• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кадровый голод индустрии будущего

По прогнозам «Роснано», если ситуация с подготовкой кадров по нанотехнологиям не изменится, в стране может сложиться дефицит кадров для новой индустрии. Cоздать достойное предложение на этом рынке призвано государственно-частное партнерство в сфере подготовки кадров, считает директор департамента образовательный программ «Российской корпорации нанотехнологий» Елена Соболева

Высота должна быть взята

Задачи перед  пионерами наноиндустрии поставлены масштабные. Они подкреплены множеством программ и документов, в частности, Программой развития наноиндустрии в РФ до 2015 года. К этому времени объем продаж российской продукции нового сегмента рынка  должен составить 900 млрд руб., а экспорт ее продукции — 180 млрд руб.

Очевидно, что решение вопроса о воспроизводстве  научных кадров  в рамках весьма амбициозных задач  просто неизбежно. Дилемма — финансировать ли фундаментальную науку — в этом свете  и не дилемма вовсе. Финансировать надо, но необходимо найти пути наиболее эффективного вложения средств. Возрождение отечественного научного потенциала — задача многосторонняя. Слишком многое надо иметь в виду, в частности,  просто-напросто не позволить научной мысли затормозить свое развитие и обновление.

Правительством РФ была принята Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. Средства на нее выделены в основном федеральные: всего на 2009–2013 гг. (в ценах соответствующих лет) — 90,454 млрд руб., в том числе  80,39 млрд руб. — бюджетных,  внебюджетных — 10,064 млрд рублей. Задачи — амбициозные, в основном, связанные с омоложением отечественной науки. Планируется значительно увеличить численность исследователей, преподавателей,  профессуры в возрасте от 30 до 39 лет.

При этом важно понимать, что наука — это первоисточник формирования инновационных идей, создание наноиндустрии  как новой отрасли. Она должна находится в руках   дипломированных специалистов, готовых работать с конкретной задачей, в четко определенных условиях. А их пока совсем немного.

В октябре 2009 г. на II Международном форуме по нанотехнологиям  президент Дмитрий Медведев назвал цифру, которая характеризует кадровую потребность рынка новой индустрии к 2015 году: 150 тыс. человек. Создание этого рынка должно стать следствием, в большой мере, инвестиционной деятельности государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий».

К 2015 г. России будут нужны 150 тыс. специалистов в области нанотехнологий, а пока система образования готовит  чуть более 3 тыс. чел. в год

Профстанданты

Оценив ситуацию, ГК «Роснанотех» занялась решением вопросов опережающей подготовкой и переподготовкой кадров для нужд  инвестиционных компаний, многие из которых пока только создают опытные образцы своей будущей продукции и закупают оборудование. Нужна особенная система — непрерывного образования, — которая не только будет снабжать отрасль кадрами, но и постоянно совершенствовать программы их подготовки. Последний фактор — необходимое условие для передовой отрасли.

Уже сейчас нехватка специалистов ощущается на предприятии, скажем, по мере запуска новых цехов, отделений, которые связаны с нанотехнологиями. ГК «Роснанотех» на  льготных условиях работает с такими работодателями, которые сами обращаются за консультативной поддержкой и активно ищут нужных специалистов.

Сегодня ясно, что компетенции для новой отрасли нужны специфические, потому что нанотехнологии охватывают различные  сегменты рынка. Продукция на их основе производится в авиационно-космической сфере, атомной, пищевой промышленности, в сельском хозяйстве. Все это означает, что необходимо вычленить функции, которые выполняются работником на основе использования нанотехнологий, описать их.

ГК «Роснанотех» пытается это делать, причем аккуратно: скажем, в нынешнем  году  было запланировано формирование только трех профессиональных стандартов. Создание подобных стандартов — совместная работа   ученых, работодателей, технологов.

Учебные программы

Программы подготовки (уровень не ниже магистратуры) и программы переподготовки (в основном — программы профессиональной переподготовки) разрабатываются в соответствии с прямым заказом, сформулированным работодателем и включающим в себя требуемые практические знания, навыки и умения, необходимые для работы на конкретных предприятиях.

В результате конкурсных процедур отобраны пока 26 образовательных программ. Победителями  конкурсов стали ведущие университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Иркутска, Перми, Екатеринбурга, Рыбинска, а также научные центры — Институт химии силикатов и Институт биологии гена РАН. Точкой пересечения интересов рынка труда и вузовских программ становятся профстандарты.

Привычка отечественных компаний доучивать выпускников  в «собственных»  университетах, а также в рамках иных корпоративных программ развития (наставничества, дополнительных курсов и тренингов) укоренилась  в рамках системы «вуз — рынок труда». Внутрикорпоративные центры переподготовки вполне имеют право на существование. Впрочем, эти структуры не могут полностью заменить специализированные программы. Многим работодателям проще иметь крепкие партнерские связи с университетами, знать о существующих программах, заказывать их. А университеты, в свою очередь, недооценивают роль дополнительного образования, которое является необходимым для освоения специалистом новых технологий, привыкания  к требованиям бизнес-процесса.

Таким образом, крайне важно разрабатывать и образовательные, и профессиональные стандарты. Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ, о которой так много говорится в последнее время, будет проводиться  именно на  основе профстандартов. Кстати, в законе РФ «Об образовании» заложен механизм реализации общественно-профессиональной аккредитации: «...К компетенции государственных органов управления образованием в обязательном порядке относится <...>  государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации» (ст.37). Вузовская программа, прошедшая общественно-профессиональную аккредитацию,  будет иметь высокий рейтинг, ведь она разработана  и согласована собственно с работодателем.

Бакалавриат и магистратура: преимущества системы

Переход на двухуровневую систему образования дает  возможность изменить содержание программ. Бакалавриат наполнен общими знаниями, это база. Магистратура  позволяет углубиться и «заточить» компетенции, ввести активный исследовательский компонент, например, реализацию отдельного проекта. Так, «Роснано» сейчас начинает набор стажеров — магистров второго года обучения — из технических вузов, с которыми у госкорпорации налажено сотрудничество (МГУ, МГТУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ).

Кто-то увлекается наукой, имеет хорошее техническое образование (бакалавриат), а в магистратуре готов углубиться в нанотехнологии. На втором году магистратуры такие студенты смогут выполнить магистерские работы, принимая участие в проектах «Роснано». Так они обретут навыки работы в бизнес-среде, опыт  работы на рынке технологий, познакомятся с  методами продвижения проектов, инвестиционным менеджментом.

Пока речь идет о программах, которые разрабатывают и реализуют технические вузы, причем, иногда — в консорциуме с зарубежными университетами.

Неплохо работают партнерства, когда на конкурс выходит российский университет в паре с университетом Германии или Великобритании. Совместная работа осуществляется за счет индивидуального найма западных профессоров на прочтение курсов и работу с преподавателями.

Другой  вариант сотрудничества с западными университетами — стажировки. Как правило, выбор останавливается на университетах с довольно широким кругом коммерческих центров. Важно, чтобы будущие специалисты видели инновационную структуру, не понаслышке знали, как она функционирует.

«Роснано» нацеливает  вузы на то, что им предстоит работать со взрослыми людьми, уже имеющими базовое инженерное образование (как минимум, уровня бакалавра). То есть задача обучения таких людей — готовить специалистов, способных быстро воспринимать достижения науки и переводить их в плоскость конкретных технологий. К разработке такого рода программ, которые можно назвать программами переподготовки или повышения квалификации, образно говоря, доподготовки специалистов, привлекаются ведущие зарубежные специалисты в области фундаментальных и прикладных исследований в сфере нанотехнологий, инновационного менеджмента и коммерциализации технологий.

Понятно, что работа по созданию профстандартов и формированию образовательных программ — это не все, что необходимо для удовлетворения кадрового голода нарождающейся индустрии. Конечно, нужна и инфраструктура отрасли, то есть  профессиональные кадровые агентства, консалтинговые структуры. Но эта система, как мы полагаем, отладится и заработает по собственно рыночным законам, то есть, сложится в ответ на растущий спрос на подобные услуги. «Роснано» же концентрирует свои усилия на тех направлениях, которые собственно для рынка непосильны.

Беседовала Ирина Ильинская

2 августа, 2010 г.