• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О бизнесе бедном замолвите слово

Нужны ли обществу оглашение проблем бизнеса и рассказы об ответственном бизнесе обсуждалось на заседании Столыпинского клуба «Деловой России». Модернизация невозможна без бизнеса, говорили участники, и задача формирования класса общества, который это понимает, может быть возложена на СМИ, но только после того, как будет решена ключевая для России проблема — противостояние бизнеса и собственно государства

Заседание Столыпинского клуба «СМИ в бизнесе: где правда, а где ложь?», было частью программы VI Ежегодного бизнес-форума предприятий реального сектора «МодерниЗАция».

Образ бизнеса в обществе

До сих пор можно говорить о том, что правила и нормы ведения бизнеса находятся на стадии формирования, отметил Сергей Полонский, председатель совета директоров Mirax Group. Связано это с тем, что российский бизнес начал формироваться всего чуть более 20 лет назад. За это время не снято ни одного положительного фильма о бизнесе, посетовал Полонский. Это приводит к тому, что молодежь не хочет идти в бизнес. В результате, добавила модератор дискуссии Ольга Романова, самые большие конкурсы отмечаются на факультетах государственного и муниципального управления. В США, продолжил Полонский, существует своего рода социальный договор между бизнесом и прессой. Собственно, во многом благодаря прессе, уверен бывший миллиардер, была распространена идея «американской мечты», приведшая к достаточно серьезным изменениям в обществе.

Равно как в журналистике, так и в бизнесе есть дрянные люди, но есть и выдающиеся, подчеркивает Ольга Крыштановская, руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН. В России не рассказывают историй про выдающихся бизнесменов: о том, как они из нищеты, через препятствия, благодаря своему таланту достигли того, что они имеют. Эта профессия не подвергалась восхищению, но пинанию и осмеянию. В стране есть гигантская проблема противостояния, но не «бизнес против журналистов», — а проблема противостояния политического класса, государства, и бизнеса. И то, что о бизнесе хорошо не говорили — это общая установка государства, подчеркивает Крыштановская, а не заказ одной корпорации против другой.

В любой стране есть период первоначального накопления капитала. И там, где развивается молодой рынок, люди всегда вкладывают деньги туда, что приносит быструю отдачу: финансовая сфера, торговля, строительство. Это не только в России, это логика развития бизнеса. Несправедливо называть бизнесменов ворами, спекулянтами. Так в России сложилось, что возник сначала капитализм, а потом капиталисты. Когда возникла частная собственность, класса предпринимателей в России не было. Люди, сильно связанные с властными структурами: с комсомолом, с партией — получили фору, смогли приватизировать предприятия. Но они теряли власть. Это было разрушение модели, в которой существовала страна. Возник альтернативный центр власти, который в начале 2000-х годов был властью подавлен, как конкурент (дело Ходорковского как «показательное» для всех остальных). Сейчас идет «перезагрузка» отношений — в т.ч. благодаря объявленной программе модернизации. Никакая модернизация невозможна без труда бизнесменов, подчеркнула Крыштановская.

СМИ как транслятор проблем

Публикации в СМИ о бизнесе не всегда являются заказными, более того, когда бизнесу плохо, бизнес приходит именно к СМИ, и это одна из функций СМИ, отметил Михаил Бергер, гендиректор «Бизнес FM». С другой стороны, степень открытости самого бизнеса достаточно низка, и получить информацию бывает очень сложно. Однако СМИ все равно удается готовить объективные, глубокие материалы. С другой стороны, стоит журналисту написать что-то о конкретной компании, сразу возникает вопрос, а по каким критериям выбиралась компания или банк, не «заказ» ли это?

Роль прессы, отмечает Бергер, становится меньше в плане «продвижения» образа бизнеса. Связано это в т.ч. с тем, что роль печатных СМИ вообще падает. Инструменты бизнеса становятся все шире. Это и product placement, и, что хуже, сила государства: крупный и средний бизнес свои проблемы пытается решать через власти. И прессе в результате платят меньше — как за то, чтобы информация была размещена, так и за то, чтобы некоторые, в т.ч. «заказные» статьи, напечатаны не были.

Дискуссия в духе «вы» (журналисты) и «мы» (бизнесмены) — непродуктивна, считает писатель Мария Арбатова. Во-первых, работа с прессой — это тот же маркетинг, та же реклама. Во-вторых, журналист должен уметь работать с любым бизнесом: с крупным, средним, даже малым.

Общественность — это главный заступник бизнеса в его разборках с произволом чиновников, подчеркивает финансовый консультант Любим Герасименко. Если есть необходимость в формировании позитивного образа бизнеса, то нужно задуматься о том, что отсутствует обратная связь между обществом и чиновниками. В отсутствии этой связи любые журналистские публикации не будут иметь влияния. Более того, и само общество не особо активно стремится бизнес — как свой особый интерес — защищать, желания защитить бизнес (читай — «воров») особо нет. Следовательно, и журналисты статей в поддержку бизнеса особенно и не пишут, поскольку пресса продает тот продукт, который востребован в обществе. Одной из задач СМИ должно быть поднятие имиджа бизнеса с целью воспитания благоприятного, заинтересованного отношения общества.

СМИ интересует то, что интересует читателя. Вопрос – почему читателя не интересует «сладкая» песня о «сладком» предпринимателе? Пресса идет за читателем, а спроса на рассказ о том, как хороши предприниматели — нет, соглашается Сергей Пархоменко, главный редактор журнала «Вокруг света». Если речь идет не о крупном бизнесе, то вопрос о том, как ведет себя «мелкий лавочник» — это проблема законодательства, правоприменения. Поставьте его в такие условия, чтобы ему не приходилось выживать и бороться с бюрократией, чтобы он не должен был автоматически, становясь предпринимателем, становиться «сволочью». Не художник создает уважение — бизнес должен сделать так, чтобы общество хотело слышать о нем положительные истории. С другой стороны, и прессе стоит разобраться внутри себя: ориентируется она больше на потребительский заказ, либо на светлую миссию просвещения масс.

баннер сайта www.openbusiness.ru   

Бизнес и СМИ: «сор из избы»

Точно так же, как предприниматели разные, среди представителей СМИ бизнесмены могут найти для сотрудничества совершенно разных партнеров. Существуют разные издания, разные подходы, разные взгляды. Но если бизнес не различает издания, то почему тогда журналисты должны различать, «делить» бизнес, например, на ответственный и коррумпированный, задал риторический вопрос Пархоменко. В условиях современных систем хранения информации очень легко найти, какой журналист и какое издание о чем и как писало, значит, журналистов можно и нужно различать. Между бизнесом и журналистами, продолжил Пархоменко уже звучавшую мысль о доступе к информации, должен существовать договор, но «без рубля». Бизнес должен открываться, и тогда журналисты будут больше писать о положительных примерах.

Сейчас «бизнес» используется как слово ругательное, репутация всего бизнеса испорчена, считает Евгений Тарло, член Комитета Совета Федерации по конституциональному законодательству. В результате в общественном сознании разница между бизнесом легальным и «скрытым» стирается. А нужно показать бизнес как ежедневный труд. В конце концов, бизнес платит зарплату рабочим.

Говоря об отношении бизнеса и прессы, нужно подразумевать явления, которые стоят за этими понятиями, ответил Пархоменко. Бизнесу не следует стонать, что журналист неправильно работает — надо подойти и посмотреть на логику того, как работают СМИ. Пресса — это тот же бизнес, медийный. На Западе любой менеджер среднего звена получает тренинги о работе прессы: как она работает, как с ней взаимодействовать. 

Резюме: бизнес и СМИ — что дальше?

Проблемы сегодняшнего состояния экономики отражены и в том, что пресса говорит только о крупном бизнесе, о гигантских корпорациях. А о маленькой единичке производственного процесса не говорят. Пресса должна создать настроение в обществе, предлагают бизнесмены. Рассказ об успехе одного предпринимателя привлечет в бизнес новых. Прессе надо не только следовать конъюнктуре сегодняшнего дня, исходя из того, что «съест» общество сейчас, но и формировать новую нишу. СМИ удастся «продать» больше, если они создадут своего потребителя в результате особой маркетинговой политики. Прессе следует создавать новую нишу на рынке читателей. Модернизация может быть реализована только бизнесом. И пресса отражает то, что происходит в бизнес-сообществе.

Людей старшего возраста не переделать, отмечают представители СМИ. Следовательно, если дискуссия «отношение СМИ к бизнесу и отображение бизнеса в СМИ» сводится к воспитанию класса людей, не чуждого предпринимательства и корпоративного роста, то бизнес должен идти и общаться с молодежью.

Подготовила Юлия Литвинова

2 октября, 2010 г.