млн долл. США. Однако это соглашение так и не вступило в силу. В "Нафтогазе" начяалась проверка законности заключенных в 2002-2004 году соглашений. Проверка закончилась в декабре 2005 года, нарушений выявлено не было, но, поскольку необходимая работа с органами власти Ливии не проводилась, ливийская сторона заморозила реализацию контракта.

Надо отметить, что ливийский контракт – это далеко не единственная попытка «Нафтогаза» найти дополнительные источники ресурсов в арабском мире. В частности, еще в феврале 2004 года  «Нафтогаз Украины» и компания Al Jazirah Enterprise for Projects Development Trading (ОАЭ) создали на паритетной основе СП Naftogaz Middle East. В январе 2005 года «Нафтогаз Украины», СП Naftogaz Middle East и правительство эмирата Фуджейра подписали соглашение на проведение поисково-разведочных работ и добычу нефти на сухопутных и морских месторождениях.

Кроме того, в декабре 2006 года между Египетской генеральной нефтяной корпорацией и компанией «Нафтогаз Украины» было заключено концессионное соглашение по территории Алам Ель Шавиш Ист (Alam El-shawish East) площадью 994 кв. км в западной пустыне Египта.

Данную сделку, на сегодняшний день, пожалуй, можно считать самой успешной. В результате первого испытания в феврале прошлого года был получен промышленный приток нефти дебитом 80 тонн в сутки. Второй промышленный приток углеводородов дебитом 350 т нефти в сутки и 115 тыс. куб. м газа в сутки был получен в ноябре 2009 года, а третий — в феврале нынешнего.

«Энергетическая стратегия Украины на период до 2030 года предусматривает участие украинских компаний в разработке месторождений нефти и газа в ОАЭ, Египте, Алжире, Иране, Ираке, Ливии и России, — заявлял Юрий Бойко в 2006 году, — Предполагается, что к 2030 году за рубежом наша страна будет добывать 10 млн т нефти и газоконденсата, а также 10 млрд куб. м газа».

Кроме того, заслуживает внимание другое заявление нынешнего главы Минтопэнерго в его бытность министром теневого правительства в 2008 году: «Мы понимаем, что стратегически следующие 25 лет будут годами использования природного газа как наиболее экологически чистого и доступного топлива в Европе. Мы уже видим, что жесткая, скажем так, критическая привязка нашей страны к газопроводам в долгосрочной перспективе неприемлема. И мы считаем долгосрочные закупки в Египте, Алжире, Ливии сжиженного газа для нас приоритетными».

Важно отметить, что с приходом новой украинской власти тема сжиженного газа зазвучала с новой силой. Причем, что очень показательно, в аккурат к визитам в Москву министра топлива и энергетики Украины Ю.Бойко или главы НАК «Нафтогаз Украины» Е.Бакулина.

Путь к терминалу

В марте 2010 Минтопэнерго заявило о намерении провести переговоры с потенциальными инвесторами по строительству регазификационного терминала для принятия сжиженного природного газа из Катара и других стран.

Появились сообщения, что заинтересованность в проекте тогда высказали канадские SNC Lavalin International Inc. и EDS, японская Mitsubishi Corp. и турецкие Cilyk Holding, Gap Insaat и Sancakli Group.

В марта же газета «Коммерсант-Украина», ссылаясь на источник в администрации Виктора Януковича, сообщила, что Украина намерена построить терминалы по регазификации сжиженного газа, чтобы обеспечить свою энергобезопасность. Издание утверждало, что на такой шаг украинское правительство будет вынуждено пойти в случае, если Москва не согласится снизить на треть нынешнюю цену на газ и откажется от участия в модернизации газотранспортной системы Украины. Утверждалось также, что Киев уже нашел инвесторов, которые могут построить терминалы по регазификации сжиженного газа с мощностью в 20-30 миллиардов кубометров топлива в год. Это обойдется Украине в 500-600 миллионов долларов, зато для конечных потребителей Украины сжиженный газ будет стоить 200-210 долларов за тысячу кубометров — на треть дешевле российского (в первом квартале 2010 года цена российского газа для Украины составляла 305 долларов за тысячу кубометров).

Откуда Украина может импортировать сжиженный газ? В первую очередь называют Египет, а также Алжир, где в первой половине года сжиженный газ стоил 175-178 долларов за тысячу кубометров.

Кроме того, сообщалось, что в будущем, теоретически, Украина сможет использовать регазификационные терминалы, которые собираются строить Хорватия и Польша, а затем поставлять топливо по трубопроводам в реверсном режиме.

Прорыв через пролив

Очевидно, что нынешний «шантаж» сжиженным газом является индикатором той сложной ситуации, в какой находится украинско-российский газовый вопрос.

Правда, некоторые эксперты считают, что 190 долларов за тысячу кубометров, о которых говорят украинские представители, выглядят спорно, отмечая, что сегодня Япония получает СПГ из Катара по 250 долларов, а средняя цена СПГ составляет около 307 долларов за тысячу кубов.

Что же касается возможности строительства на Черном море терминала по регазификации СПГ, то здесь отмечаются, в первую очередь, «геополитические препятствия». В частности, акцентируется внимание на том, что Турция никогда не допустит систематического прохода через свои проливы танкеров-газовозов, поскольку в случае аварии «половина Стамбула просто исчезнет».

Надо признать, что для Киева не все так безнадежно. Ныне через турецкие проливы проходят нефтяные танкеры мощностью до 150 тысяч тонн, а газовозы, помимо того что являются более экологичными, еще и обладают куда меньшим водоизмещением.

Однако очевидно, что очень много будет зависеть от умения Киева правильно «работать» с Анкарой. А это, в условиях отмечающегося в последнее время российско-турецкого сближения, будет сделать очень непросто.

Виталий Билан (Украина)

6 октября, 2010 г.