• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россия и Египет

По итогам июньского тендера на закупку пшеницы Египет приобрел у компании «Venus» 60 тыс. т. российской пшеницы. С учетом тех разногласий, что существовали вокруг поставок российской пшеницы год назад, это говорит о положительной динамике развития российско-египетских торговых связей, хотя определенные препятствия сохраняются, отмечает эксперт МГИМО (У) МИД России Эльдар Касаев

«Пшеничный скандал»

Год назад партия российской пшеницы, которая находилась в Александрии, была признана египетскими властями непригодной для потребления (из-за большого количества в ней долгоносиков), в результате чего было вынесено постановление о задержке продукции с целью ее подготовки к возврату.

Чуть ранее, весной 2009 г., та же участь постигла 52,5 тыс. т отечественной пшеницы в Египте, поскольку в ней были обнаружены семена сорняков и мертвые насекомые.

В результате появилось распоряжение о реэкспорте из Египта чуть более 100 тыс. т. российской пшеницы в связи с ее низким качеством и несоответствием требованиям к импорту.

Казалось бы, следующей жесткой мерой со стороны Каира станет полный запрет на ввоз отечественной продукции, однако усилиями российских чиновников «пшеничного эмбарго» удалось избежать и вернуть все на круги своя.

Так, с июля 2009 г. по июнь 2010 г. доля импортируемой Египтом пшеницы из России составила 58,7%. По данному показателю Москва существенно опередила двух других традиционных поставщиков данного вида продукции — Францию (27,2%) и США (7,6%).

После этого скандала министр внешней торговли и промышленности Египта Мохамед Рашид сообщил о том, что в рамках новой системы проверки импортируемой пшеницы ее инспектирование специалистами карантинной службы будет проводиться лишь в портах погрузки для отправки в эту североафриканскую страну. Повторная поверка на территории самого Египта осуществляться карантинной службой не будет; однако тут инспектирование будут проводить министерство здравоохранения и генеральная организация контроля над импортом и экспортом.

Среди прочих нововведений было требование в отношении поставки пшеницы партиями объемом 55–60 тыс. т. Ранее российская пшеница часто поставлялась партиями объемом 30 тыс. т. Кроме того, теперь продукция должна отгружаться только в одном порту. Все указанные изменения правил распространяются на партии с поставкой после 1 июля 2010 г.

Не хлебом единым

В последние годы российско-египетское экономическое сотрудничество в целом характеризуется устойчивой динамикой развития (см. Таблицу).

Таблица. Российско-египетская внешняя торговля (млн долл.)

Год2004 20052006200720082008
янв.- март
2009
янв.-март
Оборот   830,21125,81373,02124,82064,7569,5601,4
рост в %199,4135,6122,0154,897,2 105,6
Экспорт774,11048,51241,41951,6 1856,3465,7496,4
рост в %205,0135,4118,4157,295,1 106,6
Импорт56,177,4131,6173,2208,4103,8105,0
рост в %145,0137,9170,1131,6120,4 101,2

Источник: ФТС России

Из таблицы видно, что за период с 2004 по 2008 гг. внешняя торговля между двумя странами увеличилась в 2,5 раза, в том числе российский экспорт — в 2,4 раза. Тем не менее, доля Египта в объеме внешней торговли России по-прежнему является незначительной (0,3–0,4%) и не вполне соответствует экономическому потенциалу обоих государств.

По итогам 2008 г., вследствие мирового финансово-экономического кризиса, впервые за последние 6 лет, годовой товарооборот был ниже на 2,8%, чем в предыдущем 2007-м году. Негативные последствия кризиса были ощутимы и в первом квартале 2009 г., когда объем взаимной торговли был на 5,6% меньше аналогичного периода 2008 г.

Какую же продукцию Россия поставляет в Египет?

Основную часть отечественного экспорта составляют продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (38,4% в 2008 г.), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (24,6%), металлы и изделия из них (23%), машины, оборудование и транспортные средства (4,3%), химическая продукция (2,2%).

Стоит заметить, что в разные периоды времени удельный вес того или иного товара в общем объеме экспорта менялся в зависимости от потребностей египетского рынка. Так, по итогам первых трех месяцев 2009 г. доля российских поставок продовольственных товаров, в первую очередь зерна, увеличилась до 54,8%.

Чем же представлен российский импорт из Египта?

Это преимущественно сельскохозяйственная продукция (83% в 2008 году). Россия также импортирует потребительские товары (текстиль, изделия из него, обувь — 4,5%, ковры — 3,2%) и продукцию химической промышленности — 1,7%,  в том числе  фармацевтическую — 0,9%.

Заметим, что Россия не заинтересована в наращивании импорта необработанного минерального сырья из Африки в целом и Египта в частности , что выгодно отличает ее от других игроков: США, Китая, Индии.

В активе и перспективе

Крупный российский бизнес осуществляет на территории Египта несколько серьезных инвестиционных проектов.

Осенью 2003 г. российско-германский консорциум «Силовые машины» — «Фойт Сименс Хайдро Пауэр Дженерейшн» подписал с египетской стороной контракт стоимостью 72 млн евро на реконструкцию 12 генераторов ГЭС Высотной Асуанской плотины. В настоящее время завершена реконструкция  шести из двенадцати блоков. Работу по контракту планируется завершить в течение 2010 г.

Основным проектом двустороннего инвестиционного сотрудничества, пожалуй, можно назвать производство пассажирского самолета ТУ-204-120. Контракт на строительство 25 самолетов был заключен между египетской фирмой «Сирокко Аэроспейс Интернейшенел» и российским консорциумом в составе Ульяновского авиационного комплекса «Авиастар», авиационного конструкторского бюро им. А.Н. Туполева и компанией «Авиаэкспорт».

В перспективе возможно еще более весомое укрепление и развитие инвестиционных связей между Москвой и Каиром.  Привлекательным в этом отношении выглядит двустороннее сотрудничество по тем категориям сырья, в производстве, переработке, транспортировке и сбыте которых Россия располагает потенциалом стать мировым лидером. Прежде всего, это относится к углеводородным энергоносителям.

Российский «Лукойл», владеющий долями в месторождениях Мелейа и Западная Эш Эль-Маллаха, ведет разведку и добычу нефти на территории Египта. В 2003 г. компания заключила два новых концессионных соглашения на разведку и добычу нефти в Суэцком заливе. Объем добычи и экспорта нефти российской нефтяной компанией составляет ежегодно около 650 тыс.тонн.

В 2006 г. российская газовая компания «Новатэк» подписала с египетскими компаниями «EGAS» и «Tharwa Petroleum» меморандумы о взаимопонимании по геологоразведке и добыче газа в стране. Вскоре стороны создали совместное предприятие, и с 2008 г. «Новатэк» начал проводить геологоразведку на газ на шельфовом месторождении Эль-Ариш, владея его 50%-ой долей. Инвестиционные обязательства российской компании составляют 40 млн долл. Любопытно, что выход на египетский рынок — это первый зарубежный проект «Новатэка», до сих пор работавшего исключительно на территории России. Кроме того, российская сторона обсуждала с египетскими коллегами вопросы участия «Новатэк» в торгах на приобретение концессии на разработку нефтегазового месторождения  Абу Кир.

Несмотря на то, что в марте 2005 г. аналогичный меморандум с «EGAS» о геологоразведке, добыче и создании транспортной инфраструктуры в Египте подписал «Газпром», однако в конкретные соглашения этот документ не вылился.

Тем не менее, российский газовый монополист все еще проявляет весьма активный интерес к египетскому рынку энергоносителей. Руководство «Газпрома» продолжает переговорный процесс по продаже египетского газа. В частности, глава правления монополии Алексей Миллер и министр Мухаммад Рашид обсуждали перспективы сотрудничества и экспорта газа. Кроме того, компания «Газпром экспорт» заявила о своей готовности строить газопроводы из Египта в Иорданию, Сирию и Ливан.

Энергетическое сотрудничество между Россией и Египтом не ограничивается лишь нефтью и газом. Ярким тому примером служит подписанное сторонами 25 марта 2008 г. межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Заключение указанного соглашения стало особенно актуальным после того, как Министерство электроэнергетики Египта утвердило план по строительству атомных электростанций близ побережья Средиземного моря. Первая станция может быть введена в эксплуатацию в 2015–2016 гг. Стоимость проекта оценивается в 1,5 млрд долл.

Российский интерес и возможности на этом направлении очевидны. После того, как весной 2009 г. вступило в силу Соглашение 2008 г., египетские власти всерьез рассматривают российские компании в качестве участников ядерной электрификации страны. Например, министр электрификации и энергетики Египта Хасан Ахмед Юнис уже предлагал руководству «Росатома» принять участие в международном тендере на строительство первой египетской АЭС. По нашему мнению, «Росатом» вряд ли откажется от такого рода предложения.

Назад в будущее

Необходимо особо подчеркнуть, что существенную работу для продвижения двустороннего делового взаимодействия проводит сформированная в соответствии с Соглашением 1992 г. Совместная Российско-Египетская Комиссия по торговому, экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

На седьмом заседании Комиссии, которое состоялось 2–3 июня 2009 г. в Москве, стороны наметили «амбициозные количественные и качественные цели сотрудничества»: создание российско-египетской зоны свободной торговли, реализацию инвестиционных проектов в нефтегазовом и электроэнергетическом секторах, в сферах машиностроения и авиастроения. Обсуждались, кроме того, проблемы обеспечения роста товарооборота, в том числе за счет диверсификации номенклатуры товаров и услуг, насыщения взаимной торговли продукцией с высокой добавленной стоимостью и высокотехнологичными товарами, задействования механизма преференциальной торговли. В подписанном итоговом протоколе сказано об углублении сотрудничества и по таким наукоемким направлениям, как атомная энергетика и космические исследования.

Следует заметить, что египетская экономика одна из наиболее динамично развивающихся в арабском мире, демонстрирует впечатляющие макроэкономические показатели, увеличивается доля экспорта во внешнеторговом балансе.

Располагая 1,9 трлн куб. м. доказанных запасов природного газа, Египет занимает третье место в Африке после Алжира и Нигерии по данному показателю. В этой связи в начале XXI века Египет превратился в крупного поставщика «голубого топлива». Однако экономика страны не сидит на сырьевой игле. Местное правительство стремится развивать конкурентоспособное промышленное производство, ориентированное как на внутреннего потребителя, так и на внешний рынок. Во многом свои долгосрочные экономические планы Каир связывает с Москвой.

В этом отношении особого внимания заслуживает упомянутая выше реализация египетским правительством программы развития промышленных зон, создающей необходимые бизнес условия для долгосрочного территориального развития, формирования прав владения и управления частными предприятиями в рамках положений о партнерстве государства с частным капиталом. Вот основные положения указанной программы:

  • полная свобода в части определения цены при сдаче в аренду или при продаже недвижимости, в том числе помещений и земельных участков, а также коммуникаций;
  • доброжелательные бизнес условия для частного капитала и для других участников промышленной зоны на стадии начала проекта и в ходе его осуществления;
  • правительственная программа «одного окна» для всех вопросов инвестора;
  • маркетинговая поддержка при инвестировании и начале работы на новых рынках;
  • отсутствие ограничений на иностранное участие в предприятии;
  • привлекательный пакет стимулов.

Для воплощения перечисленных целей властями Каира была учреждена Генеральная организация индустриального развития (ГОИР), имеющая следующие полномочия:

  • создание условий для деятельности и развития частного капитала в промышленных зонах;
  • проведение политики министерства торговли и промышленности по вопросам индустриализации и развития промышленных зон;
  • разработка критериев статуса промышленных зон и условий работы в них;
  • координация с другими правительственными структурами в части создания адекватного механизма регулирования политики управления проектами.

Стоит особо отметить, что ГОИР с февраля 2006 г. активно продвигала идею создания промышленных зон по национальному признаку инвесторов, в том числе российской. Результат не заставил себя долго ждать. 10 апреля 2007 г. во время визита министра промышленности и энергетики России Виктора Христенко в Каир состоялось подписание меморандума о создании российской промышленной зоны в Египте.

Затем 23 июня 2009 г. президенты Дмитрий Медведев и Хосни Мубарак подписали Договор о стратегическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет. В документе речь идет о развитии инвестиционного сотрудничества, инфраструктурных проектов в области энергетики, альтернативных источников энергии, жилищного строительства, транспорта, коммуникационных технологий и туризма.

Примечательно, что стороны в тексте договора, помимо прочего, зафиксировали стремление к обеспечению упрощенного торгового обмена и необходимость «изучить вопрос о создании зоны свободной торговли».

К сожалению, спустя год, говорить о какой-либо существенной практической реализации программы по созданию особой промышленной зоны для российского бизнеса не приходится. Однако, принимая во внимание, что стратегический договор подписан на 10 лет и будет автоматически продлеваться, если одна из сторон в письменном виде не заявит о желании прекратить его действие, в ближайшее время не следует ожидать форсирования переговорного процесса.

Таким образом, охарактеризовав сегодняшние торговые отношения между Россией и Египтом, можно прийти к выводу, что взаимные усилия сторон направлены на установление более тесного сотрудничества в энергетической, строительной, космической сферах. Также не стоит оставлять без внимания банковский и туристический секторы.

Однако препятствия для достижения этих целей все же весьма серьезные.

Во-первых, слабо развитая нормативно-правовая база Египта, которая бы обеспечивала гарантии иностранным инвесторам.

Во-вторых, в России до сих пор не завершено создание аналога существующих в других развитых странах агентства развития, через которое могли бы реализовываться совместные гуманитарные программы, программы помощи и сотрудничества.

В-третьих, различные политические, экономические и правовые риски, с которыми могут столкнуться потенциальные российские инвесторы в Египте, вынуждают их тщательно анализировать целесообразность и привлекательность того или иного совместного проекта, прежде чем начать вкладывать в него средства.

Эльдар Касаев, специалист по инвестициям в энергетику стран Ближнего Востока и Африки

1 июля, 2010 г.