• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диалог работодателя и работника. По-польски

Для более продуктивной коммуникации между работодателем и представителями профсоюзов рабочих в Польше необходимо провести фундаментальную реформу трудового законодательства, считает политик и профессор права Университета г. Лодзь (Польша) Михал Северински (Miсhal Sewerynski)

Он выступил с публичной лекцией «Реформа польского трудового права в современных условиях» на кафедре трудового права ГУ-ВШЭ

Организация профсоюза

После развала СССР Польша не стала вносить значимые изменения в законодательство относительно профессиональных союзов и сохранила их права практически в полном объеме. Однако, по мнению некоторых политиков, права и свободы профсоюзов чрезмерно широки для нового демократического строя Польши и нуждаются в реформировании.

К примеру: для организации полноценного профсоюза, согласно действующему польскому законодательству, достаточно десяти человек и количество таких профсоюзов на одном предприятии законодательно не регламентировано. Это создает непростую ситуацию для работодателя, так как он обязан встречаться для проведения переговоров с каждым профсоюзом в отдельности. Понятно, что при этом возникают дополнительные траты времени и рождается нездоровая, как полагает лектор,  конкуренция между самими организациями по защите прав рабочих, стремящихся заполучить внимание работодателя.

Поэтому политики предложили пересмотреть эту норму закона в пользу повышения минимального числа рабочих, необходимого для создания профсоюза. Эта инициатива, однако, по заключению  Международной организации труда (МОТ), противоречит конвенции № 87 «О защите права объединяться в профсоюзы».

Более правомерно, по мнению Михаила Северински, было бы пойти по пути Франции, в законах которой не прописано, сколько должно быть рабочих для организации профсоюза.

Так как в частном секторе, преобладающем в экономике Польши, среднее количество рабочих на предприятии в среднем — четыре-пять человек, то согласно действующему законодательству, они лишены права создавать профсоюз. Еще одним решением проблемы в  частном секторе может стать создание на предприятии делегатов от профсоюзов, наделенных юридическими правами наравне с профсоюзами госпредприятий.

Регистрация профсоюза

С точки зрения самих профсоюзов проблему представляет  регистрация профсоюза как организации  в Польском реестровом суде (Krajowy Rejestr Sadowy) с внесением записи в журнал реестров народного хозяйства (REGON). Многие правозащитники считают, что процедуру следует упростить, потому что действующее правило противоречит конвенции № 87 МОТ и нарушает права рабочих и их свободы по организации профсоюзов.

Согласно правилам организации профсоюза, последний не только может быть поделен на отдельные секции (не менее 10 человек), но имеет право наделить отдельных членов секции статусом юридического лица. Рабочие в этом статусе могут предпринимать любые действия независимо, не считаясь с мнением профсоюза, вплоть до самостоятельной организации забастовки. Но впоследствии, если суд вынесет решение о незаконности такой забастовки и обяжет оплатить ущерб от ее проведения, то ответственность возлагается на юридическое лицо, у которого, как правило, денег нет. А профсоюзы категорически отказываются от любых претензий по той причине, что юридическому лицу делегируется не только статус, но и полная ответственность за свои действия перед законом.

В новом польском кодексе по труду эту норму следует упразднить, уверен Северински, чтобы любая деятельность осуществлялась только от имени целого профсоюза и организация сама бы несла полную, в том числе и материальную, ответственность за свои действия.

Защита от увольнений

В МОТ прописаны гарантии защиты активистов профсоюзов от увольнений. А так как в Польше не ограничено максимальное количество профсоюзов на одном предприятии, то это создает препятствие работодателю в увольнении рабочих.  Ситуация в некоторых случаях может быть весьма казусной: если на одном предприятии работает сто человек, то они могут создать десять полноправных профсоюзов, что по закону гарантирует невозможность их увольнения. Такая практика существовала, и Верховный суд при рассмотрении подобных дел вынес решение, что организация профсоюзов после объявления работодателем об увольнении, незаконна.

Правила защиты от увольнений так же нуждаются в реформе, так как действующие ныне — наследие совсем иной, чем сегодня, политической системы, а собственно правил МОТ вполне достаточно, чтобы гарантировать необходимые свободы и работникам и работодателям.

Коллективный договор

В работе над новым кодексом о трудовых отношениях между рабочими и работодателем была рассмотрена возможность уйти от строгой законодательной регламентации трудовых прав и отношений. Оставляя за законом определение только минимально необходимых гарантий, все прочие права и обязанности, включая уровень оплаты труда социальным партнерам, предлагалось решать с помощью договорных отношений. Это предложение вызвало массу споров среди экспертов по трудовому праву. В результате пришлось отказаться от предложения минимизации законодательно определенных норм, оставив в законе все ныне действующие гарантии прав работников, включая минимальную оплату труда. Главным препятствием стало отсутствие профсоюзов на многих предприятиях частного сектора, которые могли бы защитить интересы рабочих при подписании договора.

Забастовки

В Польше, как и во многих других станах, запрещено бастовать политикам, судьям, прокурорам и другим работникам, чьи услуги относятся к жизненно важным, обеспечивающим нормальное течение общественной жизни.

Трактовка закона на право работников выражать протест в форме забастовок требует тонкости интерпретации, так как действующие законы показали свое несовершенство. В кодексе МОТ подобные права обозначены достаточно туманно, так что возникают трудности не только в правильном толковании самого термина, но и с определением, какие именно действия работников причисляются к понятию «забастовка».

Наглядной иллюстрацией могут послужить действия врачей, когда они отказывают в приеме больным, если заболевание не угрожает их жизни. В таких случаях пациентов отправляют на осмотр в больницу к дежурному врачу.

Другой пример — это голодовка на рабочем месте без отрыва от производства. С одной стороны, работник выполняет свои обязанности, но с другой стороны отказ от еды привлекает внимание СМИ и общественности.

Существующие в Польше законы никак не регламентируют ни протесты с помощью голодовок, ни сидячие забастовки, ни локаут.

В данном случае у профсоюзов есть лазейка и, уверенные в своей правоте, они расценивают эти действия как разрешенные, ссылаясь на отсутствие запрета в законе, однако работодатель оставляет за собой право увольнять рабочих в случае проведения локаута. И эта практика широко развита в Польше.

В предлагаемом проекте нового трудового законодательства, разработкой которого занимается группа профессоров и экспертов в области трудового права, относительно локаута прописана следующая норма: даже если суд вынес решение, что забастовка законна, то работодатель в случае длительных забастовок имеет право на защитный локаут. Но после урегулирования конфликта с работодателем, работник должен быть восстановлен на рабочем месте, так как в настоящий момент, в классическом варианте локаута трудящихся увольняют.

Планируемые поправки в польское законодательство не ставят задачи ущемлять или уменьшить права и привилегии  профсоюзов. Задача состоит в том, чтобы создать такой базис законов, которые будут способствовать более конструктивному диалогу работника и работодателя в рамках изменившегося демократического строя Польши, подчеркнул Михаил Северински.

Сюзанна Гетьман

23 июля, 2010 г.