• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальные сети и предпринимательство

Социальные сети — важный фактор ранней предпринимательской активности, они обеспечивают малым нарождающимся бизнесам и необходимые финансовые ресурсы, и доступ к информации самого разного характера, — таковы выводы исследования, проведенного под руководством директора Центра предпринимательства ВШМ СПбГУ Галины Широковой

Актуальность темы социальных сетей связана с особенностью их развития, с тем влиянием, которое они имели на карьеру, на доступ к ресурсам еще с советских времен. И сегодня личные контакты продолжают оказывать большое влияние на формирование и развитие бизнеса. Социальные сети обеспечивают доступ не только к финансам, но и к информации, к компетентной помощи, к консультациям, например, по вопросам, как создать бизнес. Социальные сети обеспечивают приобретение легитимности нового бизнеса и его репутацию.

Исследование проводилось на базе данных Глобального мониторинга предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitoring, GEM) за 2006–2008 гг. (по данным для России, 5493 анкеты). Социальные сети в широком смысле — это личные знакомства предпринимателя, контакты; и не только с другими предпринимателями, но и с друзьями, знакомыми, родственниками. Но в рамках исследования интересны, в первую очередь, личные знакомства предпринимателя или потенциального предпринимателя с другими предпринимателями.

Основной упор в исследовании сделан на структурный подход, поскольку именно он дает возможность сфокусироваться на самом важном — на ресурсах. Когнитивный и отношенческий подходы рассматривают несколько другие аспекты влияния социальных сетей.

Рассматривалось две стадии развития бизнеса в соответствии с методологией GEM, которая выделяет 2 стадии ранней предпринимательской активности: стадия рождения фирмы (от 3-х месяцев до 3,5 лет) и стадия выживания (больше 3,5 лет). Стадия рождения фирмы включает в себя нарождающихся предпринимателей, т. е. тех, кто в течение предыдущего года предпринимал активные действия по созданию бизнеса; и владельцев вновь созданного бизнеса, т. е. тех, кто управляет вновь созданным предприятием и получает доход от его деятельности более 3-х, но менее 42 месяцев. Вместе взятые, эти две категории предпринимателей составляют базу для расчета индекса предпринимательской активности (ТЕА).

Предполагалось, что социальные сети будут оказывать большее влияние на уровень предпринимательской активности на стадии рождения и меньшее влияние на стадии выживания. В качестве основной переменной, характеризующей наличие социальной сети, использовался показатель, определяющий знакомство человека с предпринимателем.

Среди независимых переменных выделены готовность использовать новые возможности, компетентность, страх провала, возраст, пол, т.к. они косвенно влияют на предпринимательскую активность. От возраста и пола зависят качество и количество социальных сетей и готовность быть вовлеченным в эти социальные сети. Готовность использовать новые возможности — это ожидания людей относительно условий, которые будут существовать следующие полгода с точки зрения  создания бизнеса. Компетентность показывает процент людей, полагающих, что они обладают достаточными знаниями, навыками и опытом для открытия собственного дела.

Для анализа данных использовались механизмы нейронных сетей, позволяющие оценить не только качественное, но и количественное воздействие разных факторов на развитие фирмы. Логика использования похожа на создание искусственного интеллекта: происходит обучение сети. Более того, нейросетевые алгоритмы позволяют строить прогноз в условиях дефицита информации. Сеть обучается на трех наборах данных: за 2006 (1894 анкеты), 2007 (1939 анкет) и 2008 (1660 анкет) гг. Обучение сети происходит при изменении одной из независимых переменных при неизменных остальных.

Эволюция бизнеса и характер отношений

Полученные результаты показывают, что чем больше доля людей, знакомых с предпринимателями (создавшими свой бизнес в течение последних двух лет), тем выше доля  нарождающихся предпринимателей и владельцев вновь созданного бизнеса. То есть, чем больше людей знакомы с предпринимателями лично, тем выше индекс TEA. Причем на стадии создании бизнеса имеют значения многие категории соцсетей. Как те, которые помогают получить доступ к ресурсам (инвесторы, бизнес-ангелы), так и те, которые могут обеспечить иные виды поддержки, включая эмоциональную.

На стадии выживания и роста — уже в более устоявшейся ситуации — эти отношения становятся менее значимыми, и более формальные отношения, например, установление взаимоотношений с клиентами, поставщиками и т.д., играют бОльшую роль. Т.е. социальные сети имеют динамичный характер и эволюционируют и меняются по мере эволюции и развития бизнеса.

Знания, ожидания, боязнь провала

На основе анализа данных за 2006, 2007 и 2008 гг. выявлено, что вовлеченность предпринимателя в социальные сети — увеличение доли людей, знакомых с предпринимателем — до 45% приводит к росту ранней предпринимательской активности (ТЕА) на 1,7 п.п. (см. Граф.1). Т.е. наблюдается выраженная положительная взаимосвязь между этими двумя переменными. Далее это взаимосвязь остается положительной, но немножко снижается убывать (в целом на 0,5 п.п. к точке, где значение переменной 100%).

Различные исследования фиксируют, что люди в два раза чаще готовы начать предпринимательскую карьеру, если у них есть друзья или знакомые предприниматели: более 70% предпринимателей (по итогам 2009 г.) отметили, что лично знакомы с человеком, который в последние 2 года открыл свое дело, при этом среди нарождающихся таких чуть меньше 90%. В целом по выборке (взрослое население) — 31% в 2009-м г. (около 36% в 2008-м г. и 42% в 2006-м г.).

В среднем в инновационно-ориентированных экономиках (подробней см. GEM) 35% взрослого населения указывают (по данным 2008 г.) на знакомство с людьми, которые в последние два года открыли свое дело, в ресурсно- и эффективностно-ориентированных — 45% и 41%, соответственно.

График 1. Зависимость ранней предпринимательской активности от доли людей, которые знакомы с людьми, создавшими свой бизнес в течение двух последних лет

Зависимость ранней предпринимательской активности от доли людей, которые знакомы с людьми, создавшими свой бизнес в течение двух последних лет

Источник: Глобальный мониторинг предпринимательства, Россия 2009

Уверенность в собственных силах не всегда влияет на активность предпринимательства. До тех пор, пока доля уверенных в собственных силах не повысится до уровня в 25% , связи с показателями динамики предпринимательской активности не наблюдается. Однако после этого порога процент населения, являющегося нарождающимися предпринимателями и владельцами вновь созданного бизнеса, увеличивается на 3 п.п. по мере увеличения доли людей, уверенных в своих силах (см. Граф. 2).

Интересен результат, характеризующий готовность использовать новые возможности и ее влияние на индекс предпринимательской активности. Обнаружено, что связь этих двух переменных положительна, но только до тех пор, пока доля людей, полагающих, что следующие полгода будут благоприятны для создания бизнеса, не достигнет 30%. Далее эта связь негативна. И когда 60% населения считают, что условия будут благоприятны, тогда уровень предпринимательской активности оказывается ровно таким же, как и в том случае, когда перспективы кажутся нерадужными всем, кто потенциально мог бы стать предпринимателем (см. Граф. 3).

Графики 2, 3, 4 Зависимость ранней предпринимательской активности от «компетенций», «благоприятной среды» и «боязни провала»

Зависимость ранней предпринимательской активности от "компетенций" Зависимость ранней предпринимательской активности от "благоприятной среды" Зависимость ранней предпринимательской активности от "боязни провала"

Источник: Глобальный мониторинг предпринимательства, Россия 2009

На стадии устоявшегося бизнеса рассмотренные показатели оказывают очень незначительное влияние (хотя положительная зависимость влияния личных связей на устоявшихся предпринимателей сохраняется).

Итак, знакомство с предпринимателями оказывает значимое влияние на создание бизнеса; обучение, наличие знаний и уверенность в них и в собственных навыках, компетенциях, благоприятно влияют на уровень предпринимательской активности. А восприятие бизнес среды как благоприятной для создания нового бизнеса в России оказывает положительное влияние только до определенного уровня.

Национальная культура и профессиональная инфраструктура

Что касается национальной культуры, то она не в полной мере способствует поддержанию идеи личного успеха, не поощряет предпринимательский риск и стремление к новому. Данные вопросы исследуются в рамках интервью с экспертами по предпринимательству. Средняя оценка российской культуры — 2,54 балла из 5 (5 — максимум).

В 2008-м г. 5% экспертов и 3% предпринимателей согласились, что российские нормы отрицательно влияют на предпринимательство. В 2009 г. увеличилась доля экспертов — с чуть более 20% до чуть более 30%, — которые указывают меры по улучшению социальных норм, отношения к предпринимательству, как один из трех наиболее важных факторов улучшения предпринимательского климата.

Лучше всего культурные и социальные нормы оценены в инновационно-ориентированных экономиках — 3 балла. В эффективностно- и ресурсно-ориентированных — 2,7 и 2,8 баллов соответственно. То же касается и уровня коммерческой инфраструктуры (коммерческие, учетные, юридические службы и организации, оказывающие поддержку новому, малому и растущему бизнесу): 3,5, 2,8 и 2,9 баллов. При этом эксперты отметили, что в большинстве стран в 2009-м произошло улучшение этих показателей по сравнению с 2008-м г.

По оценкам экспертов, в России такой фактор как коммерческая и профессиональная инфраструктура не оказывает негативного влияния на развитие предпринимательства (уровень инфраструктуры оценен в 3,04 балла из 5 максимальных в 2009-м г.). В 2008-м г. меньше 3% как предпринимателей, так и экспертов заявили о ней как о факторе, отрицательно влияющем на предпринимательство; в 2009-м г. около 12% (около 5% в 2008-м г.) экспертов посчитали ее фактором, в отношении которого необходимо предпринимать меры для улучшения предпринимательского климата (предлагалось выбрать три ключевых).

Ограничения исследования и практическое применение

Основное ограничение исследования и, следовательно,  практического применения его результатов связано с  использованием только одного прямого показателя, характеризующего наличие социальных сетей, — знакомства с предпринимателем. Остальные показатели имеют косвенное отношение к социальным сетям, поэтому необходимы дальнейшие исследования данного вопроса с использованием большего количества показателей, непосредственно относящихся к социальным сетям.

Еще одним ограничением выступает использование данных GEM только по одной стране — России. Несмотря на то, что разработанная нейронная сеть обучалась на данных всех стран — участниц проекта GEM, — проверка выдвинутых предположений проводилась на базе только одной страны. Представляется, что необходимы дальнейшие исследования с использованием данных других стран и проведение сравнительного анализа полученных результатов, что позволит получить более точную картину влияния разных показателей на предпринимательскую активность на различных стадиях развития бизнеса.

Однако для практиков важны знания о наличии влияния разных показателей, которое они могут оказывать на решение относительно основания и развития бизнеса — на различных стадиях развития предпринимательской фирмы.

Галина Широкова
Статья подготовлена на основе доклада в рамках Апрельской  XI МНК ГУ-ВШЭ на сессии «Предпринимательство»

Презентация доклада Г. Широковой

27 июля, 2010 г.