• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россия и Германия — одна дорога из разных точек

Задача модернизации стоит перед Россией очень остро, однако ограничиваться только обновлением технологической базы нельзя. О совершенствовании и реформировании институтов, без чего кардинальные преобразования невозможны, говорили российские экономисты и депутаты фракции СвДП Бундестага на круглом столе «Россия и Германия: перспективы модернизации»

Провозглашая курс на модернизацию и ускоренное развитие, Россия должна задуматься о выборе вектора своей внешней политики и расстановке внешнеполитических приоритетов — так начал свое выступление на круглом столе, организованном ВШЭ совместно с фондом «Либеральная миссия» и Фондом Фридриха Науманна, спикер по внешнеполитическим вопросам фракции СвДП в Бундестаге д-р Райнер Штиннер. России предстоит выбрать из трех возможных перспектив: одинокая ядерная сверхдержава; восточное партнерство с Китаем, Индией и другими Азиатскими странами; движение на сближение с Европой. Последняя перспектива кажется наиболее благоприятной как для России, так и для Германии, которая готова вступить в «партнерство ради модернизации». Германия может выступить в роли проводника для России в Европейском пространстве. Крепкие и продолжительные связи между Россией и Германией с одной стороны, а также лидирующее положение последней в ЕС позволят Германии выступать арбитром в возможных спорах между ЕС и Россией. «Помимо прочего, наши страны объединяют некоторые общие вызовы и ценности», отметил Райнер Штиннер.

Однако российские эксперты, принявшие участие в обсуждении, не разделяют сдержанно-оптимистическую позицию западных партнеров.  Вызовы, стоящие перед Россией, несоизмеримо более сложны и многочисленны, по сравнению с немецкими, констатировал политик Владимир Рыжков. России предстоит бороться с сокращением населения, старением, низкой продолжительностью жизни, ухудшением здоровья нации, растущим социальным расслоением, научной, технологической и образовательной деградацией, общим снижением конкурентоспособности страны, утечкой мозгов, деградацией инфраструктуры и окружающей среды, слабостью институтов, чудовищной коррупцией. Все эти вызовы были озвучены Владимиром Путиным еще в 2000 г., но за последнее десятилетие ситуация только усугубилась. Так, население уменьшилось на 4,5 млн человек, конкурентоспособность страны упала согласно рейтингу Всемирного экономического форума в Давосе в два раза, объем коррупции вырос в 10 раз при двукратном увеличении бюрократического аппарата, отметил Рыжков. Все это означает, что изменение политического режима после «лихих 90-х» никак не улучшило ситуацию.

По мнению декана факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ Андрея Мельвиля, Россия и Германия могли бы стать партнерами по модернизации, поскольку общие интересы у двух стран есть. Это, в первую очередь, мир и безопасность в Европе, стремление к экономическому развитию. Обе страны беспокоит тот факт, что экономических вес как России, так и Германии в мире снижается. Экономическое отставание обеих стран от США, Японии и Китая, а также угроза дестабилизации на Кавказе и в Центральной Азии — основные общие вызовы для двух стран.

Экономическое сотрудничество могло бы стать основой куда более широкого партнерства. Однако у двух стран сохраняется взаимная закрытость рынков, ограничения по инвестированию. И хотя даже в кризисном 2009 году объем немецких инвестиций в Россию вырос на 18%, проблемы в этой области остаются, отметил депутат СвДП в Бундестаге Патрик Курт. Российское руководство не может гарантировать правовую безопасность во многих сферах, отсутствует соответствующее законодательство, слаба защита частной собственности, суды не независимы. Именно институциональная отсталость является главной российской проблемой.

Отмечалось, что у России и Германии — разные политические системы. Германия, несомненно, страна демократическая, а вот  Россия сейчас демократией не является, она ближе к авторитаризму, уверен Рыжков. Поэтому полноценного партнерства во имя модернизации не получится. Ценностные расхождения диктуют  различия в понимании самого понятия «модернизации». Российские власти понимают под модернизацией запуск инновационного центра в Сколково и четыре президентсткие комиссии по узким направлениям. Это заметное сужение сфер модернизации. Власти не ставят в повестку дня реформу институтов, политической системы. Полностью отрицается необходимость демократизации страны.

ЕС в свою очередь предлагает более правильный подход к модернизации, считает Рыжков. Акцент делается на реформе институтов — правовое государство, судебная система, защита прав собственности, демократия, улучшение инвестиционного климата.  Однако российская сторона этот подход отвергает. Пока Россия не осуществит подлинную системную модернизацию, возможности сотрудничества России и Германии (и ЕС) крайне ограничены.

Анастасия Астахова

Видеозапись круглого стола «Россия и Германия: перспективы модернизации» Видеозапись круглого стола «Россия и Германия: перспективы модернизации»

13 сентября, 2010 г.