• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Медицина: партнерские механизмы

Механизм государственно-частного партнерства в здравоохранении может повысить качество и спектр услуг, увеличить эффективность использования ресурсов, управления медицинскими учреждениями и конкурентоспособность российской медицины, уверена директор Независимого института социальных инноваций Лариса Попович

Отсутствие баланса

В России максимально затратная система здравоохранения, на финансирование которой выделяется при этом минимальное — в международном сопоставлении — количество средств. Ограниченность источников государственных ресурсов, несбалансированность объема гарантий и объема финансирования в совокупности с низкой эффективностью управления приводит к застою в российском здравоохранении. Кроме того, на фоне низкого уровня технологического оснащения, структурных диспропорций и отсутствия целостной государственной политики реформирования отрасли, в обществе крепнет убеждение в невозможности получении качественного медицинского обслуживания в рамках государственной системы здравоохранения. 

Перенять опыт

Реформы здравоохранения в Европе показывают, что финансовое бремя расходов на здравоохранение растет. С одной стороны, в связи с появлением новых медицинских технологий, необходимостью обновлять инфраструктуру на новом уровне, с другой — в связи со старением населения. Для обеспечения нового технологического уровня оказания медицинских услуг необходимо вкладывать средства в обучение персонала, повышать эффективность управления медицинской сетью и искать новые способы привлечения денежных средств для обеспечения массовой доступности новых методов лечения. Этому может способствовать механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). В странах большой семерки в сфере здравоохранения порядка трети из общего числа проектов – проекты ГЧП. В России же сегодня таких проектов вэтой области просто нет. Основная сложность заключатся в отсутствии правовых и других механизмов государственного-частного взаимодействия.

До трети проектов в сфере здравоохранения стран «большой семерки» – проекты ГЧП

ГЧП объединяет интересы

Опыт западных стран показывает, что вариантов использования  ГЧП в здравоохранении — множество. Сфера взаимных интересов концентрируется в области строительства объектов здравоохранения, IT, управления инфраструктурой, производства оборудования. Здесь, и не только здесь — перекресток интересов государства и бизнеса. Среди общих целей: увеличение эффективности деятельности всех медицинских учреждений, доступности трудовых ресурсов, снижение экономических потерь и затрат на восстановление трудового потенциала и повышение эффективности государственных расходов. Все эти цели могут лечь в основу концепции развития российской медицины за счет ГЧП.

 Пять вариантов ГЧП

С некоторой долей условности можно выделить пять основных направлений, на которых взаимодействие бизнеса и государства в сфере российского здравоохранения может быть перспективным.

Управление операционной деятельностью лечебно-профилактическими учреждениями на основе госконтракта. Частный сектор при этом обеспечивает переход на современные методы управления в отрасли.

Частный бизнес может принять участие в  проектировании, планировании, строительстве медицинских мощностей, помогая развитию современной инфраструктуры оказания медицинской помощи. Частный партнер может включиться в строительство перинатальных центров, создание банков крови и диализных центров, строительство больниц скорой медицинской помощи на магистральных трассах. В этом случае правовой формой ГЧП может стать концессионное соглашение.

Частный партнер может поставлять интегрированные IT-решения и оборудование «под ключ» в рамках целевых программ комплексной информатизации и оснащения медицинских центров, создавать сети «умных» клиник, развивать телемедицинские коммуникации. Способствуя тем самым переходу к инновационным информационным технологиям обеспечения лечебно-диагностического процесса. Эта форма взаимодействия возможна также на основе контракта между государством и частным партнером на IT-разработки.

Организация взаимодействия с зарубежными клиниками, приглашения зарубежных специалистов в Россию, нацеленные на повышение квалификации медицинского персонала. Правовым механизмом может быть договор о сотрудничестве между государством и частным партнером.

Частный сектор может взять на себя также разработку необходимой законодательной базы, пилотных проектов по автономизации, корпоратизации или приватизации госдураственных медицинских объектов.

Одно  из главных условий успешного ГЧП — взаимовыгодность и учет интересов обеих сторон партнерства. Государство в рамках подобных проектов может повысить эффективность здравоохранения за счет развития конкурентной среды, а сами партнерства такого рода — будут способствовать созданию в нашей стране благоприятного инвестиционного климата и развитию механизмов гарантий — как собственно для бизнеса, так и для российских граждан, и, наконец, стабильности развития собственно здравоохранения как отрасли.

Таким образом, у механизма ГЧП множество возможностей улучшить состояние российского здравоохранения — всё зависит от того, насколько быстро Россия начнет его внедрять, и как будут преодолеваться барьеры на его пути.

Подготовила Ирина Елисеева, по выступлению на Форуме регионов России «ГЧП в комплексном развитии территорий»

27 августа, 2010 г.