Сегодня можно назвать три ключевых «недуга», которыми болеют российские предприниматели и собственники. Во-первых, они хотят продавать здесь и сейчас, и быстро получать прибыль. Длинные вложения не входят в их список приоритетов. Во-вторых, они пытаются выпускать на рынок модифицированные, но уже существующие продукты, полагая, что для новации и поддержки спроса достаточно лишь чуть обновить традиционную линейку товаров и услуг. Редко кто-то задумывается над тем, что рынок, возможно, уже и не нуждается в такого рода продукции. Третье — акцент на оперативный маркетинг, обеспечивающий, в первую очередь, возврат вложений в краткосрочном периоде. Предприниматели ищут «опытных и бывалых» маркетологов, которые могут продавать продукт на конкретном существующем рынке. Беда лишь в том, что эти специалисты, опыт которых сформирован до кризиса, скажем, на fashion-рынке, сегодня вряд ли могут принести пользу компании. Их опыт приобретен в условиях быстро растущего рынка и значительных маркетинговых и рекламных бюджетов. Сегодня бюджеты, как правило, практически отсутствуют, а опыта работы в таких условиях, причем на изменившемся рынке, у прежде эффективных маркетологов может и не оказаться. Традиционные технологии, которые хорошо зарекомендовали себя до кризиса, сегодня не дают ожидаемого результата.
Маркетологи шутят, что до кризиса бизнес-структуры зачастую занимались «ковровыми бомбардировками». Средства шли на рекламу, которая обрабатывала те категории потребителей, с которыми уже практически не имело смысла работать. То есть с теми группами населения, которые не планируют приобрести товар повторно и не могут порекомендовать его, т.к. снизилась платежеспособность населения. Конечно, речь о российски х компани ях, т.к. крупные международные компании давно играют по новым правилам и у них есть опыт работы на кризисных и посткризисных рынках.
Сегодня уникальность торговых предложений не позволяет удержать в долгосрочном периоде денежные потоки, на пять-семь лет просчитать доходность крайне сложно, инновации копируются очень быстро, рынки подвижны и быстро сливаются, и, конечно, появление новых товаров ускоряется.
А в то же самое время для российского бизнеса существует проблема номер один — прибыльность. Многие предприниматели искренне считают, что существующий товар просто надо продавать, забывая о том, что в основе логики получения прибыли лежит бизнес-модель. На многих рынках, где появление инновационных продуктов связано с появлением новых технологий, новый по сути продукт создать сложно, поэтому компании ищут решения в новых бизнес-моделях, продавая «старый» продукт на «старом» рынке. В такой ситуации стратегические решения для компании перемещаются с маркетинга на развитие бизнеса, что формирует новые требования к специалистам, создающим потенциал для продаж на рынке для компании. Компетенций по развитию бизнеса, как раз и не хватает «опытным и бывалым» маркетологам, они привыкли заниматься брендингом — коммуникациями, стимулированием продаж. Неприятно, но факт, что серьезные бизнес-игроки, инвестирующие в инновационные технологии и производство продукции, считают маркетологов специалистами по рекламе, стимулированию продаж и связям с общественностью. И если пока нет продукта, нечего и продвигать, следовательно, маркетолог не нужен.
Российский бизнес, особенно средний бизнес, продолжает существовать в «режиме» традиционного (продуктового/сбытового) маркетинга, где целью является увеличение доли рынка. Инноваторы предполагают, что именно это и должно интересовать инвесторов, потому что это является , единственным залогом успеха проекта и гарантией высокой прибыли. Американские специалисты более десяти лет назад на кейсах конкретных компаний показали, что большая доля далеко не всегда гарантирует успех . Еще одна ошибка при продвижении новых проектов состоит в недооценке важности глобальной конкуренции. Авторы многих презентаций для бизнес-ангелов, к сожалению, ошибочно сосредотачивают свои усилия лишь на российском рынке.
А между тем Россия существует в интерактивном рыночном пространстве и новые продукты и проекты являются элементами глобального рын ка. Отсюда — большое число проектов, связанных с онлайн-зоной, дистанционным общением, стремлением наладить коммуникации с потребителем.
Когда мы говорим, что маркетинг — экономическая дисциплина, обладающая технологиями для создания нового продукта, нового рынка, бизнес-модели проекта на этом рынке, то для многих это звучит непривычно. По сути, современный профессионал по управлению рынком (маркет-менеджер) занимается:
Высшая школа маркетинга и развития бизнеса ГУ-ВШЭ, единственная в России уже пять лет по программе «Управление маркетинговыми активами» выпускает таких специалистов.
Практически всо всех проектах, представляемых для инвестирования бизнес-ангелам, емкость рынка рассчитана по модели для существующих рынков. Эти модели расчета рынка не корректны для латентных и новых рынков, т.к. завышают потенциал рынка и сроки формирования спроса на новый продукт. Результат — деньги в запланированный период вернуть невозможно. Так ова одна из проблемных зон российских компаний — неумение считать емкость рынка для латентных и зарождающихся рынков.
Вообще логика современного маркетинга не схожа с традиционной схемой. В так называемой традиционной модели (рис. 1 ), первичны компетенции и активы компании, в том числе, патент на новый продукт (именно это чаще всего можно услышать от российских инноваторов). Далее идут ресурсы, которые необходимы проекту и проработка каналов доставки продукта, и только в конце цепочки — потребитель. Именно такая модель сегодня работает плохо даже на существующих рынках, не говоря уже о латентных и не работает вовсе на зарождающихся рынках. Для современной цепочки ценностей компании п ервичен потребитель и его приоритеты, т.к. не будет спроса — не будет доходов . Далее прорабатывается алгоритм доставки продукта, и лишь затем — то, что собственно предлагаем потребителю : только новый продукт, или дополнение его сервисом, цена и упаковк а продукта. В завершении встает вопрос, какие нужны ресурсы и сырье.
Рисунок 1. Традиционная и современная модели
Источник: «Маркетинг со скоростью мысли» А. Сливотски, Д. Моррисон , «ЭКСМО-Пресс», 2002 г.
Получив исчерпывающую информацию о потребителе, возможно, стоит принять решение о выводе нового продукта на другие сегменты, а, может быть, и отказаться от вывода продукта на рынок. Что же происходит в реальности? Новаторы, предлагая свой проект для финансирования, с легкостью неосведомленных людей вводят статью бюджета «реклама, дизайн и маркетинг». На вопрос: «Как вы определили сколько нужно денег на эту статью?», звучит ответ: «Мы так считаем». Сама формулировка статьи бюджета формализует рыночно-ориентированную стратегию, которая декларирует использование манипулятивной политики воздействия на потребителя и традиционной цепочки ценностей компании. А ведь это — стратегия 80–90-х годов прошлого века.
Кстати большинство российских маркетологов и вовсе пропустили произошедшую в США в тот же период революцию в маркетинге. В Штатах продвинутые компании с 90-х годов не используют сбытовые модели в маркетинге, которые широко распространены в российских компаниях.
Новая экономика в нашей стране также должна ориентироваться на отношение к потребителю как к социальному партнеру. Отсюда необходимость в открытой информационной политике и интерактивных площадок для общения с потребителем. Собственно это — коммуникации производителей и потребителей — один из признаков новой экономики.
Сегодняшний рынок — это рынок рационального покупателя, скрупулезно анализирующего цены товаров, но тоскующего от нехватки эмоций. Среди потребителей стало больше экономных, причем сегодня они — в большинстве, их доля — 51%. Искатели выгод до кризиса составляли 17 % от общего числа потребителей, сейчас их доля — 23%. Все это говорит о том, что для инновационных продуктов сейчас самое лучшее время, просто потому, что если новый продукт несет реальную ценность (не на словах) для потребителя, то есть шанс сформировать спрос.
Повысилось внимание клиентов и к сервису: на фоне дефицита позитива потребитель еще более стремится получать эмоциональное удовольствие от приобретенных товаров.
За последние 15 лет в России появилась психографическая типология потребителей (проект компании Workline). Одна из групп — «создающие тренд». Эта группа потребителей, ориентированных на будущее, это новаторы. Например, молодежная аудитория, нацеленная на потребление технических новинок. Вторая группа — «следующие за трендом». Собственная она и создает массовый объем продаж, обеспечивающий хорошую прибыльность и возврат инвестиций. Всегда есть и группа «идущих против тренда», мотивацию и особенности поведения которых также необходимо знать специстам по развитию бизнеса.
Особенно важно отметить то, что собственно компания, ориентированная на работу на новых рынках, должна продавать не товар или услугу, а решение. Потребителям нужна не только уникальность и новизна товара и услуги, к которой часто апеллируют инноваторы. На повестке дня поиск ценности продукта и ответа потребителя на вопрос: «зачем мне это нужно?» (см. таблицу 2)
Таблица 2 . Изменение приоритетов потребителей
Что же требуется от компании для достижения финансовых результатов на фоне изменившейся конъюнктуры потребления? Новые: продукты и услуги, клиенты и рынки, взаимоотношения, структура предложений, гибкая ценовая политика. Управлять поведением потребителей необходимо, но не рассчитывать, что манипулятивная политика сформирует такое поведение. Манипуляции и модели потребления продукта вещи не совместимые в долгосрочной перспективе. как дуновение ветерка, дунет и собрать деньги с потребителей успеют только первые, последователи вряд ли успеют вернуть свои инвестиции. Знание, как новому проекту стать первым и успешным на латентных и создаваемых рынках и есть профессионализм специалиста по маркет-менеджменту.
Из всего этого следует один несомненный вывод, начинать любой новый бизнес следует с ориентированной на сегодняшний рынок бизнес-модели компании, а именно — модели, основанной на тщательном исследовании рынка и потенциального потребителя.
Татьяна Комиссарова
Презентация доклада Т.Комиссаровой «Маркетинг инноваций: новая российская реальность»