• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Маленьким кредитам — долгосрочную стратегию

Господдержка микрофинансирования может принести системную пользу только если она отвечает долгосрочным интересам развития рынка, выдержана в единой логике и имеет четкие и понятные индикаторы измерения эффективности. В числе последних — доступность микрокредитов именно для мелких и социально незащищенных заемщиков, которым они необходимы даже больше, чем микропредприятиям, уже вставшим на ноги, уверен президент НАУМИР Михаил Мамута

Взгляд со стороны рынка

Для поддержки микрофинансирования государство должно разработать две важные составляющие общей стратегии: создать стимулирующее законодательство и обеспечить бюджетную поддержку, нужную, в том числе, для быстрого развития необходимых рыночных механизмов.

Из-за дефицита кредитных ресурсов наиболее целесообразно создание двухуровневой системы микрокредитования. На верхнем уровне — банки, на нижнем — небанковские микрофинансовые институты (МФИ). Крупнейшие розничные банки, имеющие развитые филиальные сети (в первую очередь, Сбербанк РФ, ВТБ24, Россельхозбанк, планируемый к созданию «Почта-банк») могут сыграть важную роль в быстром увеличении объема микрокредитования.

Согласно мировой практике для организации программы микрокредитования в банке может быть использовано три подхода:

  • прямое банковское микрокредитование;
  • выделение микрокредитной программы в специально созданную банком дочернюю структуру;
  • «оптовое» кредитование банками существующих микрофинансовых организаций (МФО).

Первый путь сегодня довольно активно внедряется многими банками, но имеет ряд ограничений. Во-первых, в его рамках нельзя организовать кредитование предпринимателей, которые живут в небольших городах вне зоны покрытия банковских отделений. Во-вторых, банки тяготеют к относительно более крупным размерам собственно микрокредитов. Сегодня средний размер микрокредита в банковском секторе — около 500 тыс. руб.

Однако микрокредиты по своей идеологии обязаны достигать и более мелких, социально незащищенных заемщиков, им они необходимы даже больше, чем микропредприятиям, уже вставшим на ноги.

Таким образом, второй путь — аутсорсинг программы на специальную дочернюю микрофинансовую структуру банка — позволяет достичь ряда преимуществ. В том числе  реализовать специальный подход к оценке кредитоспособности микропредприятий, что удешевит микрозаймы для заемщиков при сохранении достаточного высокого уровня рентабельности программы для банка, и позволит создать филиальную сеть МФО, расширяющую филиальную сеть банка, причем при относительно небольших затратах.

Осуществление третьего подхода — кредитования банками успешных небанковских микрофинансовых институтов, совершенно необходимо, поскольку даже дочерние МФО крупнейших банков не смогут полностью обеспечить потребности микробизнеса, а также потребителей, проживающих в небольших населенных пунктах.

Так, например, филиальная сеть крупнейшего банка — Сбербанка России включает около 21 тыс. точек обслуживания, в то время как в России насчитывается более 140 тыс. малых населенных пунктов с числом жителей от 100 человек и выше, в которых социально-экономическая обстановка, как правило, наиболее сложная. Как следствие, основными финансовыми учреждениями в малых населенных пунктах часто могут быть только и исключительно небанковские микрофинансовые институты.

Исходя из проведенного нами анализа рынка спроса и предложения, для удовлетворения текущих финансовых потребностей в микрокредитах субъектов предпринимательства на территории страны требуется примерно 200 млрд руб.  (это позволит кредитовать ежегодно 1 млн субъектов микробизнеса при средней сумме микрокредита в 200 тыс. руб.)

Для кредитования начинающих предпринимателей (start-up) из числа безработных и других незащищенных социальных групп населения, понадобится до 30 млрд руб. в год, что обеспечит финансированием еще 200 тыс. начинающих предпринимателей.

Понятно, что обеспечить такие потребности, да еще в условиях заметных территориальных диспропорций, может только сильная и диверсифицированная система  микрофинансирования, включающая различные финансовые институты.

Составляющие небанковского рынка

Какими же могут быть составляющие небанковского микрофинансового рынка?

В мире известно несколько основных форм организации микрофинансовой деятельности. Появившись в секторе некоммерческих организаций, она постепенно распространилась на кооперативную финансовую систему, коммерческий сектор и банки. При этом максимальной эффективности микрофинансовых программ можно достичь в случае опоры на несколько несвязанных видов МФИ с учетом интересов различных групп инвесторов и потребителей микрокредитов.

Например, один из главных видов МФИ — кредитный кооператив. Модель замечательная, однако, при всей своей эффективности, она является непривлекательной для частных инвесторов, поскольку не позволяет им управлять вложенными инвестициями пропорционально их объему. Для последних более разумной является форма коммерческой микрофинансовой организации (хозяйственного общества).

В то же время, для выполнения ряда специальных задач, связанных с закрытием «провалов рынка», то есть предоставлением финансирования наиболее рисковым категориям заемщиков, не отвечающих требованиям и возможностям частных организаций, могут организовываться специальные НКО, опирающиеся на поддержку государства. Например, фонды поддержки малого предпринимательства.

Такова структура рынка, которую мы считаем оптимальной для России.

Что должно предпринять государство?

Для обеспечения устойчивого долгосрочного развития рынка, снижения рисков и притока частных и институциональных инвестиций в сектор микрофинансирования, необходимо обеспечить скорейшее приятие закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Закон определит параметры микрофинансовой деятельности, виды организаций для включения в государственный реестр МФО, их права и обязанности, а также даст возможность разработать особые налоговые режимы для МФО и реализовать иные меры поддержки со стороны государства, повышающие привлекательность микрофинансирования для частных инвесторов, государственных и благотворительных программ.

С другой стороны, законом планируется установить требования по защите прав потребителей микрофинансовых услуг, в том числе и норму о раскрытии МФО информации об эффективной процентной ставке по микрозайму.

Международный опыт показывает важность регулирования микрофинансовой деятельности обособленно от классической кредитной деятельности, в том числе с учетом особенностей формирования резервов на возможные потери по микрозаймам. Так, например, широко известный в мире Грамин-банк (Бангладеш) в рамках действующего регулирования формирует резервы на возможные потери по ссудам только по одному критерию — качеству обслуживания долга.

Существующий опыт свидетельствует о том, что для финансовой устойчивости и самоокупаемости микрофинансовых программ с достижением больших показателей территориального проникновения и охвата, снижение издержек, связанных с регулированием и надзором, является одним из основных факторов успеха. Выдача микрокредитов и работа в небольших населенных пунктах сама по себе является достаточно затратной. Высокие издержки надзора могут сделать ее полностью нерентабельной. Таким образом, мы приходим к одному из фундаментальных вопросов регулирования микрофинансовой деятельности: как обеспечить приемлемый баланс между необходимостью контроля рисков и снижением издержек надзора?

Важно понимать, что внешний надзор имеет своей целью не предотвращение кредитного риска как такового, а предотвращение его возможных негативных последствий — в первую очередь, риска утраты привлеченных средств физических лиц в ходе активных операций финансовой организации.

Это означает, в частности, что если МФИ не привлекает средства неограниченного круга физических лиц, необходимость в пруденциальном надзоре за его деятельностью отсутствует, достаточно мониторинга результатов. По мере роста возможностей МФИ по привлечению средств сторонних физических лиц и количества допустимых активных операций по их использованию должны пропорционально увеличиваться и требования надзора. В зависимости от масштаба рынка и уровня рисков, контроль над их соблюдением со стороны государства может быть как прямым, так и делегированным (через СРО).

Меры бюджетной поддержки и их эволюция

Начиная с 2009 г., Минэкономразвития РФ выделяет ресурсы на развитие микрофинансирования, в рамках антикризисных мер поддержки  малого  предпринимательства. Это большое достижение. Так, в прошлом году на капитализацию региональных фондов микрофинансирования было выделено около 2 млрд руб., что позволило организовать их работу более чем в 40 регионах РФ. В этом году планируется довести объем ресурсов таких фондов до 5-6 млрд руб., а количество регионов не менее, чем до 60.

Однако для обеспечения устойчивого развития рынка целесообразна специальная программа, направленная на системное развитие всего микрофинансового сектора.

Если есть программы поддержки банковского сектора, которому в достаточно больших объемах предоставляются различные бюджетные ресурсы, то почему бы не быть аналогичным программам развития сектора микрофинансирования? Это бы означало признание самостоятельной ценности и значимости институтов микрофинансирования и реальную поддержку тех высоких ожиданий, которые связываются с возможностями этого социально ориентированного сегмента финансово-кредитного рынка.

Параметры такой  программы еще только предстоит выработать, но очевидно, что ее мероприятия должны быть направлены, в первую очередь, на развитие инфраструктуры рынка.

Следует отметить, что именно такая модель регулирования предусмотрена  в законе «О кредитной кооперации», вступившим в силу 4 августа 2009 года. Тот же принцип положен в основу надзорных норм законопроекта «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Михаил Мамута

Подробнее о проблемах развития микофинансирования

12 августа, 2010 г.