• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Автопром как локомотив модернизации

Автомобильная промышленность может стать одним из локомотивов модернизации российской экономики. Для этого необходимо создание в стране базы поставщиков автокомпонентов и системы переподготовки кадров. При этом для иностранных инвесторов принципиально важна прозрачность правил игры, отметил вице-президент по продажам и маркетингу Volkswagen Group Rus Мартин Ян, выступивший на конференции «Европейский бизнес в России: сценарии посткризисного развития»

Цели и средства

Выбор автопрома в качестве локомотива модернизации экономики, который может тянуть за собой вперед другие отрасли — правильное решение, уверен Мартин Ян (Martin Jahn). Автомобильная отрасль — номер один в промпроизводстве: она генерирует огромную добавленную стоимость и создает около 10% мирового ВВП, предоставляя хорошо оплачиваемые рабочие места (в развитых экономиках примерно каждый 7-й–10-й занятый обслуживает автомобильную промышленность — прим. Opec.ru).

В России число занятых в автопроме примерно такое же, как в Индии и Бразилии. Но количество машин, производимых там, намного выше, чем в России (по данным PWC, в 2008-м г. коэффициент производительности — количество автомобилей на одного работника — в России составил 3,6 шт., в Бразилии — 9,6, в Индии — 5,1, в Германии — 8, в США — 7,9, в Китае — 4,5). Это говорит о меньшей эффективности производства в России и демонстрирует масштаб необходимых модернизационных мер, отметил вице-президент Volkswagen Group Rus.

Существенный провал российского автопрома — инвестиции в исследования и разработки, подчеркнул Мартин Ян. Неудивительно, что при этом очень низки показатели экспорта автомобилей. Вместе с тем, около 50% машин (78,3% в 2008 г. и 38,3% - в 2009 г., после повышения таможенных пошлин — прим. Opec.ru), продаваемых в России, — импортные.

Сегодня российское правительство ставит задачу сделать автопром ключевым сектором экономики. Согласно стратегии развития автомобильной промышленности до 2020 г., доля автомобильной отрасли в ВВП должна повыситься с 0,7% до 2,4% к 2020 г. А добавленная стоимость — с 21% до 48%. Это адекватные цели, главный вопрос заключается в том, как их достичь, задался вопросом докладчик. Пойдет ли правительство по пути предоставления денег и кредитов российским компаниям, или оно будет применять исключительно протекционистскую политику, или будет создавать благоприятные условия и стимулы для производителей, которые позволят повысить производство в России.

Русский Фольксваген

Концерн Volkswagen видит в российской экономике огромный потенциал. Ставка на модернизацию экономики, которую делает сегодня правительство страны, привлекательна для инвестора и может помочь России преодолеть зависимость от нефтегазового экспорта, считает Мартин Ян. В конце 2007 г. Volkswagen Group Rus запустила завод под Калугой (проектная мощность — 150 тыс. автомобилей в год, общая сумма инвестиций более 770 млн. евро, включая инвестиции в завод 570 млн. евро). И во многом именно благодаря этому компании удалось увеличить рыночную долю в России во время кризиса (Граф. 1). Это один из самых современных заводов концерна VOLKSWAGEN за пределами Германии. Компания также нацелена на развитие собственной локальной базы поставщиков, что, по сути, есть ключевой момент в плане развития российской экономики.

График 1. Рыночная доля Volkswagen Group Rus в России (только легковые автомобили, без легкого коммерческого транспорта), 2010 г. — прогноз

Рыночная доля Volkswagen Group Rus в России (только легковые автомобили, без легкого коммерческого транспорта), 2010 г., прогноз

Источник: Volkswagen Group Rus

В 2008 г. в России произведено около 60 тыс. автомобилей в режиме крупноузловой сборки (SKD). В ноябре 2009 г. запущено производство полного цикла (CKD). Сейчас в таком режиме производятся четыре модели: Volkswagen Tiguan, Skoda Octavia, Skoda Fabia и Volkswagen Polo седан, разработанный специально для российского рынка.

В 2009-м г. Volkswagen Group Rus выпустила 48,5 тыс. машин. По данным Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕВ), в 2008 г. было в общей сложности продано 131 017 автомобилей, на марку Volkswagen (легковые) пришлось 38,6%, Skoda — 38,7%, Audi — 13%. В 2009-м г. продано 94 018 автомобилей: Volkswagen — 42%, Skoda — 35,1%, Audi — 16% (остальные — Seat и легкий коммерческий транспорт)

Компания испытывает сложности с расширением сети поставщиков запчастей в России. На данный момент контракты заключены с 29 поставщиками. Большая часть — это международные компании, пришедшие в Россию вслед за иностранными автопроизводителями. Сложность в том, что российские поставщики автокомпонентов производят продукцию, которая не удовлетворяет требованиям по качеству и организации процесса поставок международных автопроизводителей. Для развития автомобильной отрасли в России необходимо стимулировать развитие существующих компаний и появление новых, работающих по международным стандартам.

Инвестиционный климат в России

В России мировые автопроизводители сталкиваются с целым рядом трудностей. Это и неразвитость инфраструктуры, и отсутствие управленческих стандартов у производителей автокомпонентов, и недостаток инвестиционных возможностей у потенциальных поставщиков. С одной стороны, в результате кризиса инвестиции в автомобильный сектор упали во всем мире. А с другой — сжатие на 50% автомобильного рынка России в 2009 г. понизило инвестиционную привлекательность страны в глазах международных производителей автокомпонентов.

Тем не менее, иностранные инвесторы уже построили в России заводы, а некоторые из них продолжают строить. И им нужны компоненты. Правительству в России следует выработать меры, которые выведут автокомпонентное производства в России из нынешнего тупика, отметил Мартин Ян. Необходимы действенные стимулы для международных компаний для прихода в Россию. При этом традиционным российским производителям предстоит заняться улучшением производственных процессов, бизнес-процессов и повышением качества.

Что хотят знать инвесторы

Любому инвестору необходимы четкие и прозрачные правила игры, подчеркивает Мартин Ян. В этом плане схема утилизации автомобилей, запущенная в марте этого года, работает очень хорошо. Даже несмотря на то, что она, в первую очередь, благоприятствует традиционным российским производителям. Другие программы правительства должны основываться на аналогичных принципах.

Важным фактором модернизации отрасли в целом является последовательное введение и ужесточение экологических норм. В России введение Евро-4 для автомобилей было отложено до 2012 года. Volkswagen Group Rus продает автомобили стандарта Евро-4 уже с 2006 года.

Огромной проблемой для инвесторов остаются коррупция и бюрократия. Они отпугивают новых инвесторов, которые могли бы прийти в Россию. Но и для тех компаний, которые уже инвестируют в Россию, это большая проблема. У России до сих пор не сложилась положительная репутация за границей, пояснил Мартин Ян. Инвесторы видят положительные сдвиги, но надо понимать и то, что сделанного пока явно недостаточно.

Инвесторы в автопроме рассчитывают и на финансовые стимулы. И, как минимум, не в меньшей степени на поддержку экспорта, в первую очередь, — в страны СНГ и в Восточную Европу.

Дефицит кадров

Острый вопрос — дефицит квалифицированных кадров. С этой проблемой сталкиваются все инвесторы, пришедшие в последние годы в России — и в Калугу, и в Санкт-Петербург, и в Ленинградскую область. Не хватает не только людей необходимой квалификации, но и самого количества людей недостаточно. Проблема уже сегодня стоит остро, хотя заводы еще не вышли на полную проектную мощность, подчеркнул главный маркетолог Volkswagen Group Rus. Необходимы образовательные программы, программы переподготовки кадров, которые позволят использовать потенциал рынка труда в этих регионах.

Volkswagen Group Rus участвует в развитии профессонального образования в Калуге, но очевидно, что вся российская система образования должна быть пересмотрена. Решать задачу следует на общегосударственном уровне, а не силами отдельных компаний. Техническое и профессиональное образование в России должно меняться в соответствии с новыми потребностями экономики в целом, и автопрома — в частности. Нехватка рабочей силы, тем более квалифицированной, может свести на нет усилия по созданию привлекательных условий для инвесторов.

Подготовила Юлия Литвинова

20 июля, 2010 г.