• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский автосалон: динамика перемен

Российский авторынок оживает во многом благодаря принятым государством мерам поддержки. И продолжает меняться. Иномарки отечественного производства занимают все большую долю рынка, опережая по темпам роста российские бренды, а автодилеры стали рассматривать торговлю подержанными автомобилями как стратегическое направление развития своего бизнеса

Очевидные перемены

Только что завершившийся Московский международный автомобильный салон —  площадка обсуждения актуальных тенденций авторынка на разнообразных экспертных конференциях. Так, на 3-й профессиональной конференции Российских автомобильных дилеров,было отмечено, что рынок новых легковых автомобилей в России за январь-июль 2010 г. вырос на 9% в количественном выражении, и на 13% — в денежном. Такие цифры привел представитель PriceWaterhouseCoopers (PWC) Стенли Рут. Российские бренды, по данным PWC, показали увеличение реализации на 26% по количеству проданных машин и до 42% — в денежном (см. график 1 и таблицу 1). Иностранные производители также увеличили продажи, но не так существенно, их показатели — рост на 2,5% количества реализованных машин, а объем продаж в денежном выражении увеличится на 9%.

График 1. Доли иностранных брендов: импортированные и произведенные в России, %

Доли иностранных брендов: импортированные и произведенные в России

Источник: PriceWaterhouseCoopers

Таблица 1. Автомобильный рынок России (без учета подержанных иномарок и малотоннажных грузовиков)

Автомобильный рынок России (без учета подержанных иномарок и малотоннажных грузовиков)

Источник: PriceWaterhouseCoopers

Впервые количество проданных импортных автомобилей сравнялось с произведенными иномарками в России. Это совпадение  отчасти — результат сокращениz импорта (на 20% в количественном выражении и на 15% в денежном), отчасти — отражение роста производства западных брендов внутри страны (на 42% и 76%, соответственно). Более того, рост объемов производства зарубежных брендов обгоняет темпы роста производства традиционных российских марок. Даже эффект программы утилизации не изменил этой тенденции, которая, по мнению эксперта, сохранится и в среднесрочной перспективе.

На российском авторынке заметно вырос спрос на подержанные автомобили. Об этом свидетельствуют и данные PWC, и стратегии российских дилеров, активно развивающих trade-in. Сегодня продажа дилерами подержанных машин составляет не более 10% от количества продаваемых новых (правда, еще год назад было еще меньше, не более 7%). Теперь и российские дилеры заметили, что в США автодилеры почти треть оборота делают на подержанных авто, а в Англии — даже 40%. Развитие цивилизованного вторичного рынка автомобилей, полагает Стэнли Рут, может оказаться благотворным и для российского автомобильного рынка, и для автопрома в целом.

Рост объемов внутрироссийского производства зарубежных автомобильных брендов (на 42% за первое полугодие 2010 г.) опережает рост производства традиционных российских марок (рост на 26%).

Российские программы стимулирования спроса на автомобили, помогшие и производителям, и дилерам, по мнению Стэнли Рута, это — прозрачный, понятный и достаточно эффективно работающий механизм, причем двойного действия. С одной стороны, он поддерживает рынок, а с другой — помогает развить отрасль утилизации автомобилей. В принципе, программа может быть продолжена, однако, по мнению представителя PWC, ее следует модифицировать, создав стимулы для производства и продажи более современных и дорогих машин, чем это предусмотрено ныне действующей программой.

Стратегия развития: обсуждаемые предложения

Российская программа утилизации отлична от западных аналогов большей нацеленностью на поддержку антикризисных программ компаний автопрома, работающих в России. А потому идея ее продолжения, как полагает директор департамента автомобильной промышленности и сельхозмашиностроения Минпромторга Алексей Рахманов, разумна. В обширном докладе на конференции «Автомобильный бизнес 2010: стагнация, стабилизация или рост?» представитель Минпромторга отметил, что доля машин, продаваемых по программе утилизации, сегодня составляет до 50% от общего объема продаж

По данным Минпромторга, в 2010-м г. выдано более 260 тыс. свидетельств об утилизации, по ним оформлены договоры купли-продажи на 230 тыс. машин, переданы клиентам более 120 тыс. машин; стимулирование продажи каждого дополнительно произведенного среднестатистического автомобиля приносит доход бюджету в виде налоговых платежей по всем вовлеченным отраслям промышленности в размере более 100 тыс. рублей

Снятие временных ограничений действия программы позволит сделать выход из нее плавным. Так, по прогнозу ведомства, к осени 2011 г. доля  «утилизационных» машин в общем объеме продаж естественным образом сократится до 7-8%. Однако, будет ли такое предложение поддержано в правительстве, пока не ясно.

Ключевая цель «Стратегии развития автопрома до 2020 г.», подчеркнул Алексей Рахманов, — увеличение добавленной стоимости, создаваемой в России, в 4,5 раза: с 21% до 48% , или с 504 млрд руб. до 2250 млрд руб. (с учетом роста производства автомобилей с 1 млн до 3,67 млн автомобилей в год). Достижение таких показателей возможно за счет нескольких процессов: органического увеличения объемов российского автомобильного рынка, повышения объема и доли экспорта — как легковых, так и грузовых автомобилей — и снижения доли импорта, повышения уровня локализации производства (как иностранных, так и российских автопроизводителей, включая «Соллерс» и автомобили, которые будут производиться на базе новой платформы на АвтоВАЗе), радикальная реструктуризация производства автокомпонентов.

Государство при этом гарантирует сохранение тарифных и нетарифных мер в торговле, к которым относятся как действующее тарифы стран-участниц Таможенного Союза, так и набор технических регламентов. Вся эта сложившаяся система, по мнению представителя Минпромторга, позволяет активно управлять происходящими на рынке процессами.

Вместе с тем, в правительстве идет проработка и новых мер стимулирования развития автопрома. Минтранс и Минфин внесли предложения о дифференциации ставки транспортного налога в зависимости от экологического класса автомобиля. Это создаст еще один инструмент, который позволит управлять спросом, отметил Алексей Рахманов, пояснив, что предложение пока находится на стадии обсуждения. Для стимулирования экспорта автомобилей предполагается создание специализированного экспортного агентства.

Кроме того, предполагается организация долгосрочного — на 10-15 лет — проектного финансирования на возвратной основе для стимулирования высокотехнологичных производств автотранспортных средств и автомобильных компонентов. Параллельно предполагается осуществлять субсидирование процентной ставки по кредитам и предоставление отсрочек платежей по займам на срок до 5 лет. По некоторым направлениям НИОКР планируется прямое бюджетное финансирование, отметил Алексей Рахманов. Продолжится практика финансовой поддержки развития автокомпонентных производств в складывающихся автомобильных кластерах в Поволжье, в Центральном и Северо-Западном округах. Так, заявленный проект в Самарской области по созданию ОЭЗ (см. Постановление Правительства РФ №621 от 12.08.2010 г. О создании на территории Самарской области ОЭЗ промышленно-производственного типа; по этой теме см. «Как найти и удержать инвестора в регионе») ориентирован на развитие производства автокомпонентов как якорной отрасли для всей зоны.

Непременный пункт стратегии развития автопрома — разработка новых и модификация существующих программ подготовки кадров (дополнительно см. «Автопром как локомотив модернизации»).

Особый вопрос — о режиме промсборки. В рамках всех 17 проектов, реализуемых сегодня в режиме промсборки, локализация производства не идет теми темпами, которые российское правительство определило как желаемые. Прежде всего потому, что проекты не вышли на эффективный объем производства, признает Алексей Рахманов. Отсюда и стремление российских властей добавить производителям стимулов для расширения производства до критического с точки зрения перспектив локализации уровня в 300 тыс. и более машин. Предлагаемые изменения режима промсборки призваны стимулировать автопроизводителя взять на себя кратные обязательства по увеличению мощностей и кратное же увеличение уровня локализации. Причем желаемый уровень определен в 60%. Не все иностранные производители положительно относятся к подобному предложении, признает глава департамента Минпромторга. Но правительство готово отстаивать свою точку зрения, добиваясь развития производства автокомпонентов в стране. Причем специальных решений для каждой конкретной компании, уверен Алексей Рахманов, не будет. Однако диалог с иностранными компаниями на эту тему, как следует из его слов, будет продолжаться в течение нескольких месяцев. При этом Минпромторг не намерен навязывать автопроизводителям панель поставщиков, за исключением, возможно, таких организаций как Российское общество слепых, требующих особой поддержки со стороны государства.

Развитие производства автокомпонентов в России, полагает Рахманов, предполагает несколько сценариев, в том числе и для ныне действующих компаний. Часть из них, особенно компании, имеющие необходимую базу научных разработок и научно-технический потенциал, скорее всего, сохранят свои места на рынке. Часть — будет вынуждена уйти с рынка, однако важно, чтобы этот процесс был плавным и не создавал проблем с запчастями для машин отечественного производства на ближайшие 10-13 лет (о развитии компонентной базы в России см. также «Тяжелые последствия и новые надежды»).

Новые автокопонентные производства будут создаваться как совместные предприятия с иностранными производителями компонентов. Наконец, предстоит создать производства второго и третьего уровней (узлы, модули, крупные детали) для автокомпонентных производств первого уровня (мелкие детали).

Более четкой картина развития этого рынка, по словам представителя Минпромторга, станет после планируемых на нынешнюю осень переговоров  ведомства с ведущими компаниями- производителями автомобилей. Последние представят в сентябре свои планы и предложат панели поставщиков.

Юлия Литвинова

7 сентября, 2010 г.