• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Штрихи к портрету российского предпринимателя

Он занят по преимуществу в потребительском секторе, работает в среде с высокой конкуренцией. Большинство из предпринимателей ориентированы на внутренний рынок, на новейшие технологии рассчитывают лишь немногие из них, отмечает координатор GEM по России, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента Высшей школы менеджмента СПбГУ Ольга Верховская

первая часть статьи

Слой тонок

В исследованиях глобального мониторинга предпринимательской активности (GEM, Global Entrepreneurship Monitor) Россия участвует с 2006 года.Данные GEM показывают, что в России менее 5% населения планируют открыть собственное дело в ближайшие три года. При этом около половины из них в настоящее время уже являются предпринимателями и планируют открыть дополнительный бизнес. То есть результаты мониторинга показывают, что предпринимательское сообщество в нашей стране не имеет тенденции к быстрому росту и расширению. И это несмотря на низкую базу — уровень предпринимательства (как общая активность, так и ранняя предпринимательская активность) остается одним из самых низких среди стран GEM в течение всех лет участия России в проекте. В России уровень предпринимательской активности, ТЕА, составил 3,49% в 2008 г. и 3,9% в 2009 г. Между тем в среднем в эффективностно-ориентированных экономиках — то есть в группе стран, к которым относится и Россия, этот показатель составил 11,4 в 2008 г. и 11,2 — в 2009 г. В инновационно-ориентированных (развитых странах) показатели  6,8% и 6,3% соответственно, а в ресурсно-ориентированных — 15,9% и 17,7% (рос, несмотря на глобальный кризис).

Общая российская предпринимательская активность в 2008 г. составила 4,4% населения в возрасте от 18 до 64 лет. То есть ранних и устоявшихся предпринимателей в нашей стране в разы меньше, чем в экономиках того же типа. К тому же показатели выхода из бизнеса выросли с 1,1% до 2,2%, что можно объяснить кризисом.

В 2009 г. наибольшую активность в создании новых бизнесов продемонстрировали жители российских городов с населением от 500 тыс. до 1 млн чел. (в 2008-м г. — от 20 до 100 тысяч). Причем выросла в этих городах ранняя предпринимательская активность. В городах-миллионниках активность также возросла. Однако на основании выборки сложно говорить о тренде.

Наименее активны в создании бизнеса респонденты в сельской местности (активность уменьшилась по сравнению с 2008-м), при этом доля потенциальных предпринимателей превышает уровень раннего предпринимательства, что свидетельствует о том, что существующий потенциал развития бизнеса не реализуется в силу неблагоприятных условий.

Накорми себя сам

Последние три года отмечалось, что российские предприниматели — это наиболее ориентированные на рост предприниматели среди всех стран — участниц проекта. То есть они стремились не только обеспечить себя работой, но и создать более 20 рабочих мест в течение 5 лет. Если исходить из докризисной ситуации, то потенциал нацеленных на рост компаний — 1,5 млн новых рабочих мест в течение 5 лет.

К сожалению, в 2009-м г., и это объяснимо условиями кризиса, данные стали иными. Лишь 5% устоявшихся предпринимателей и 20% ранних планировали существенно увеличить численность сотрудников (в 2008 г. 12% устоявшихся и 13% ранних).

В минувшем году зафиксировано увеличение самозанятых, т.е. тех, кто создает рабочие места для себя и для членов своей семьи. Такого рода бизнесы не нацелены на устойчивое развитие и создаются как место временного трудоустройства для сокращенных на крупных предприятиях.

Ранняя предпринимательская активность мужчин в России в 2009-м г. составила 4,58%, а женщин — 3,23% (4,5% и 2,5%, соответственно,  в 2008-м г.), причем такое соотношение относительно устойчиво по годам. Однако активность устоявшихся предпринимателей — мужчин и женщин — близка: 2,42% и 2,16%. Это говорит о том, что на этапе развития бизнеса женщины более успешны. Отметим, что предпринимательская активность женщин подвержена влиянию таких факторов, как удовлетворенность окружающими жизненными условиями, а с точки зрения внешних условий деятельности — высока их доля в экономике сектора услуг, поскольку именно на эту сферу направлена по преимуществу активность женщин-предпринимателей.

И стар, и млад

Среди ранних предпринимателей наибольшую активность демонстрируют респонденты в возрасте 25-34 лет, однако их доля в минувшем году заметно понизилась: с 41% в 2008-м г. до 28% в 2009-м. Это произошло за счет роста доли лиц более старшей  возрастной группы 45-54 (с 10% до 25%). Доля группы 35-44 составляет 48%, а среди устоявшихся — 64%.

Более того, респонденты этой возрастной группы считают свои знания и опыт, подготовленность и компетентность недостаточными для начала собственного бизнеса (уверены в своей компетентности 23,6% опрошенных; причем среди женщин уверенных меньше, чем среди мужчин), хотя карьера предпринимателя является желательной для 60% опрошенных (см. График). Впрочем, еще больший скепсис в отношении собственных возможностей характерен  для юных предпринимателей — в возрастной группе  18-24 только 20% уверены, что обладают достаточными компетенциями для начала собственного дела. Больше всего оптимистов в  возрастной группе 25-44 — каждый третий из опрошенных в этой группе полагает, что обладает и необходимым опытом, и компетенциями.

График. Распределение ранних и устоявшихся предпринимателей по возрастным группам

Распределение ранних и устоявшихся предпринимателей по возрастным группам

Источник: Глобальный мониторинг предпринимательства, Россия 2009

Качество предпринимательства

В России 58% ранних предпринимателей и 69% устоявшихся уверены, что не предоставляют оригинальных товаров на рынке. Однако среди ранних предпринимателей устойчиво высока доля тех, кто убежден в новизне своих продуктов — 22%.

В отношении использования новых технологий наблюдается та же закономерность, что и при оценке новизны продукции: ранние предприниматели демонстрируют более оптимистичные мнения. 4,07% ранних предпринимателей нашей страны уверены, что используют новейшие (до 1 года) технологии, а среди устоявшихся таких лишь 2,49%. В целом, в России 81% ранних и 76% устоявшихся предпринимателей используют технологии, существующие более 5 лет.

Практически 75% как ранних, так и устоявшихся предпринимателей оценивают конкуренцию на рынке как интенсивную. Что и понятно, если  учесть, что  большинство из них — 60% ранних предпринимателей — работают в потребительском секторе. Понятна в этой связи и высокая ориентация российских предпринимателей на внутренний рынок. Подавляющая часть ранних предпринимателей в нашей стране (порядка 90%) не имеют иностранных потребителей.

Подготовила Юлия Литвинова

14 июля, 2010 г.