• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Общественный договор в действии

Экономическая философия и теория общественного договора позволяет решать ряд практических экономико-политических задач: как проводить выборы, как организовывать аукционы и т.д. Разработаны и математические модели проведения переговоров между странами о квотах на выбросы в атмосферу. Решение проблемы климата теперь за политиками, отметил профессор Йельского Университета (Yale University) Джон Ромер

Джон Ромер (John Roemer) выступил на 10-й Международной встрече Общества по исследованию социального выбора и благосостояния (10-th International Meeting of the Society for Social Choice and Welfare), прошедшей в ГУ-ВШЭ 21–24 июля.

Немного истории

Экономическая философия и теория общественного договора начали активно развиваться в 1950-х гг., когда Кеннет Эрроу (Kenneth Arrow) доказал очень важную теорему, впоследствии названную его именем — Теорему о возможности Эрроу, или Парадокс Эрроу (Arrow Possibility Theorem, or Arrow Paradox). Эрроу вместе с Джоном Хиксом в 1971 г. получили Нобелевскую премию за вклад в развитие общей теории экономического равновесия и теории благосостояния («for their pioneering contributions to general economic equilibrium theory and welfare theory»).

Люди имеют разные предпочтения и разные ценности. Так можно ли, как предполагает демократия, разработать такой механизм агрегирования предпочтений людей в социальное решение, который был бы непротиворечивым, устойчивым и систематическим (consistent), чтобы всегда работал, например, при голосовании путем простого большинства (majority voting)? Эрроу показал, что таких методов нет. И в этом — принципиальный парадокс демократии.

Последующие исследования в рамках социальной и экономической философии концентрировались вокруг теоретических, то есть абстрактных проблем, не привязанных к особенностям той или иной страны. Вместе с тем они помогают найти некоторые универсальные решения, которые политики, работающие в поле «проб и ошибок», могут использовать, если разрабатываемые предложения представляются продуктивными. Например, много интересных работ ведется по теории аукционов. Уже наработаны очень хорошие предложения по механизмам их проведения. Однако они работают только и исключительно в том случае, если нет коррупции. Если же такая проблема есть, то предложить решения проблемы теоретики не могут. Решения, по-видимому, в этом случае должны лежать в плоскости разработки такой правовой системы, которая карает коррупцию и действенно ей противостоит.

Климат: договор между поколениями

Проблемы климата и использования природных ресурсов — также проблемы общественного выбора и общественного договора — между ныне живущим и будущими поколениями. Нынешнее поколение, подчеркивает профессор, должно использовать имеющиеся ресурсы справедливо, то есть с учетом интересов будущих поколений. Мы живем и для них, мы не должны разрушать все, объясняет Ромер.

Общество возлагало большие надежды на саммит в Копенгагене по Киотскому протоколу в прошлом декабре, отметил Джон Ромер, но добиться принятия конкретных обязательств не удалось и на этот раз. А собственно Киотский протокол, в котором не принимали участия США, сам по себе малоэффективен. Ведь основные объемы выбросов приходятся на США и Китай — по ¼ мировых выбросов углекислого газа в год. А в расчете на душу населения США абсолютный лидер с показателем 20 т СО2 в год на человека, отметил Джон Ромер (Китай выбрасывает только 5 т на человека в год). Именно эти две страны — США и Китай — ключевые в общемировых договоренностях. Они должны заключить соглашение, причем такое, которое будет беспрекословно выполняться. США — как более ответственная сторона в этом диалоге, должны взять на себя инициативу, считает Джон Ромер.

В прошлом году администрация США не могла этого сделать — реформа здравоохранения и общественные дебаты на эту тему просто не оставили для этого времени. Тем более что любые инициативы в решении климатических вопросов остро дискуссионные и в самих США. Так, одобренный Палатой представителей Законопроект об изменении климата (Climate change bill), предусматривающий контроль над выбросами, не был утвержден Сенатом. В США очень сильная политическая оппозиция этому закону, отметил Джон Ромэр. Она исходит от крупных энергетических, нефтяных, угледобывающих компаний (в США 18 штатов занимаются угледобычей), и рабочих, занятых в этих отраслях. Да и в целом население не готово поддержать какие-либо инициативы, которые могут привести к повышению цен на горючее. Низкая цена на топливо, поясняет Джон Ромэр, — одно из преимуществ США. Между тем понятно, что, если предлагаемый законопроект будет принят, горючее подорожает. Это, в свою очередь, заставит автомобильные компании производить более экономичные автомобили, а водителей — изменить свои предпочтения. Возможно, необходимо будет расширить предложения со стороны общественного транспорта. Есть надежда, что к саммиту в Канкуне, который пройдет в декабре 2010 г., администрация Барака Обамы примет конкретное решение, надеется Ромер.

Параметры задачи и дизайн

Согласно результатам исследований и расчетов, перед человечеством стоит задача сократить выброс углекислого газа до 2 т на человека в год к 2050 г. В противном случае не удастся предотвратить значительное повышение содержания углекислого газа в атмосфере и повышения ее температуры. Между тем, и текущий уровень содержания углекислоты (385 частиц на миллион) высок. В мировой истории подобный уровень был достигнут 4 млн лет назад. Тогда причиной высокой концентрации стала повышенная вулканическая активность, связанная со столкновением тектонических платформ, в результате которого образовались Гималаи. Известно, что тогда огромные выбросы углекислого газа в атмосферу привели к тому, что почти весь лед на планете растаял. Ни в Гренландии, ни на полюсах вообще не осталось льда. То есть, если стабилизировать ситуацию на нынешнем уровне, то в ближайшем будущем на планете будет проходить то же самое — массовое таяние льда, объясняет Джон Ромер. Поэтому задача состоит не в том, чтобы сократить объемы выбросов, но и в том, чтобы сократить содержание углекислого газа в атмосфере. Технологии, которые позволяют это делать, уже есть, но первый необходимый шаг — прекратить дальнейшее загрязнение атмосферы. Именно для этого и нужен общественный договор, уверен ученый.

Если есть политическая воля, то проблему решить все же можно. Понятно, что путем простого введения налогов на выбросы, которые производители легко переложат на потребителей через повышение цен, двигаться нельзя. Совсем другая перспектива рисуется при выборе другого варианта, предусматривающего установление квот на выбросы.

Механизм в целом прост, поясняет Джон Ромер: устанавливается допустимое для планеты общее количество выбросов, создается система ваучеров и обеспечивается возможность трансфера этих ваучеров между компаниями. Установить, сколько должно быть ваучеров, не проблема, уверен ученый. И она может быть решена в несколько раундов переговоров между странами. Сначала об общем количестве таких ваучеров, потом — о распределении между странами. Как проводить подобные переговоры — на эту тему тоже есть наработки, в которых помогла математика, позволяющая «проиграть» возможные сценарии с участием всех сторон, которые могут внести разумные предложения. По существу, — дело за политической стороной проблемы, в первую очередь, за проведением тех мероприятий, которые могут снять противодействие процессу достижению договоренностей, подчеркнул Джон Ромер. Например, мер, гарантирующих рабочие места тем, кто может стать безработным, прежде всего в угле- и нефтедобыче.

Подготовила Юлия Литвинова

3 августа, 2010 г.