• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бизнес как общение

Умение привлекать людей — одно из главных качеств, необходимых предпринимателю. Но ключевое условие для успеха бизнеса — среда, в которой этот бизнес существует. Социальные сети и междисциплинарные контакты увеличивают выживаемость компаний. Сейчас в России происходит осознание важности этих факторов. И в т.ч. благодаря этому можно говорить о растущей привлекательности России, считает Ричард Кивел, президент MIT Enterprise Forum

Кивел выступил с лекцией в Бизнес-инкубаторе ГУ-ВШЭ 20 сентября. MIT Enterprise Forum, который он возглавляет — это своего рода социальная сеть (network), организация, предоставляющая платформу для общения людей: работающих предпринимателей, бизнесменов, которые хотят расширяться, и для тех, кто только планирует открыть свой бизнес. Форум объединяет исследователей, инженеров, юристов, финансистов, нацеленных на создание особых условий для предпринимателей. Его специалисты, включая самого Кивела, оказывают консультации по таким вопросам, выход на рынок, получение первоначального, в т.ч. Венчурного, капитала. MIT Enterprise Forum существует уже более 30 лет, объединяет более 47 офисов в мире, в т.ч. в России (действует с июня 2010 г.). Как говорит Ричард Кивел, его профессия — основание компаний.

Доступ к людям, междисциплинарность

MIT Enterprise Forum образует коммуникативную сеть. Становясь частью этой сети, предприниматель, существующий или будущий, получает доступ к десяткам тысяч людей. Речь идет о значении личного контакта, принадлежности к общности, как факторе профессионального и личного успеха, объясняет Кивел. Причем этот фактор важен и инвесторам, и малому бизнесу, и мультинациональным компаниям, и исследователям и т.д.

Главное в предпринимательстве — это получить доступ к людям, и форум нацеливает свою деятельность на расширение сети контактов. Более того, наличие международных офисов помогает тем, кто хочет попробовать свои силы в других странах, регионах. Также через эти офисы идет обмен информацией о наиболее удачных методах (best practices), что оказывает положительный психологический эффект.

Миссия Форума — создавать сообщества (communities), действенные системы, которые будут способствовать развитию предпринимательства, в т.ч. через повышение междисциплинарного взаимодействия. В конечном счете это послужит развитию экономики и улучшению качества жизни. В рамках MIT Technologies создается от 20 до 30 старт-апов в год. Примечательно, что две трети из них работают в течение минимум 10 лет. И такие долгожители способны потом распространять свой опыт.

Среда, личностные характеристики

Насколько благоприятна среда для основания старт-апа, а также, насколько успешны будут компании и, следовательно, инвесторы, зависит от множества разных факторов, таких, как наличие или отсутствие господдержки новых бизнесов, эффективная защита прав на интеллектуальную собственность.

Очень важно, существует ли пул людей с предпринимательским духом, которые готовы нанимать рабочих, брать на себя ответственность. Есть ряд ключевых факторов, которые отличают успешных предпринимателей от тех, кто вряд ли сможет достичь успеха на предпринимательском поприще. Необходимы определенный уровень цельности (integrity), лидерские качества, терпение, и «склонность» (bias) к желанию что-то делать. Связь между успешным предпринимательством и уровнем образования не прослеживается, иные качества, нежели уровень образования, определяют, сможет ли человек построить успешную компанию.

И следует очень четко понимать, что свойственно той или иной культуре. В США, например, нет ничего постыдного в провале. При вашей следующей попытке начать бизнес вероятность успеха увеличивается, отметил Кивел. А есть очень консервативные культуры. Например, в Европе или в некоторых азиатских странах нет понимания, как можно прогореть, а потом увидеть новые возможности, найти еще больше капитала для старта. А это очень важное качество — не терять энтузиазм, иметь упорство.

Необходимо уметь привлекать людей. Привлечение людей, наем работников — это наука, для которой нужен талант. Для этого нужна особая философия, которая стоит за успехом компаний. При этом компании — рассчитывающие на успех — начинают искать не тогда, когда им уже нужен человек, а за несколько месяцев, за полгода до того, как нужно будет занять определенную позицию.

Предприниматель — это своего рода титул, который дается всем, кто может «создавать» новое. Чтобы стать предпринимателем, не нужно обладать каким-то особым природным талантом или даром. Предприимчивость — это не генетически обусловленное явление. Она определяется средой, т.е. тем, как индивид воспринимает мир вокруг себя. Можно ничего не понимать в биотехнологиях: не иметь не образования, ни степени, привел себя в качестве примера Кивел, но важно то, что предприниматель привносит: его энтузиазм, страсть, желание создавать что-то новое, объединяя великих и талантливых людей вокруг себя.

Россия: лучшее время, чтобы начать свое дело

Что, например, делает США привлекательными, так это именно то, что среда там располагает для ведения предпринимательской деятельности. И что сейчас очень привлекательно в России — это то, что здесь все меняется. Россия ставит много вызовов, но и предоставляет огромное количество возможностей для предпринимательства. Очень сложно оценивать ситуацию в родной стране, но иностранец, заглядывающий внутрь, рассуждает Кивел, может утверждать, что сейчас самое «горячее» время, чтобы подумать о предпринимательской деятельности — в России сейчас происходит очень много «интересных» событий. Предпринимательство критично для успеха России: чтобы быть конкурентоспособными, стоит подумать, как привносить новое в эту экономику. Именно сейчас в России появляется необходимая плодотворная среда.

В России есть масштаб, образованные кадры, желание государства; правительство запускает новые программы, создает новые правила (в области миграции, налогового законодательства, продвижения венчурного финансирования), которые направлены на развитие предпринимательства. Формируются различные форумы, организации, бизнес-инкубаторы, в т.ч. при университетах. Россия — это пример экономики, которая была создана на ресурсных бизнесах. Но все будущие источники создания стоимости, богатства, лежат в неосязаемых активах, в интеллекте. В этом плане выделяемые приоритетные направления развития можно считать правильными.

Качество высшего образования в России очень высокое, в Силиконовой долине работает 40 тыс. русских. Проблема, вызов — в возможности коммерциализировать то, что производят исследователи, инженеры здесь, в России. Кивел уверен, что необходимо добиться успеха дома, прежде чем выходить на американский или европейский рынок: «Стройте партнерства, а потом расширяйте деятельность на иностранные рынки. Это очень хорошая стратегия — основывать компанию, базируясь на внутренних ресурсах. Учитывая изменения в законодательстве, улучшающиеся условия среды здесь, для ведения бизнеса в России есть все возможности».

Близость к клиенту, особенно для компаний, предлагающих какие-то специфические технологии, также может быть ключевым фактором успеха на начальных стадиях. Но это совсем не означает, что не нужно выходить на мировые рынки. И это очень легко сделать с помощь интернета и других механизмов. Но некоторые компании, обладая определенным уровнем технологии, могут быть успешными на внутреннем рынке — и ограничиться этим.

Что касается проекта «Сколково», то это очень противоречивый вопрос, особенно если анализировать то, как его восприняли разные регионы России. В своих исследованиях ученые уже не знают территориальных границ. В Сколково может быть создана платформа для развития. И можно относится к этому проекту как к модели, которая решит проблему неумения коммерциализировть научные достижения, технологии.

Подготовила Юлия Литвинова

Видеозапись лекции Ричарда Кивела Видеозапись лекции Ричарда Кивела (на английском языке)

30 сентября, 2010 г.