• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Модернизация в здравоохранении

Система здравоохранения в России нуждается в модернизации, как и экономика в целом. О новых принципах, на которых планируется создавать медицину будущего — переход на страховые принципы и установление единых стандартов оказания услуг — заместитель Министра здравоохранения и социального развития Вероника Скворцова

Здравоохранение, финансирование которого долгое время осуществлялось по остаточному принципу, стоит на пороге реформирования. В рамках правительственной программы развития до 2020 г. поставлена задача увеличить численность населения со 142 до 145 млн человек, повысить ожидаемую продолжительность жизни с 69 до 75 лет. При нынешней системе обязательного медицинского страхования и бюджетного финансирования достичь этих целей невозможно.

На несовершенство их «настройки» накладываются и региональные различия. Так, стоимость единицы медицинской помощи может различаться в зависимости от региона в 10 раз, пишет Скворцова в статье «Здравоохранение: в поисках работающей модели» во втором номере журнала «Экономическая политика» за 2010 г.

Министерство здравоохранения и социального развития выступает за создание централизованной системы с единым страховщиком. Планируется создать Федеральную систему социального страхования, куда включат большинство медицинских услуг. Оплачиваться они будут по единому для всей страны тарифу. Предполагается, что страховой взнос будет обязательным и эквивалентным для каждого гражданина, независимо от того, работает он или нет. Сейчас за работающего гражданина взнос вносит работодатель по нормативу, а за неработающего платят субъекты федерации по остаточному принципу. В итоге, размеры взносов за неработающих сильно различаются по территориям, и они в среднем в 2,5 раза ниже, чем взносы за работающих. Перейти к единым нормативам планируется к 2013 г., одновременно повысив их с 2606 руб. в 2009 г. до 4849 руб. к 2013 г.

На бюджетном финансировании останется только борьба с такими социально-значимыми заболеваниями как ВИЧ-СПИД, туберкулез, психические заболевания, опасные инфекции.

К 2014 г. на финансирование из системы соцстрахования планируется перевести скорую медицинскую помощь, к 2016 г. — дорогостоящую высокотехнологичную медпомощь. В то же время, все программы в рамках Нацпроекта «Здоровье» будут сохранены в виде адресных целевых программ и профинансированы из бюджета.

Вне программы госгарантий бесплатной медицинской помощи останутся некоторые виды эстетической медицины, пластической хирургии и стоматологии, а также повышенная комфортность, дополнительные оздоровительные и реабилитационные услуги. Важно, что предоставлять медуслуги, финансируемые через обязательное страхование, смогут любые учреждения, независимо от формы собственности, имеющие лицензию на профильную медицинскую деятельность. На время переходного периода скорая помощь и высокотехнологичная медпомощь будут регулироваться через госзаказ на тендерной основе.

Одним из компонентов перехода к системе госгарантий бесплатной медпомощи станет система стандартизации медицинских услуг. Стандарты будут едины для всей страны и обязательны для исполнения. Они определят нижнюю планку разрешенного качества медуслуг, гарантируют защиту прав застрахованных.

Медицинские стандарты будут разрабатываться ведущими специалистами по каждому медицинскому профилю на основе клинических рекомендаций и протоколов. В решении этой задачи Минздравсоцразвития намерено опираться на экспертное сообщество, в которое вошло примерно 7 тыс. специалистов со всей страны.

Стандарты позволят страховым компаниям ранжировать качество оказания услуг в каждом конкретном медицинском подразделении на основе разработанных процессуальных и временных индикаторов. Иными словами, оплата труда медперсонала будет регулироваться в зависимости от качества оказания помощи. Уже год такая система апробируется в сосудистой терапии для больных с острым нарушением мозгового кровообращения.

Переход на страховые принципы может существенно улучшить не только качество предоставляемой медицинской помощи, но и послужить одним из факторов оздоровления населения. Страховой компании, заинтересованной в повышении эффективности профилактики заболеваний и, как следствие, снижении количества страховых случаев,  предоставляются полномочия по контролю эффективности профилактики.

Другой важный компонент реформирования здравоохранения — улучшение подготовки и подбора кадров. В 2009 г. Минздравсоцразвития создало Единый федеральный регистр медработников, куда включены, в том числе, и студенты медицинский образовательных заведений. В идеале, в случае возникновения дефицита медперсонала в регионе, будет формироваться госзадание для образовательных учреждений, появится система ответственности ВУЗов и регионов за кадровое обеспечение. Все это будет подкреплено разработкой новых образовательных стандартов для медицинских вузов, введением системы непрерывного последипломного образования.

Анастасия Астахова

27 августа, 2010 г.