• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новый курс» №27

Показатели роста экономики сильно зависят от того, как именно пересчитывать данные по старым методикам; Газпром может начать платить в бюджет на уровне, сравнимом с нефтянкой — две темы из еженедельного обзора Центра развития ГУ-ВШЭ

МЭР вновь пересмотрел историю

На этой неделе Министерство экономического развития обнародовало новые оценки, согласно которым рост ВВП за первое полугодие составил 4,2%. Можно было бы только порадоваться за то, что ориентир в 4% роста уже достигнут, даже если его причина — отскок полугодовой давности. Правда дополнительная информация, озвученная министром: в частности «в мае с.г. в годовом исчислении — на 5,8%, с учетом очищенной сезонности — на 0,4%»  несколько противоречит интерактивному графику о динамике ВВП, размещенному на титульной странице ведомства. Согласно этому графику, уровень ВВП в мае 2009 года составлял 95,2 (100 = дек. 2008), в мае 2010 года — 99,6, в апреле — 99,2.

Динамика ВВП со снятой сезонностью, дек. 2008=100

Динамика ВВП со снятой сезонностью 


Источник: МЭР

Таким образом, вторая часть информации соответствует графику, но при этом годовой рост должен составить не 5,8%, а 4,6%. В июне рост ВВП должен был составить не 4,9% г/г, а 4,4% г/г, а в целом за первое полугодие не 4,2%, а 3,6–3,7%. Все это очень напоминает ситуацию квартальной давности, когда МЭР существенно пересмотрел сезонно сглаженный рост ВВП в меньшую сторону (см. график). Тогда темпы роста понизились в среднем на 1% — МЭР признал, что в 1 квартале ВВП все-таки падал, а не рос. С учетом исторической погрешности в этих данных и явных нестыковок в цифрах, к ним надо относиться осторожно.

Показатели роста ВВП

 к предыдущему кварталук пред. году
 2К20093К20094К20091К20102К20101к/1к2к/2к
первоначальная оценка-0.51.23.70.6-4.5-
новая оценка-0.72.01.7-0.20.62.94.4

Источник: МЭР, расчеты Центра Развития

Но лучше, наверное, вообще не заострять внимание на этих подробностях, все равно в  октябре Росстат пересмотрит данные по ВВП аж с 2006 года.

А из текущих оценок МЭР следует три вывода относительно будущей динамики.

Первый: даже по оценкам МЭР, которые наверняка будут пересмотрены еще не раз, экономика не вышла на уровень, необходимый для достижения 4% в целом за год — для этого в оставшиеся полгода экономика должна расти в среднем по 1% в месяц (а это 12% в год). Второй: уровень в 3% роста в целом за год, который раньше означал стагнацию, все еще выглядит доступным — однако сейчас для его достижения необходимо чтобы в оставшиеся месяцы до конца года экономика росла средним темпом 0,2% в месяц. Третий: достигнуть этих темпов роста  может оказаться достаточно сложно, так как росту во втором квартале сильно поспособствовали программа утилизации автохлама и экспорт металлов, объемы которого (вслед за нефтью и газом), вышли на исторические максимумы.

Максим Петроневич

Налоговые каникулы Газпрома могут закончиться

Министерство финансов России предлагает правительству набор налоговых мер, позволяющих за период с 2011 по 2013 год получить в федеральный бюджет дополнительно свыше 1 трлн. руб. Самыми масштабными из этих мер являются индексирование ставки НДПИ на нефть на 6,5% в 2012 году и на 5,4% в 2013 году, которое должно принести в бюджет 225 млрд. руб. и повышение НДПИ на газ на 61% в 2011 году и на уровень запланированной инфляции в 2012 и 2013 годах. От такого повышения федеральный бюджет за три года получит 181 млрд. руб. Отметим, что индексирование ставки НДПИ на нефть является  проявлением непоследовательности в налоговой политике. Совсем недавно, с 2009 года, ставки НДПИ на нефть были снижены за счет корректировки коэффициента, характеризующего динамику мировых цен. Хотя и Минфин понять можно, суверенные фонды кончаются, а расходы снизить не удается.

Решение о повышении НДПИ на газ давно перезрело. Уровень налогообложения в нефтяном и газовом секторах экономики существенно различаются. Сравним налоговую нагрузку по НДПИ при добыче нефти и газа в 2009 году.

 НефтьГаз (в нефтяном эквиваленте)
Производство (млн. т.)494,2474,8
Поступления от НДПИ (млрд. руб.)934,375,0
Удельные поступления (млрд.  руб./млн. т)1,90,16
«Равновесное» соотношение удельных поступлений по НДПИ по нефти и газу (млрд. руб./млн. т.) 1,90,57

Источники: данные BP, Федерального казначейства, расчеты Центра развития

Непосредственное сравнение налоговой нагрузки по НДПИ на нефть и газ  может вызвать несколько возражений. Во-первых, экспортные цены на газ ниже экспортных цен на нефть, с учетом перевода в нефтяной эквивалент. По данным Банка России, в 2009 году средняя экспортная цена нефти за 1 тонну составляла 409 долл. В этом же году средняя экспортная цена газа в нефтяном эквиваленте составляла 276 долл. также за 1 тонну.

Во-вторых, цены на газ на внутреннем рынке существенно ниже мировых, условия продажи газа на внутреннем рынке отличаются от условий продажи нефтепродуктов. Предположим, что для части газа, реализуемой на внутреннем рынке, повышение НДПИ на 60% соответствует рыночным условиям. Такое предположение более чем справедливо с учетом того, что рыночные цены на газ с 2006 года выросли более чем на 100%. Тогда «равновесный» уровень НДПИ на часть газа, идущую на экспорт, с учетом нефтяного эквивалента и разности в экспортных ценах на нефть и газ будет равен (по условиям 2009 года) 1,3 млрд. руб. за млн. т. газа в нефтяном эквиваленте. С учетом того, что в настоящее время на экспорт идет около 30% добываемого газа, равновесный уровень ставки НДПИ на газ в  условиях 2009 года составлял бы 0,57 млрд. руб./млн. т. или около 500 рублей за 1000 куб м. газа.

Повышение ставки НДПИ на газ до указанного уровня при прочих равных позволило бы привлечь в бюджет дополнительно 180 млрд. руб. за год (а не за три года) и проводить более последовательную политику в налогообложении нефтяного сектора. По итогам 2009 года прибыль от продаж группы «Газпром» составила 840,3 млрд. руб.  Таким образом, повышение НДПИ  не поставит газовый сектор в чрезвычайное финансовое положение.

В настоящее время, при повышении экспортных цен на газ доля налогов в выручке Газпрома «парадоксальным образом» быстро снижается. Одним из действенных способов нормализации системы налогообложения газового комплекса является привязка ставки НДПИ на газ к экспортным ценам, как это сделано для нефти, индексации по инфляции недостаточно.

Все приведенные расчеты и аргументы могут быть легко опровергнуты газовым лобби. По крайней мере, до сих пор все попытки повысить уровень налогообложения в газовом комплексе успешно блокировались. Аргументация Газпрома в пользу сохранения нынешнего уровня налогообложения не меняется уже в течение ряда лет: необходимо осваивать новые месторождения на Ямале, реализовывать масштабные инвестиционные программы, в связи с этим  уровень  налогообложения нужно не повышать, а наоборот понизить. Уже стало правилом, что Правительство проявляет чуткость к проблемам Газпрома, компания  уже заявила об инвестиционных планах на 2011 год, в которых инвестиции почти вдвое превышают уровень 2009 года. Заметим, что за снижение производства и потерю части европейского рынка в 2009 году Газпром никто не пожурил. В современных условиях даже Минфин не замахивается на существенный рост налоговой нагрузки газового гиганта.

Андрей Чернявский

Полный текст бюллетеня «Новый курс» №27, 17–23 июля 2010 г.

28 июля, 2010 г.