• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лучше синица в руках

На международной конференции «Москва — международный финансовый центр, рубль — резервная валюта. Реалии и перспективы», состоявшейся 8 сентября, иностранные эксперты не демонстрировали оптимизма в отношении перспектив реализации этих амбициозных планов. Более вероятным им представлялось создание в российской столице регионального финансового центра

Среди иностранных докладчиков были представители Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ).  Они были более сдержаны в  оценках амбициозного проекта, нежели их российские коллеги. Их выступления объединяла общая идея — России предстоит еще очень много сделать на пути к поставленной цели.

В имеющихся условиях России необходимо качественно реформировать структуру экономики: диверсифицировать ее через развитие вторичного и третичного секторов — производства и сектора услуг. Такова точка зрения представителя ЕБРР Манфреда Шеперса (Manfred Schepers). Для реализации этого требуются долгосрочные капитальные вложения — продолжил свою мысль М. Шеперс, подводя к идее о необходимости развития в России рынка капитала.  Развитость рынка капитала облегчила бы доступ к долгосрочным денежным средствам, которые затем могли бы быть вложены в более глубокое развитие российской экономики.

Основа развитых рынков капитала — сбережения. Именно должным образом сформированный пул сбережений, которые в дальнейшем идут на долгосрочное кредитование, является отличительной чертой международных финансовых центров, таких как Нью-Йорк, Лондон, Франкфурт, Токио — отметил Шеперс. Россия до сих пор привлекала иностранных инвесторов преимущественно своими сырьевыми ресурсами, т.е. структурной особенностью своей экономики. Иностранных инвесторов должен привлекать финансовый рынок страны сам по себе. И это применимо не только к России. ЕБРР оптимистичен насчет данного проекта и при необходимости готов оказывать всяческую поддержку, как денежную, так и посредством  консультаций — заявил Шеперс.

Противоположную точку зрения выразил Ханс Рудлофф (Hans Joerg Rudloff), президент Barclays Capital: капитал, привлеченный самим финансовым рынком, уходит также быстро, как и приходит, принося разрушительные последствия в виде дефицита денежных средств. За примерами далеко ходить не приходится. Рудлофф посоветовал осторожно подходить к вопросу развития в Москве международного финансового центра, основательно взвесив все за и против. Пока сами россияне не захотят жить, работать, инвестировать в России, говорить о привлечении долгосрочных иностранных инвестиций в развитие страны не приходится — резюмировал он свое выступление.

Далеко не первые

Обсуждение проекта по созданию новых финансовых центров, в  данном случае в Москве,   отражает реалии современного миропорядка: на мировую арену выходят новые игроки — страны БРИК,  ЮАР,  Корея  и тд.

Однако Россия в данном списке является отстающей. По всем макроэкономическим показателям: нестабильный  рост ВВП, высокий уровень инфляции (Россия единственная страна «Большой двадцатки» с двузначной инфляцией), высокий показатель процентных ставок, чрезмерно волатильный валютный курс — все эти российские показатели хуже, чем у стран-коллег по БРИК, не говоря о высокоразвитых странах.

Объем российского финансового рынка в 2009 г. составил $860 млрд — такую цифру привел в своем докладе Лусио де Соуза (Lúcio Vinhas de Souza), представлявший Всемирный Банк. Он охарактеризовал российский финансовый рынок как средний по объему капитализации, заметив однако, что большое число стран с таким же объемом рыночной капитализации более успешны чем Россия в развитии их финансовых секторов.

В сравнении с рынками высокоразвитых стран ситуация еще менее радужная: российский финансовый рынок составляет 1/10 финансового рынка США, 20% — Китая, 25% — Японии, 50% — Великобритании, Франции, Германии, и 2/3 — общеевропейского рынка.

Доля финансового сектора в общем объеме ВВП России остается незначительной по сравнению с соответствующими показателями  стран-глобальных финансовых центров: США, Швейцарии, Сингапура, и даже развивающейся Южной Африки.

Рыночная капитализация в % от ВВП

Рыночная капитализация в % от ВВП

Де Соуза также отметил, что российский финансовый рынок низколиквиден: объем совершаемых на рынке операций существенно меньше соответствующего показателя стран–мировых финансовых центров. Он также привел показатели широко используемого Индекса глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Report Index, GCR), одним из компонентов которого является Индекс развитости финансового рынка (это снижающийся индекс, чем меньше его значение, тем лучше).

GCR:  Индекс развитости финансового рынка

GCR:  Индекс развитости финансового рынка

По показателям других составляющих Индекса глобальной конкурентоспообности Россия также отстает от других стран, причем не только высокоразвитых.

Составляющие индекса глобальной конкурентоспособности*

Составляющие индекса глобальной конкурентоспособности

* BIG4 — США, Объединенное Королевство, Швейцария, Япония

EU3 — Франция, Германия, Люксембург

ASIA — Сингапур, Корея, Гонг-Конг

Middle East — Бахрейн, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ.  

По показателю глобальной конкурентоспособности Россия сместилась со 109 места в 2007-2008 гг. на 119-е в 2009-2010 гг. (из 133-х).

По таким показателям в рейтингах Всемирного Банка как «защита инвесторов», «условия ведения бизнеса» Россия также сместилась вниз с 83 на 93 место за соответствующий период.

Наиболее категорично о проекте по созданию в Москве международного финансового центра высказался Х. Рудлофф, который заявил, что в обозримом будущем Россия не станет международным финансовым центром. По его мнению, в мире таковых всего два — Нью-Йорк и Лондон. Опору для первого составляет сильнейшая американская экономика, а также зависимая от нее экономика Южной Америки, опору второго — многовековая практика работы мировым финансовым центром, а также выгодное расположение в часовом поясе.

В качестве условий, необходимых для превращения Москвы в международный  финансовый центр представлявший МВФ Одд Пер Брекк (Odd Per Brekk), выделил следующие:

  • Конвертируемость национальной валюты
  • Широкое применение национальной валюты в международных расчетах
  • Хорошо развитый надежный финансовый рынок
  • Макроэкономическая стабильность (низкий стабильный уровень инфляции)
  • Последовательная макроэкономическая политика

Россия, по мнению Брекка, на данный момент полностью отвечает только первому критерию — рубль в настоящее время является свободно конвертируемой валютой.

Что касается применения рубля в международных расчетах, то его доля очень скромна — 2-2,5%. Не может похвастаться Россия и высокоразвитым финансовым сектором,  который, как упоминалось выше, существенно меньше чем в других странах. Отсутвие макроэкономической стабильности — прямое следствие отсутвия последовательной макроэкономической политики. Последняя, считает Брекк, должна включать мероприятия фискальной, денежной,  финансово-регулятивной политики и действия по улучшению инвестиционного климата.

Брекк посоветовал сделать фискальную политику более процикличной. Этого можно добиться, с одной стороны, ослеживая макроэкономическую ситуацию и составляя регулярные макроэкономические обзоры (ведение макропруденциального надзора — практика, активно внедряемая в настоящее время), а с другой — совершенствуя налоговую политику, делая ее более предсказуемой и прозрачной. В качестве меры денежной политики МВФ выделяет таргетирование инфляции, это, в свою очередь,  приведет к более гибкому валютному курсу.

Де Соуза предложил задаться вопросом, каких результатов ждет российское правительство от реализации данного проекта. Если под идеей превращения Москвы в международный финансовый центр Правительство России подразумевает стать региональным финансовым центром на пространстве СНГ, то Россия уже им является. Позиция России в регионе достаточно комфортна: показатель степени развитости финансового сектора, а также показатель финансирования за счет национального рынка капиталов, доступность венчурного капитала, показатель степени регулирования фондовой биржи России превышают соответствующие показатели стран СНГ. Де Coуза оговорился,  что Индекс глобальной конкурентоспособности не включает Беларусь  и некоторые страны Азии, а их позиция по некоторым показателям может быть лучше российской.

Такие российские предприятия, как Сбербанк, ВТБ, Ренессанс Капитал, Тройка Диалог заняли активную позицию на постсоветском пространстве. Общее историческое прошлое, близость традиций и культур — облегчают выход российских компаний на территории стран-соседей. Россия является крупнейшим поставщиком финансовых услуг в регионе.

Что делать

При финансовой поддержке Европейского Союза и под руковством Де Соуза совместно с министром финансов РФ Алексеем Кудриным, было проведено исследование по выработке рекомендаций по созданию в Москве международного финансового центра  или по повышению эффективности Москвы как регионального центра.

В исследовании выделены 4 области реформ:

  • Реализация проекта «Москва — международный финансовый центр»
  • Таргетирование инфляции
  • Создание благоприятных инвестиционных условий для привлечения капитала под инвестиционные проекты и развитие пенсионных фондов с фиксированными взносами
  • Согласованность степени регулирования с реализацией решений «Большой двадцатки»

По первому пугкту выводы оказались предсказуемы: необходимо улучшить  инфраструктуру финансового рынка, создать четкие правила регулирования первичного финансового рынка, а также четкую систему регулирования и мониторинга финансового рынка в целом.

Таргетирование инфляции предполагает проведение таких мер, как развитие инструментов хеджирования валютных и нефтяных рисков, унификация налоговых режимов FX форвардных контрактов.

Для того, чтобы достичь баланса между национальным регулированием и реализацией решений G20, необходимым применение базельских стандартов (Базель III), а также создание соответствующих надзорных органов.

Но главное, что в первую очередь необходимо сделать России в сложившихся условиях, рекомендовал Лусио де Соуза, это поставить перед собой четкую реалистичную задачу, а затем идти к ее реализации, выработав последовательную макроэкономическую политику.

Успех в реализации проекта «Москва — международный финансовый центр» определится волей участников к победе — идея, высказанная в той или иной форме всеми  экспертами международных  финансовых организаций. Только про обоюдном желании представителей бизнеса и власти можно говорить об успехе в данном начинании. Проведение инфраструктурных преобразований, совершенствование законодательной базы, стабильная макроэкономическая политика  и т.д. — все это лишь инструменты, за которыми должно присутствовать желание сделать Россию/ Москву более конфортным местом для жизни и ведения бизнеса.

«Проект «Москва — международный финансовый центр» — это вопрос амбиций», —  отметил Ханс Рудлофф. Но амбиции по созданию в Москве международного финансового центра могут вылиться в проект по построению более эффективного регионального, и стоит ли этому противиться?

Анастасия Федорова

Презентация доклада О.П. Брекка

Презентация исследования Л. де Соуза

16 сентября, 2010 г.