• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От экосистемы инноваций к новому качеству экономики

Инновационные идеи  не рождаются в России как грибы после дождя, да и те, что есть, требуют конкретизации планов их коммерческого применения. Главная проблема, как следовало из большинства выступлений на третьем ежегодном Инвестиционном Форуме бизнес-лидеров «Инновации для бизнеса» — доказать потенциальному инвестору, что идея способна приносить доход. Причем на разных стадиях проекта — по-разному

На форуме, проходившем в неформальной обстановке в подмосковном Звенигороде, встретились старт-аперы, предприниматели, изобретатели, бизнес-ангелы, инвесторы. Июль, жара. Но отсутствие кондиционеров не помешало разговору об инноватике. Управляющий партнер компании Almaz Capital Partners Александр Галицкий отметил, что любой инновационный проект в конечном счете упирается в необходимость привлечения инвесторов. И хотя, как полагает Бернд Mейер (Bernd Meyer), консультант EastWorld Consulting Ltd., для успеха инновационных проектов не менее важны «знания, опыт страсть», но и он согласен, что российским ученым, обладающим, по его мнению, уникальными знаниями, накопленными за 30-40 лет, необходимы дополнительные компетенции, чтобы превратить технологию в продаваемый продукт.

Правило стартапа: экономия и отказ от прибыли

Без хорошего финансового управления, которое важно на любой стадии производства инновационного продукта, не обойтись. Это отмечали почти все эксперты, в частности инвестменеджер фонда «Амадеус Капитал» Александр Кессель, рассказывавший о способах превращения идеи в конечный продаваемый продукт. На ранних стадиях рождения бизнес-идеи в США и в Европе есть множество вариантов ее поддержки, подчеркнул Александр Кессель. Это и гранты, и механизмы поддержки малого бизнеса. Роль государства на ранней стадии трудно переоценить, подчеркнул инвестменеджер, а из российских аналогов западных фондов отметил Фонд Бортника.

Самим инноваторам необходимо придерживаться режима максимальной экономии, предельно снижая расходы на аренду офиса или услуг дополнительных сотрудников. В английском есть практически непереводимое на русский понятие bootstrapping, отметил Андрей Кессель. Оно подразумевает почти полный отказ от прибыли и перевод всех средств в русло развития бизнес-зародыша. Маститый инновационный инвестор — председатель совета директоров Delta Private Equity Partners Патриция Клоэрти, поддержала эту мысль. На основании своего 42-летнего бизнес-опыта она засвидетельствовала, что первоначальные затраты могут быть невелики, с условием, что сами идеи — актуальны, а рынок жаждет их материального воплощения. Впрочем, для успеха, по ее словам, не помешает здоровая доля авантюризма и риска.

ФЗ №217

То и дело в выступлениях инвесторов и инноваторов звучал код-словосочетание «217 ФЗ». Речь шла о Федеральном законе 217-ФЗ, с принятием которого в августе 2009 г. появилась возможность регистрировать хозяйствующие субъекты при учебных заведениях (вузах и НИИ). Нормативный документ, по замыслу, направлен на создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в инновационной сфере.

По факту при реализации закона выявился ряд проблем. Например, многие вузы испытывают недостаток финансирования для осуществления предоставленных им возможностей, а также просто не получают внятных практических рекомендаций для его претворения в жизнь. В вузах по большей части нет специалистов, которые могли бы найти коммерческое применение существующим наработкам. И так далее. Хотя господдержка поддержка вузовским начинаниям вроде бы оказывается. Так, генеральный директор «Агентства по развитию инновационного предпринимательства» Алексей Костров отметил, что их структура предоставляет субсидии  предприятиям, которые были созданы при участии вузов. Кроме этого, агентство оказывает имущественную поддержку начинающим. Для этого созданы технопарк «Строгино», бизнес-инкубатор «Зеленоград».

Быстрая капитализация

Высокое качество финансового управления, подчеркнул Андрей Кессель, необходимо буквально на любой стадии проекта. И уж точно не помешает на более поздних стадиях, когда к развитию проекта могут подключаться инвестфонды (фонды корпоративных инвестиций). А на завершающих — и фондовые рынки, включая и вывод компании на IPO.

Исполнительный директор ИГ East Kommerts Олег Ёлшин опроверг несколько мифов о «великом и ужасном» IPO. Во-первых, компания  должна проводить IPO не тогда, когда ее выручка достигает 200-300 млн долл., а в момент, когда она является быстрорастущим бизнесом с большими перспективами роста. IPO, по его замечанию, — лучший механизм для ускорения капитализации бизнеса. К тому же компания должна стремиться разместить свои бумаги на бирже первой в отрасли. Подготовка к IPO, подчеркнул эксперт, — не обязательно многолетний процесс. Порой довольно одного года при уровне затрат не более 1 млн долл. Наконец, даже неудача с IPO — это не фатальный удар по имиджу фирмы. А потому, считает Ёлшин, бизнес-структурам среднего уровня стоит готовиться к IPO, не откладывая этот шаг до «вступления в пору зрелости».

Бизнес-план принесли? Тогда заходите

Умение мыслить конкретными коммерческими категориями весьма поощряется инвесторами. Гендиректор компании Branan Борис Дорин перечислил необходимые условия для успешного привлечения финансирования в инновационные проекты. К ним он отнес четко описанный спрос и рыночную нишу, понятную бизнес-модель, бизнес-план, сформулированный запрос на инвестиционные ресурсы и предложения по форме финансирования, квалифицированную управленческую команду, наличие стратегических партнеров и подтвержденного софинансирования. Оно и понятно, инвесторы хотят максимально обезопасить себя.

Но что делать самим инноваторам? Помимо вопроса о «наличии квалифицированной команды» часто обостряется проблема под условным названием «а чей это вообще бизнес?» Эксперты в один голос советовали детально оговаривать при заключении контрактов между инвесторами и авторами идеи, такие моменты, как механизм выхода из бизнеса, преимущественное право приобретения, взаимные опционы на выкуп, право на присоединение к сделке (tag-along), право на подключение к сделке (drag-along) и т.д.

Необходимо проговаривать, заметил, партнёр компании ALTHAUS Capital Виталий Виноградов, и такие стороны ведения дела, как регулярное предоставление информации инвестору, закрепление за одной из сторон права вето и т.д.

Есть нюансы и с бухучетом. По мнению директора по внедрению IT-решений компании Avenir Group of Companies Александра Ермакова, на российской системе бухгалтерского учета инноватику создавать трудно, так как последняя ориентирована на налоговый учет и, порой, совершенно субъективные мнения налоговиков. Однако и с отчетностью по МСФО в российской действительности немало проблем, в том числе низок уровень формализации и автоматизации процессов учета.

Курс на Стэнфорд и «экосистему»

Сами представители «индустрии знаний» сетовали на непонятную ситуацию с поддержкой инновационной работы в университетах. Руководитель магистерской программы Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ Денис Фоменков заметил, что «российские университеты заточены на образовательную услугу, а не на исследования (700-800 часов педагогической нагрузки в год)». В качестве ориентиров, на которые надо равняться отечественным академическим структурам, он привел MTI (Массачусетский технологический институт) и Стенфордский университет, которые стали колыбелью для множества инновационных прорывов и известных во всех мире компаний. «Немая страна не может иметь инновационную экономику, — подчеркнул эксперт, — а с английским языком у нас по-прежнему плохо».

Взгляд в сторону глобального рынка, а не только российского, чрезвычайно важен для инноватора, отметила директор бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ Мария Адамян. Но еще более важно, как полагало большинство выступавших экспертов, привлечение к созданию новой экономики как можно более широкого круга институтов и структур, включая СМИ, вузы, экспертное сообщество и бизнес. То есть целой экосистемы инноваций, без которой невозможно создать новое качестве экономики.

Ирина Ильинская

18 августа, 2010 г.